Практическое занятие по теме: «Права и обязанности ребенка»
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Киртаева Лариса Валерьевна

Цель:

         Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.


Задачи:

1. Развивать  аналитическое  и  критическое  мышление учащихся.

2. Воспитывать  вдумчивое  отношение  и  уважение  к правам других.

3. Акцентировать  внимание  учащихся на понятии «обязанности» и «ответственности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие по теме:  «Права и обязанности ребенка»

Социальный педагог: Киртаева Л.В.

 

 

        Изучение прав человека ставит своей целью обучение учащихся умению общаться с другими людьми. Оно предполагает воспитание у школьников познание себя и окружающих, воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, доброжелательности к людям. Эти качества составляют основу культуры прав человека. Для обработки правовых терминов и повышения правовых знаний нами использован метод социально-психологического тренинга, включающий дидактические игры интеллектуальные и познавательные с открытыми и фиксированными правилами.

 Практическое занятие разработано для учащихся 8-9 классов.

        В процессе обучения происходит накопление правовых знаний, формирование правового сознания, умений, правовых установок, правомерного поведения.


Правовые знания проявляются:

  • В понимании функций права, осознании своих прав и обязанностей.
  • В точном и осознанном выполнении правовых норм, умелом использовании механизмов по реализации прав, уважении прав других, умений выйти из конфликтной ситуации цивилизованными средствами.
  • В социально-активном поведении в правовых ситуациях.

Формы работы могут включать в себя:

  • Игры (проигрывание правовых ситуаций), тренинги.
  • Проведение диспутов, дебаты.
  • Работа с правовыми текстами с опорой на наглядный материал.
  • Контакты с правоохранительными органами: экскурсии, приглашения.
  • Лекционная работа старшеклассников.

В данном случае используется метод обсуждения различных правовых ситуаций в группах, что позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других.  

Цель:

        Знакомство учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты своих прав.


Задачи:

1. Развивать  аналитическое  и  критическое  мышление учащихся.

2. Воспитывать  вдумчивое  отношение  и  уважение  к правам других.

3. Акцентировать  внимание  учащихся на понятии «обязанности» и «ответственности».

Общие  правила  практического занятия

        Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

        Оптимальная периодичность встреч участников программы 1-2 раза в неделю.

        Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки все время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

        Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем более  обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Важно также желание учащихся стать членами группы взаимопомощи. Добровольность участия является необходимым  профессионально-этическим требованием. Поэтому, пришедший на занятие потенциальных участников, педагог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сформировать у них мотивацию к этой деятельности.

Следует:

Не опаздывать!

Говорить по очереди!

Если хотите говорить – поднимайте руку!

Не шуметь!

Не критиковать!

Не дискутировать!

Уважать мнения друг друга!

Быть открытым!

Активность!

Конфиденциальность!

Не подавать дурных примеров!

Соблюдать правила!

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

 (время –  5 мин)

2. Разминка.

Упражнение на знакомство  "Приветствие"

Цель упражнения: групповая рефлексия

Описание упражнения: Учащиеся разбиваются по парам и здороваются друг с другом разными способами (рукопожатие, похлопывание по плечам друг друга, моргание глазами).

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

        На занятиях права вы познакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к разным неприятностям. Как называется основной международный документ по правам человека? (Всеобщая декларация прав человека).

  • А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
  • Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
  • Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего занятия.

3. Сообщение темы занятия.

  • Мы приступили к изучению нового раздела - "Права детей". Наше первое занятие посвящено международным документам о правах детей.

4. Объяснение нового материала.

  • Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение").
  2. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. "соглашение").

 

        Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятии.

        Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.

Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).

Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. его потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.).

Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.

Все права можно разделить на 3 группы:

  • Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
  • Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
  • Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)

 

5. Работа по группам.

Цель игры: формирование правового самосознания у подростков.

Правосознание учащихся формируется не только предписаниями и требованиями, стереотипами, но и самостоятельным осмысливанием проблем, поиском выхода из сложных ситуаций, учеников нужно неоднократно сталкивать со злом в различных педагогически конструируемых ситуациях. В результате ученик будет подготовлен к реальным сложностям жизни.

 

Задачи игры:

  • Развитие навыков: самопонимания, самоуважения, коммуникабельности, умения слушать, самоутверждения.
  • Переведение дискуссионных навыков на социально-правовую тематику.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Педагог определяет предмет игры (связанный с правовыми нормами) и правила спора (не перебивать, уважать мнение другого, не принимать без необходимости другую точку зрения).

 

Для спора предлагаются следующие темы:

  • "В школе должно быть самоуправление учащихся"
  • "Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятие"
  • "Я имею право громко включать музыку в любое время суток"
  • "Полиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов"
  • "Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности"
  • "Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)"
  • "Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых"

 

Цель игры:  "Не выиграть спор, а испытать чувство, когда кто-либо с тобой не согласен."

В конце игры обсуждаются чувства, которые возникли во время спора. Соблюдались ли правила спора? Изменили ли вы ваше мнение во время спора?

 

Выводы:

  • Каждый имеет право на свое собственное мнение, но надо иметь в виду, что у каждого может быть своя точка зрения.
  • Умение отстоять свою точку зрения позволяет сделать свой собственный выбор в различных правовых ситуациях.
  • Умение отстаивать свою позицию в критических ситуациях при гражданских, уголовных и других прецедентах.
  • Отрабатывать навыки по аргументированной защите собственной позиции.

6. Проверка работы групп.

Ведущий обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.

8. Итог занятия.

  • Назовите основные международные документы по правам ребенка?
  • В чем разница Конвенции и Декларации?
  • Кого в Конвенции считают ребенком?
  • Назовите основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
  • Что нового вы узнали сегодня на занятие?

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем занятие вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Правила дорожного движения"

Материал подготовлен для проведения занятия с учащимися предшкольного класса....

Цикл занятий по теме: Право на приватность"

Цикл занятий по теме "Право на приватность" (создан в рамках проекта "Пермской гражданской палаты")...

План практического занятия по теме "Право"

Методическая разработка практического занятия...

Консультация для родителей Тема "Правила общения взрослого и ребенка"

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка...

Практическая работа по теме "право". Работа с текстом

Практическая работа по теме "право". Работа с текстом...

Практическое занятие по теме: «Права и свободы человека и гражданина»

Практическое занятие по теме: «Права и свободы человека и гражданина» в 11 классе...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности кадет

Ознакомить учащихся правилами внутреннего распорядка кадетской школы. Довести права и обязанности кадет...