Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования
статья
В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приоритетным направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_ms.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования
Калмыкова Г.А., г. Надым,
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества «Созвездие»,
заместитель директора
В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приоритетным направлением профессиональной подготовки ставится инженерия.
Эффективным способом развития у детей технического мышления, склонностей к технической деятельности и творчеству является практическое изучение, проектирование и изготовление элементов техники, самостоятельное создание обучающимися технических объектов, обладающих признаками полезности и объективной или субъективной новизны. Актуальным становится создание условий для выше обозначенных видов технической деятельности детей различных возрастных групп.
В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие» имеется Мастерская, общей площадью 90,9м2, где располагается столярное и токарное оборудование. Обработка изделия на них производилась в основном путем механического воздействия.
С 2018 года учреждение ведет активную работу по созданию условий для технического творчества обучающихся, модернизируя и совершенствуя имеющиеся условия: на базе Мастерской «Хай-Тек территория» реализуются дополнительные программы технической направленности: «Авиамоделирование», «Трассовый автомоделизм», , «3D БУМ – Будем Уметь Моделировать», с 2019 года реализуется программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка»; в распоряжении обучающихся имеется не только столярное и токарное оборудование (станок рейсмус «Корвет-21», станок шлифовальный (комбинированный), токарный станок «Корвет-76»), но и фрезерный станок с ЧПУ по дереву и пластику, станок лазерной резки с чиллером GARD, 3-D принтер; в работе обучающимися применяется компьютерное оборудование, позволяющее осуществлять работы не только механически, но и с помощью компьютерных технологий: использование программ «Blender 3D», CorelDraw, RDWorksV8, поисковых систем интернета.
Эффективность осуществляемой деятельности подтверждается следующими результатами:
- расширен спектр дополнительных программ технической направленности, реализующихся на базе Мастерской «Хай-Тек территория» (2017/2018 уч.г. – 1 программа, 2018/2019уч.г. – 5);
- увеличено количество обучающихся, занимающихся в мастерской по дополнительным программам с 24 (2017/2018 уч.г) до 84 человек (2018/2019);
- активность участия в конкурсах различного уровня составил 15% от количества занимающихся в мастерской;
- согласно проведенному краткосрочному педагогическому исследованию, интерес детей к техническому виду творчества возрос на 16,8%. При этом 24% детей отметили, что важную роль для них играет возможность применения полученных навыков на практике, что доказывает эффективность внедряемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности.
Постоянный поиск новых путей привлечения детей к «технической мысли», современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий требует перехода на новые формы организации работы.
В 2019 году нами разработан проект «Фаблаб: от увлечения к профессии», который получил грантовую поддержку ЯНАО в размере 500тыс. рублей.
Проект «Фаблаб: от увлечения к профессии» (далее – «Фаблаб») содержит в себе элементы научно-технического и инженерного творчества, погружённые в самую современную инновационную среду.
Мы предлагаем своеобразную альтернативу кванториуму - Фаблаб (Fablab – fabrication laboratory) - «производственная лаборатория». Это новая технологическая идеология, «мастерская 21 века», в некотором роде уникальная форма организации работы обучающихся по технической направленности. По утверждениям создателей концепции фаблабов, такие лаборатории позволяют с помощью доступного программного обеспечения и специального оборудования производить «практически все, что угодно» от идеи до продукта.
Для охвата большого спектра современных технических технологий образовательная часть проекта разделена на 4 части (кластера):
- первый кластер – это станки с числовым программным управлением и оборудование, с ними связанное;
- второй кластер - это трёхмерная печать на высокоточных принтерах с использованием современных материалов;
- третий кластер - изучение и использование в работе устройств для осуществления трёхмерного сканирования и обработки полученных виртуальных моделей;
- четвертый кластер – освоение электротехнических навыков.
В рамках проекта будет приобретено дополнительное оборудование: оборудование для 3D печати и прототипирования, паяльная станция с автоподачей припоя, стартовые наборы электроника и электронные наборы, наборы радиоэлектронных компонентов.
Все это позволит не только технически усовершенствовать территорию производства, но и создать центр генерации идей, в которой будет функционировать непрерывная научно-технологическая среда, способствующая расширению технического творчества обучающихся, проектированию и изобретательству, их интеллектуальной смелости.
Таким образом, реализация проекта позволит создать единое научно – технологическое пространство в образовательном учреждении дополнительного образования детей, способствующего:
- популяризации и распространению технического творчества, инженерного образования,
- профессиональному самоопределению обучающихся,
- формированию практических навыков проектной деятельности, конструирования, программирования, моделирования и прототипирования;
- дальнейшему развитию инновационной деятельности учреждения,
- расширению спектра дополнительных программ технической направленности
- развитию не только так называемых хардовых навыков - пилить, печатать на 3D или строить коптеры, сколько развивать у детей креативное мышление и умение работать в команде.
Фаблаб – это своеобразная среда ускоренного развития ребенка, как по научно-техническим компетенциям, так и компетенциям софтовым.
Важным шагом в дальнейшем развитии проекта станет присоединение к сети функционирующих ФабЛабов, а также выход обучающихся на конкурс WorldSkills Russia Юниор по компетенции «Лазерные технологии» либо «Фрезерные работы на станках с ЧПУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.
Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....
Методические рекомендации "Развитие технических навыков игры на аккордеоне у обучающихся в системе дополнительного образования детей" 2014г.
Методика работы с детьми по развитию навыков игры...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования
Городской теоретико-практический семинар для педагогов...
«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Информация о реализации плана работы над темой по самообразованию...
Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования
О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"
Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...