Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища
статья по английскому языку на тему

Кулешова Светлана Алексеевна

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комуникативной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

С.А. Кулешова, канд. пед. наук, преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)

 ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

Л.М. Васина,  преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

Приоритетным направлением модернизации образования на современном этапе становится подготовка компетентного выпускника,  владеющего умениями и навыками, применяемыми для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций, для эффективного социального взаимодействия.

Формирование коммуникативной компетенции может по праву рассматриваться как ведущая и стержневая задача в подготовке выпускника училища как основы для становления грамотного, культурного, конкурентоспособного участника социального процесса, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций, а именно: информационной, социокультурной, социально-политической, а также готовности к образованию и саморазвитию [4, с.52].  

Согласно новым государственным стандартам, основным назначением предмета "Иностранный язык" является формирование коммуникативной компетенции, то есть, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [3], поэтому именно иностранный язык закономерно выступает одним из основных средств ее формирования.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции направлено на развитие умения практически пользоваться реальным, живым языком, и призвано обучать осознанному соотнесению лингвистических явлений с их коммуникативными функциями: информативной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной. Обучение иностранным языкам заключается не только в научении оперированию языковым и культурологическим наполнением материала, но и требует формирования навыков межличностной коммуникации, то есть предполагает уровень обученности взаимодействию с другими участниками общения, необходимый для  того, чтобы «понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями» [1, с.24].

Задачей преподавателя является организация такого взаимодействия, в котором учащиеся смогут выступать в качестве участников процесса восприятия и производства иноязычной информации в определенной ситуации, с определенной целью, с определенным партнером. Для успешной реализации такого общения необходимо усвоить необходимые способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, выполнения различными социальных ролей в коллективе. В процессе общения усваиваются культурно-этические нормы поведения, укрепляются межличностные отношения. Благодаря этому учащиеся получают возможность обсуждать актуальные современные события, учатся выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Такое взаимодействие способствует приобретению социального опыта общения, функциональной грамотности, усвоению этики трудовых и гражданских взаимоотношений.

Поиск эффективных путей формирования иноязычной коммуникативной компетенции кадет актуализировал необходимость исследования способов использования потенциала системы дополнительного образования кадетского училища с целью максимального раскрытия ее возможностей для осуществления развивающего «диалога» педагогической среды и личности учащегося. Система дополнительного образования кадетского училища обеспечивает эффективную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания кадет, определяет их необходимое личностное развитие, профессиональное самоопределение;  при этом, кадеты являются активными субъектами построения своей индивидуальной траектории образования.

Принимая во внимание изменившийся статус иностранного языка, как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, требующий не только достижения качественных результатов в овладении иноязычным общением, но и поиска реального выхода на иную культуру и ее носителей, преподаватели Оренбургского президентского кадетского училища составили программу курса иноязычного образования кадет в системе дополнительного образования. Данный курс нацелен на формирование иноязычной коммуникативной компетенции посредством «погружения» группы кадет в иноязычную среду.

На базе училища была организована летняя языковая практика по английскому языку, которая способствовала закреплению и углублению знаний, полученных в учебном процессе; приобретению необходимых навыков практической работы. Данный вид деятельности позволил не только применить полученные знания, навыки и умения в реальном общении, но и способствовал расширению общего кругозора, использованию английского языка как средства получения новой информации. Целью языковой практики стало формирование у кадет потребности  овладения английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, умения самостоятельно находить решение нестандартных задач; предоставление кадетам возможности получить опыт социализации с помошью осуществления статусно - ролевых отношений в игре-драматизации, в совместной деятельности.

Привлечение к проведению летней языковой практики носителя языка способствовало созданию атмосферы погружения в англоязычную среду, формированию компенсаторной компетенции — развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Отличительной чертой  занятий с носителями языка являлся отказ от языка - посредника: занятия проходили  в игровой форме и  велись  исключительно на английском языке. Такая организация деятельности ставила обучающихся в ситуацию полного «погружения» в языковую среду, что помогало преодолевать лингвистические и экстралингвистические сложности при  общении на иностранном языке. Программа летней практики с носителями языка  предоставила обучающимся возможность  общения на английском языке во время виртуальных путешествий на разных видах транспорта (самолет, поезд, метро, такси); знакомства со стандартами поведения  в гостинице; прохождения процедуры паспортного и таможенного контроля в  Оренбургской таможне; знакомства с названиями блюд и  порядком их заказа, а также поведением за столом в кафе/ресторане; посещения музея изобразительных искусств и  драматического театра с последующим обсуждением  и обменом мнений на английском языке. Кадеты получили возможность провести экскурсию по родному городу  и училищу на английском языке для  иностранных преподавателей: рассказать об истории города  и его достопримечательностях, традициях и культуре представителей разных национальностей, живущих в Оренбурге, а также истории, традициях и особенностях  обучения в Оренбургском президентском кадетском училище.  

Преобразования затронули не только содержание образования, но и  пространственно-предметное наполнение, включающее в себя условия и средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов в различных коммуникативных ситуациях.

В училище были оборудованы полифункциональные помещения для кадет, предоставляющие условия для различных видов деятельности (учеба, отдых, общение). При этом конкретное предметное окружение кадета выступало в качестве социума, обогащенного для многовариантного взаимодействия. Система дополнительного образования кадетского училища позволила обогатить содержательную и социальную составляющую формирования коммуникативной компетенции за счет использования возможностей учреждений города: музеев, театра, таможни, аэропорта, гостиниц, кафе. Расширение содержательного наполнения образовательного процесса происходило и посредством использования различных средств коммуникации.  

Анализ полученных в ходе практики результатов показал рост уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (71% по сравнению с 66% в начале практики), а также повышение степени удовлетворенности кадет способностью применять приобретенные знания в практической деятельности (87% по сравнению с 62% в начале практики). Данный анализ позволяет сделать выводы о том, что разнообразие педагогических способов воздействия на ребенка в условиях системы дополнительного образования кадетского училища способствовал перенесу акцента в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область создания условий , стимулирующих потребность в эффективном использовании приобретенных коммуникативных навыков. При такой организации образования включались механизмы внутренней активности обучающихся, что дало возможность использовать потенциал системы дополнительного образования кадетского училища для  активизации формирования иноязычной коммуникативной компетенции кадет.

        

        Список литературы:

        

  1. Грушевицкая, Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с. ISBN 5-238-00359-5
  2. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / Под ред. Воронина АН. - М.:1994 ISBN.5.-201-02164-6
  3.   Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку. http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14413
  4. Соловова Е. Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ. Лекция №1  / Е. Н. Соловова  // Первое сентября. English. – 2005. – № 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативн...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Интерактивный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции школьников

Данная презентация посвящена возможностям интерактивного обучения оптимизировать процесс овладения навыками школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной...

Презентация "Достижение метапредметных результатов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия способствуют достижению метапредметных результатов обучающихся....

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Проверочные работы в актуализации грамматических навыков.

- Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы.- Межъязыковая и внутриязыковая интерференция при обучении грамматике.- Как сделать отработку грамматических навыков интересной и л...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...