Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.
статья (5 класс)

Антонина Леонидовна Харламова

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии

в дополнительном образовании детей.

Автор: Харламова А.Л.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

   Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

  Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

  Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип «Не навреди!»

Принцип сознательности и активности.

Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Всестороннего и гармоничного развития личности.

Системного чередования нагрузок и отдыха.

Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.

  Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

  Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времён: ещё Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. А большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей".

  Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек.

  Что же может сделать школа и педагогические работники для сохранения и развития здоровья каждого ученика? Каковы же приоритеты заботы о здоровье обучающихся?

  Прежде всего, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (объем, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся).

  Очень важно помнить о том, что в любом поступке, действии обучающегося сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Неудачи в деятельности, разочарования угнетают психологическое ребенка и, как следствие, ухудшают общее состояние здоровья.

  Не менее важный приоритет в вопросе здоровьесбережения детей - активность. Только активное включение обучающихся в процесс снижает риск переутомления.

  В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:

санитарно-гигиенические,

психолого-педагогические,

физкультурно-оздоровительные.

  Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:

  Критерии санитарно-гигиенические- это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете.

  К психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.

  Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

  Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

  Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.     Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы

  Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий. Так, например, точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

На своих занятиях я использую такие упражнения:

Гимнастика для глаз.

(По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.)

1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

Пальчиковая гимнастика.

  Главная цель пальчиковой гимнастики, её полезная функция –

стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, и подготовка руки к письму.

  Но параллельно с основной, пальчиковая гимнастика решает и

дополнительные задачи, обусловленные особенностями младшего возраста детей:

1 – учит концентрации внимания и умению слушать преподавателя,

2 – реализует потребность детей младшего школьного возраста в игре,

3 – развивает эмоциональную восприимчивость и художественное

мышление,

4 – даёт ребёнку возможность раскрыть и проявить творческие способности.

Как я работаю в этом направлении?

1. Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса проводится в течение2– 3мин.

2.Включает4–6упражнений.

3. Выполняется в следующей последовательности для кончиков пальцев, кисти, предплечья, плеча.

1. Для начала следует разогреть мышцы кистей и пальцев рук. Для этого прекрасно подходят упражнения, имитирующие работу с пластилином :

- «скатать» между ладоней шарик, брусочек, размять лепёшку,

- то же самое сделать между большим (1) и остальными пальцами.

- «Греем ладоши». Трем ладони друг о друга до ощущения тепла.

2. Далее следует группа упражнений на напряжение и расслабление мышц.

  Их суть – в фиксации определённого положения кистей или пальцев рук.

  Чтобы детям было интересно, с каждым заданием следует связать знакомые ассоциативные образы.

  «Поссорились — помирились». Пальцы одной руки вытянуты и разведены в стороны — “поссорились”. Пальцы прижаты друг к другу — “помирились”. Чередовать эти две позиции, сопровождая соответствующими словами. Упражнение выполнить для одной руки, для второй, для двух одновременно.

  Так же можно сопровождать короткими стихотворениями.

Выполняем команды:

«Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок и зажали в кулачок.»Читаем стихотворение 3 раза и выполняем соответствующие движения, постепенно увеличивая темп.

« На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли».

( Руки сложить в замок , переплетая пальцы. Читая стих, ритмично

раскачиваем «замок».)

  На слове «постучали» ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. На слове «покрутили» одну руку тянем на себя, а другую от себя, попеременно меняя их. На слове «потянули» тянем руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не расцепляя их. На словах «и открыли» резко отпускаем руки и широко разводим их в стороны). Упражнения, сопровождающиеся чтением стихотворений,содержат элементы дыхательной, мимической и речевой разминки.

  Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

  Выполняя эти несложные упражнения вместе с учениками, мы прививаем им полезную для здоровья привычку – делать зарядку, помогаем им «переключится» и снять напряжение.

   Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Применение педагогами доп.образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.Цель д...

Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...

Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка....

Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.

Статья о применении здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии на занятиях дополнительного образования детей и подростков (методические рекомендации)

В методических рекомендациях   "Здоровьесберегающие  технологиии  на занятиях в дополнительном образовании для детей и подростков"  разработанных для педагогов и учи...