Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования
статья

Галина Алексеевна Калмыкова

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приоритетным направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ms.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования

Калмыкова Г.А., г. Надым,

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования «Центр развития творчества «Созвездие»,

заместитель директора

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приоритетным направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.

Эффективным способом развития у детей технического мышления, склонностей к технической деятельности и творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление элементов техники, самостоятельное создание обучающимися технических объектов, обладающих признаками полезности и объективной или субъективной новизны. Актуальным становится создание условий для выше обозначенных видов технической деятельности детей различных возрастных групп.

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие» имеется Мастерская, общей площадью 90,9м2, где располагается столярное и токарное оборудование. Обработка изделия на них производилась в основном путем механического воздействия. 

С 2018 года учреждение ведет активную работу по созданию условий для технического творчества обучающихся, модернизируя и совершенствуя имеющиеся условия: на базе Мастерской «Хай-Тек территория» реализуются дополнительные программы технической направленности: «Авиамоделирование», «Трассовый автомоделизм», , «3D БУМ – Будем Уметь Моделировать», с 2019 года реализуется программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка»; в распоряжении обучающихся имеется не только столярное и токарное оборудование (станок рейсмус «Корвет-21», станок шлифовальный (комбинированный), токарный станок «Корвет-76»), но и фрезерный станок с ЧПУ по дереву и пластику, станок лазерной резки с чиллером GARD, 3-D принтер; в работе обучающимися применяется компьютерное оборудование, позволяющее осуществлять работы не только механически, но и с помощью компьютерных технологий: использование программ «Blender 3D», CorelDraw, RDWorksV8, поисковых систем интернета.

Эффективность осуществляемой деятельности подтверждается следующими результатами:

- расширен спектр дополнительных программ технической направленности, реализующихся на базе Мастерской «Хай-Тек территория» (2017/2018 уч.г. – 1 программа, 2018/2019уч.г. – 5);

- увеличено количество обучающихся, занимающихся в мастерской по дополнительным программам с 24 (2017/2018 уч.г) до 84 человек (2018/2019);

- активность участия в конкурсах различного уровня составил 15% от количества занимающихся в мастерской;

- согласно проведенному краткосрочному педагогическому исследованию, интерес детей к техническому виду творчества возрос на 16,8%. При этом 24% детей отметили, что важную роль для них играет возможность применения полученных навыков на практике, что доказывает эффективность внедряемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности.

Постоянный поиск новых путей привлечения детей к «технической мысли», современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий требует перехода на новые формы организации работы.

В 2019 году нами разработан проект «Фаблаб: от увлечения к профессии», который получил грантовую поддержку ЯНАО в размере 500тыс. рублей.

Проект «Фаблаб: от увлечения к профессии» (далее – «Фаблаб») содержит в себе элементы научно-технического и инженерного творчества, погружённые в самую современную инновационную среду.

Мы предлагаем своеобразную альтернативу кванториуму - Фаблаб (Fablab – fabrication laboratory) - «производственная лаборатория». Это новая технологическая идеология, «мастерская 21 века», в некотором роде уникальная форма организации работы обучающихся по технической направленности. По утверждениям создателей концепции фаблабов, такие лаборатории позволяют с помощью доступного программного обеспечения и специального оборудования производить «практически все, что угодно» от идеи до продукта.

Для охвата большого спектра современных технических технологий образовательная часть проекта разделена на 4 части (кластера):

- первый кластер – это станки с числовым программным управлением и оборудование, с ними связанное;

- второй кластер - это трёхмерная печать на высокоточных принтерах с использованием современных материалов;

- третий кластер - изучение и использование в работе устройств для осуществления трёхмерного сканирования и обработки полученных виртуальных моделей;

- четвертый кластер – освоение электротехнических навыков.

В рамках проекта будет приобретено дополнительное оборудование: оборудование для 3D печати и прототипирования, паяльная станция с автоподачей припоя, стартовые наборы электроника и электронные наборы, наборы радиоэлектронных компонентов.

Все это позволит не только технически усовершенствовать территорию производства, но и создать центр генерации идей, в которой будет функционировать непрерывная научно-технологическая среда, способствующая расширению технического творчества обучающихся, проектированию и изобретательству, их интеллектуальной смелости.

Таким образом, реализация проекта позволит создать единое научно – технологическое пространство в образовательном учреждении дополнительного образования детей, способствующего:

- популяризации и распространению технического творчества, инженерного образования,

- профессиональному самоопределению обучающихся,

- формированию практических навыков проектной деятельности, конструирования, программирования, моделирования и прототипирования;

- дальнейшему развитию инновационной деятельности учреждения,

- расширению спектра дополнительных программ технической направленности

- развитию не только так называемых хардовых навыков - пилить, печатать на 3D или строить коптеры, сколько развивать у детей креативное мышление и умение работать в команде.

Фаблаб – это своеобразная среда  ускоренного развития ребенка, как по научно-техническим компетенциям, так и компетенциям софтовым.

Важным шагом в дальнейшем развитии проекта станет присоединение к сети функционирующих ФабЛабов, а также выход обучающихся на конкурс WorldSkills Russia Юниор по компетенции «Лазерные технологии» либо «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования

Городской теоретико-практический семинар для педагогов...

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Информация о реализации плана работы над темой по самообразованию...

Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования

О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"

Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...