Занятие для 5-х классов "Права и обязанности"
план-конспект занятия (5 класс)

ЗЕМЦЕВА СНЕЖАНА АНАТОЛЬЕВНА

Занятие для 5-х классов "Права и обязанности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Права и обязанности»

Цель: воспитание правовой культуры подростков.

Задачи:

  • Повторить с воспитанниками основные права детей (Конвенция о правах ребенка);
  • формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
  • формировать систему правовых знаний;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

Оборудование : Видеоаппаратура, карточки с определениями,листы бумаги, ручки.

Воспитатель:

Сегодня речь пойдет о наших правах и обязанностях. Мы живем в РФ и по законам принятым в РФ. Но есть такой документ законы из которого чтут во всём мире. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года. В 41 статье Конвенции излагаются права человека, которыми обладает каждый ребенок в возрасте до 18 лет и которые должны защищаться и уважаться (слайд 2).

Что такое право? (Слайд 3)

Право это-совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (слайд 4)

Вос-ль: Посмотрите на наш «цветок» и назовите права, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка.(Слайд5)

Давайте и мы повторим основные наши права. Они закреплены в Конвенции.(отвечают дети)

1: Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, провозглашено в Декларации прав человека и гражданина. Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ

2: Право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, т.е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц. Например, нельзя заставлять человека, ребенка что-либо делать против его воли: работать, вступать в брак, держать взаперти в каком-то помещении, принудительно везти на машине и т.п.

3: Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Люди, в т.ч. и дети с 14 лет вправе по своему выбору выполнять работу по письменному договору за денежное вознаграждение (ст. 20 ТК РФ). Никто не может быть принужден к труду.

Право на отдых также закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся (учатся, работают за зарплату (как, например, ваши родители)).

4: Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ. Эти законы говорят о том, что жилище человека (это дом, квартира или другое жилье, в котором он живет на законных основаниях – то есть не отнял у кого-то, а купил, получил от бабушки по наследству – неприкосновенно).Это означает, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен своего жилища (то есть нельзя выгонять из жилья, портить его, уничтожать), так как наше жилье – залог того, что наши другие права – право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность будут обеспечиваться, что вы сможете спокойно спать, кушать, учить уроки и расти.

Мы все с рождения, знаем о своих правах, но часто забываем том, что такие, же права есть и у других людей, а вместе с правами, у нас есть еще и обязанности. Давайте послушаем стих Ф. Резника.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе-

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать-

Права у всех равны.

(Стихотворение Резник Ф.Э.)

Воспитатель: Что вы поняли из этого стихотворения?

 Мальчик хорошо знает свои права, но Серёжа забыл . что есть не только права, но и обязанности.

А какие права есть у детей-учеников? (Слайд 6)

  • на учебу, на помощь в учебе;
  • на каникулы;
  • на занятия в кружках и секциях;
  • на общение друг с другом

Обязанности. Что это? (Слайд 7)

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (слайд 8)

Так, как вы не только граждане РФ, но и ученики, то у вас есть и дополнительные обязанности.

Назовите ваши обязанности в школе. (Слайд 9)

  • В школу следует приходить аккуратно одетым, причёсанным.
  • Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
  • В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши

 опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.

  • Мальчики при входе в школу снимают шапки.
  • Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами
  •  Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
  • Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно

 встают  за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.

  • Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку

надо  поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.

  • Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».
  • Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.
  • Выходить па перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
  • В коридоре нельзя бегать и кричать.
  • Во время перемен можно играть в различные игры.
  • Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.

Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.

А что вы не имеете права делать? (Слайд 10)

  • опаздывать без уважительной причины;
  • не выполнять домашнее задания;
  • плохо учиться;
  • пропускать уроки без уважительной причины;
  • не соблюдать дисциплину;
  • повреждать школьное имущество.
  •  говорить неправду;
  • обжать младших и своих сверстников;

Конкурс знатоков (слайд 11,12)

Анализ ситуаций: 

1.Вос-ль: ЛИЗА, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.  Лиза: Не имеете права! Конвенцией запрещён труд ребёнка. Кто прав?

 2. Учитель: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению! Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

3. Учитель: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе) Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

 Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

              - Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". 

Вос-ль: Мы с вами вспомнили много правил для школьников, но есть и законы, которым обязаны подчиняться все. Как возникли эти правила и законы?

С давних времён люди используют житейский опыт, предостерегают от поступков , которые нельзя делать, за которые надо нести ответственность. Первый письменный свод законов Древней Руси был издан Ярославом Мудрым и назывался «Русская правда».

А какие законоопределяющие документы вы знаете? (слайд 13.14) Посмотрите как много различных законов и кодексов. Но даже не читая их, мы уже знаем основные.

 А кто лучше проверим на примере сказок.

Правовая викторина . (Слайд 15-22)

Сейчас я хотела бы поговорить об уголовной и  административной ответственности.

 (Слайд 26.27)

В соответствии со статьей 2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Согласно статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

При этом, лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью, похищение человек, кражу, грабеж и др.

  Давайте разберёмся за что нас могут осудить.

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. 

 Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.

 Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

 Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Предлагаю вам описание различных правонарушений .

Необходимо определить, о чем идет речь: о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. 
(проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба. 
(преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. 
(проступок).

4. Девочки с
прятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление). 

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. 
(преступление).

7. Ученики с
орвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал зуб. (преступление).

9. 15-летний подросток п
еререзал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11 Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. 
(проступок).


Учитель: Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной или уголовной ответственности?
Рассмотрим еще одну ситуацию. Ребята из десятого класса гуляли поздно вечером в парке. У одного из них с собой был баллончик с краской. Он предложил одноклассникам пойти в школу и украсить входные двери. Было уже темно. Ребята подошли к входной двери и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож школы, увидев это, позвонил в полицию. Приехал наряд полиции и забрал подростков в отделение.

- Как можно расценить действия подростков?
- Какие нарушения прослеживаются в описании приведенного случая?
Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников.

Кроссворд (Слайд 23- 24)

  Существуют 4 вида ответственности: административная ответственность , дисциплинарная ответственность, гражданско-правовая ответственность, уголовная ответственность.

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

 Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

Меры взыскания:

  • предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
  • административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
  • административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

Гражданско-правовая ответственность— это одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенных прав потерпевшего.

Обязанность правонарушителя состоит в совершении определённого имущественного действия (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющего законный интерес лица, чьё право нарушено, либо в лишении определённых гражданских прав правонарушителя, либо в побуждении совершить определённые действия (опровержение порочащей информации).

 Определите вид ответственности (Слайд 25-26)

Заключительная часть

 Подводя итог, проведём правовую викторину.

Вас-ль: Много ли узнали?

 Что нового узнали?

Понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие Права, обязанности и ответственность школьников для 7 класса

Цель:Закрепить и активизировать знания о «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка», через наглядный материал. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседн...

Внеклассное занятие : ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Цель: продолжать знакомить детей с правами человека ребенкаЗадачи:- Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;- Воспит...

Конспект внеклассного занятия «Права, обязанности, ответственность»

Цель: Познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка....

"обязанности в семье" занятие по помещению в замещающую семью.

Это занятие проводиться в детском доме с детьми, которых хотят взять на воспитание в замещающую семью....

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3: Обязательная подготовка граждан к военной службе.

План конспект Урока ОБЖ в 11 классе Тема 3: Воинская обязанность граждан. Занятие 3:  Обязательная подготовка граждан к военной службе....

Практическое занятие по теме: «Права и обязанности ребенка»

Цель:         Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты св...

План проведения занятия-тренинга по теме "Права и обязанности в семье"

Тренинговое занятие проводится для обучающихся 7-11 классов с целью познать их с основами нрав­ственно-правовых норм семейных отношений....