Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования
презентация к уроку на тему

Скловская Елена Евгеньевна

Городской теоретико-практический семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gorodskoy_seminar.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской теоретико-практический семинар «Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования» Март 2012 Г. Покачи

Слайд 2

российского образования ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО В ОСНОВУ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУТ ПОЛОЖЕНЫ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Слайд 3

«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире…» Д. Медведев «Ежегодное послание Федеральному собранию» 2008 г.

Слайд 4

Цель семинара: определить состав ключевых компетенций, выявить психолого-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования ключевых компетенций у обучающихся в системе дополнительного образования

Слайд 5

Задачи семинара: Изучить теоретические аспекты компетентностного подхода в системе дополнительного образования обучающихся; Рассказать о видах педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании для развития ключевых компетенций; Изучить и популяризовать опыт работы педагогов дополнительного образования; Повысить профессиональный уровень педагогов дополнительного образования.

Слайд 6

Программа семинара: 14.00 – кабинет № 26. Круглый стол: «Компетенции как миф и реальность современной практики, или Почему так путаются мысли… Компетенции как результат образования. Формирование ключевых компетенций». 14.30– кабинет № 4 . Мастер-класс Барсуковай Людмилы Николаевны «Формирование общекультурных компетенций через создание русского национального костюма» 14.30– кабинет № 8 . Мастер-класс Галимовой Ильмиры Ильдусовны«Формирование общекультурных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования через развитие хореографических способностей обучающихся» 15.00– кабинет № 21 . Мастер-класс Пестряковой Надежды Ивановны «Школа эстрадного вокала. Обзор методической литературы по развитию вокальных способностей обучающихся в системе дополнительного образования». 15.00– спортивный зал . Мастер-класс Скриплюка Валерия Федоровича «Забота о здоровье, как одна из основных компетенций личностного самосовершенствования обучающихся (из практики деятельности спортивных секций)». 15.30 – кабинет № 26. Подведение итогов. Закрытие семинара.

Слайд 7

Круглый стол: «Компетенции как миф и реальность современной практики, или Почему так путаются мысли… Компетенции как результат образования. Формирование ключевых компетенций»

Слайд 8

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов .

Слайд 9

«Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой » А.В.Хуторской СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 10

Не передать сумму знаний, а формировать компетентности

Слайд 11

Что такое компетентностный подход? Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах

Слайд 12

Сущность компетентностного подхода в образовании Компетенция (многозначное слово, от лат. c о mpetere – добиваюсь, соответствую, подхожу) - это не только знания, умения и навыки , но и ценностные ориентиры, поведенческие реакции и привычки, операционно-технологический опыт Компетентность (от лат. competens (competentis) – надлежащий, способный) - обладание знаниями и опытом, позволяющим судить о чем-либо; веское, авторитетное мнение СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 13

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией , включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности знание в действии , умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

Слайд 14

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?) Этическая (как к этому отнесутся люди?) Когнитивная (что?) Социальная (с кем?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Слайд 15

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт , позволяющий действовать в новых , неопределенных проблемных ситуациях , для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 16

Структура компетенции Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция Знания Способности Умения Индивидуальные характеристики Специализация Профессионализм

Слайд 17

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 18

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность; надпредметность и междисциплинарность; многомерность; основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом развитии человека; формируемость в процессе обучения в школе , а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры , др. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 19

Виды ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Учебно-познавательная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования

Слайд 20

КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 21

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере ( например, владение эффективными способами организации свободного времени. ) Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Слайд 22

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Слайд 23

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее формируются при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире

Слайд 24

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области

Слайд 25

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

Слайд 26

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

Слайд 27

Формирование компетентностей идет не только через изучение учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни. С этой точки зрения образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование учащихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни

Слайд 28

Что влияет на формирование компетенций? Семья Школьный коллектив Друзья Досуг Профессиональная ориентация Политика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Формирование культуры речевого поведения обучающихся в системе дополнительного образования

Проблему формирования культуры речевого поведения обучающихся  можно успешно решать на занятиях ОДОД. В статье рассказывается о программе дополнительного образования детей «Секреты хорошей речи»,...

Формирование этнокультурной компетенции подростков в системе дополнительного образования

Исследование формирования этнокультурной компетентности в системе дополнительного образования на примере объединения Театр моды Красногорского детского творчетва....