Формирование культуры речевого поведения обучающихся в системе дополнительного образования
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Проблему формирования культуры речевого поведения обучающихся  можно успешно решать на занятиях ОДОД. В статье рассказывается о программе дополнительного образования детей «Секреты хорошей речи», которая включает в себя риторику, этику, культуру общения. Это комплексное отражение позволяет решить главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативные способности через овладение основами культуры речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rech.poveden.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                О.А. Шапкина

Формирование культуры речевого поведения обучающихся в системе дополнительного образования

В последнее время многие педагоги отмечают низкий уровень культуры общения обучающихся. Требования к повышению культуры общения многими осознается сейчас и как одно из важнейших базовых условий достижения эффективной современной системы воспитания.

Проблему формирования культуры речевого поведения обучающихся  можно успешно решать на занятиях ОДОД.

Я расскажу о своей программе дополнительного образования детей «Секреты хорошей речи».

 Новизна программы «Секреты хорошей речи» заключается в том, что она включает в себя риторику, этику, культуру общения. Это комплексное отражение позволяет решить главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативные способности через овладение основами культуры речевого общения. Конечно, на уроках русского языка и литературы педагоги частично решают данную задачу, но такая форма работы, как кружок, позволит закрепить изученный материал на практике во время непосредственного общения детей, расширит представление школьников о культуре речевого общения в коллективе.

Программа кружка адресована детям 10-13 лет.

Цель курса: повышение уровня речевой культуры учащихся.

Программа курса поможет выработать у детей четкую дикцию, правильное речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

познакомить с правилами речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

- учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

- повышать культуру речи;

- способствовать тому, чтобы речь учащихся стала грамотной, яркой и выразительной;

- обучить работе со словарями.

В программе особое место отводится игре. Занятия проходят в игровой форме. Лишь во время игры дети могут полностью раскрыться, быть активными участниками действий, проявлять инициативу и творчество. В данной программе игра – это и средство саморазвития, и средство самоутверждения, и средство отдыха. Ребенок в процессе игровой деятельности сам развивается, сам ищет и находит правильные решения, сам делает выводы, оценивает свои слова и поступки. Ребенок видит результат своих достижений. Все занятия кружка несут эффект релаксации, поэтому материал для работы веселый и интересный для детей.

Весь курс условно можно разделить на следующие блоки:

  1. Техника речи
  2. Слово и речь
  3. Речевой этикет
  4. Учись рассказывать

        1. Техника речи

Игры и упражнения на речевое дыхание (“Мыльные пузыри”, “Веселый пятачок”, “Удивленный бегемот”, “Фыркающая лошадка”).

Артикуляционная гимнастика для губ (“Улыбка”, “Заборчик”, “Бублик”, “Хоботок”, “Веселый пятачок”.

Артикуляционная гимнастика для языка (“Лопаточка”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”).

Речедвигательная гимнастика.

Игры - скороговорки, считалки для четкого произношения всех звуков. 

Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

Распевки.

Викторина «Отгадай звук по его описанию».

2. Слово и речь

Игра «Пословицы рассыпались» (объяснение значения некоторых пословиц).

Игры «Соколиный глаз», «Корректор», «Перевертыш» (поиск многозначных слов), Игра «Переводчик».

Игра «Угадай слово по его описанию».

Игра «Эрудит».

Письменная работа «Все об одном слове» (работа со словарями).

Игры «Охота за синонимами». 

Подбор антонимов на заданную тематику.

«Из истории слов и выражений» (составление заметок на школьный стенд).

Творческая работа «Сердце слова».

3. Речевой этикет, учись рассказывать

Игра «Языковой паспорт человека».

         Сообщения учащихся на тему «Общение со старшими», «Общение с младшими» «Общение с ровесниками, друзьями, одноклассниками». 

Игра «У меня зазвонил телефон…» (этикет телефонного разговора, использование основных речевых норм общения посредством телефона).

Дискуссия на тему «Использование основных правил дистанционного общения» (sms-сообщение, электронная почта и др.)

Использование основных правил письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах интернета.

Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Игра «Угадай, кто я».

Различные ролевые игры «Идем на прием к врачу»,  «Идем в магазин», «В театре».

Игры «Утешение и ободрение», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Интервью у друга».

Игры «Кто я такой», «Мой сосед напротив», «Большая семейная фотография», «Объясни правильно и понятно», «Где бывали, что видели».

Итоговое занятие

Игра «Звездный час» на тему «Секреты хорошей речи».

Игры на занятиях дополнительного образования по русскому языку

Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

Угадай   слово   по   толкованию   его лексического значения.

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата)

Объясни  разницу  в  значении  слов:

адресат — адресант,   дипломат — дипломант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпечаток, поглотить — проглотить.

Кто даст  самую  точную  и  самую полную информацию о слове?

Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: труд, друг, смелость, родина, мир, знание, скромность и др. Кроме сведений по лексическому разбору, учащимся предлагается привести примеры пословиц, афоризмов, цитат из известных им стихотворений, в составе которых имелось бы данное слово.

Игра «Переводчик»

        Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции. 2. Разъяренная вьюга замела тропинки.  3.Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

        Кто найдет иноязычные слова и заменит их синонимами?

1.При проверке было выявлено  немало дефектов. 2.Он пишет мемуары.3. Ваши аргументы убедительны.4. Все работали с энтузиазмом.5. Мы гордимся нашим голкипером.6. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

             

        Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их синонимами:

1.Горят румянцем свежие ланиты. 2.Старец нахмурил чело.3.Построен град великий над Невой.

                Игра «Следствие ведут знатоки»

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2.  Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

3.- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

- Что с ним?

- Инфильтрат в левом легком под ключицей.

- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?

- Пятьдесят два, Роман Борисович.

- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

 

«Найди слово по его приметам»

Это глагол.  Его синоним – промчался.

 Я шел зимою вдоль болота

В галошах, в шляпе и в очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

 На металлических крючках.

(Д. Хармс)

 

Игра «Соколиный глаз»

Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

 (Н. Рыленков)

Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

 

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская) 

                 Игра «Корректор»

            Найди ошибку в выборе слова.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.

4) В центре города построен памятник герою.

         Найди лишнее слово.

1).Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзон ослаб от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.

 

Игра «Угадай, кто я»

Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. Вы видите множество разнообразных зверей и птиц. Каждый из вас сейчас превратится в любого зверя или птицу, но внешне никак не обнаружит этого. Наша задача – по описанию догадаться, кто в кого превратился. Движениями подсказывать нельзя. Описывать можно только глаголами (словами-действиями). Выигрывает тот, кто точно опишет действия животного, и остальные легко догадаются.

Варианты игры

– Экскурсия в парк. Дети загадывают растения  (деревья, кусты, травы, цветы) и описывают их прилагательными. Выигравший ребенок выбирает в награду карточку с изображением плодов своего растения (или листьев).

– Экскурсия в магазин (на рынок). Дети загадывают предметы  (инструменты, бытовые предметы, игрушки, посуду и т.д.) и описывают их действиями, которые можно совершать этими предметами.

– Дети не говорят вслух свои догадки, а записывают на листочках, отрабатывая тем самым правописание названий зверей, птиц, растений, инструментов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии, используемые педагогом по формированию и сплочению детского коллектива в системе дополнительного образования(доклад)

Из опыта работы,а также ссылаясь на основные приемы в педагогике,представлен доклад, в котором описываются основные технологии по сплочению коллектива в системе дополнительного образования....

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Формирование компетенций обучающихся в системе дополнительного образования

Городской теоретико-практический семинар для педагогов...

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Информация о реализации плана работы над темой по самообразованию...