Возможности использования интерактивных методов в преподавании дисциплин социально – гуманитарной направленности
статья

Волкова Ольга Анатольевна

Современная образовательная система в условиях стремительно развивающихся изменений требует от педагога не просто отличного владения содержанием предмета, но и постоянного совершенствования методик преподавания, которые позволят реализовать актуальные требования сегодняшнего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_filonova_o_v_volkova_o.a.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Филонова Ольга Викторовна

Волкова Ольга Анатольевна

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Прокопьевский промышленно – экономический техникум»

г. Прокопьевск

Возможности использования интерактивных методов в преподавании дисциплин социально – гуманитарной направленности

Современная образовательная система в условиях стремительно развивающихся изменений требует от педагога не просто отличного владения содержанием предмета, но и постоянного совершенствования методик преподавания, которые позволят реализовать актуальные требования сегодняшнего образования.

ФГОС СПО предъявляет высокие требования к современному выпускнику. Большие объемы информации и жесткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям обучающихся должны обеспечиваться современными условиями и реализовываться за счет современных методик и технологий. Изучение дисциплин в числе прочих результатов должны отражать: «…развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции» [1].

Широкие возможности для достижения вышеперечисленных результатов предоставляет изучение таких дисциплин как «Психология» и «Технология трудоустройства». Содержание данных дисциплин направлено на достижение следующей цели: сформировать систему знаний и умений для развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, а также на решение задач:

  • обеспечение обучающихся средствами самопознания, в том числе профессиональных возможностей и способностей, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;
  • развитие конструктивных способов взаимодействия в социуме, способов преодоления затруднений в учебной, профессиональной и других видах деятельности;
  • формирование ценностного отношения к собственному психологическому здоровью и толерантного отношения к окружающим;
  • формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

Методика преподавания «Психологии» и «Технология трудоустройства» предполагает применение таких форм и методов обучения, которые будут способствовать тому, чтобы знания не оставались формальными и абстрактными, необходимо «преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношение к нему» [2], то есть обучающийся должен являться активным субъектом образовательного процесса.

В свете вышесказанного особое значение приобретает применение преподавателем активных и интерактивных методов проведения учебных занятий. По мнению исследователей, «интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [3].

Применение интерактивных методов позволяет вовлечь практически всех участников в процесс познания и обсуждения актуальных проблем, в котором происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, основанными на собственном опыте, увеличивается степень самостоятельности при решении учебных проблем, происходит совершенствование  коммуникативных навыков.

Формы и методы интерактивного обучения имеют достаточно широкий спектр, их выбор зависит от изучаемой темы, уровня подготовленности учебной группы.

Для обсуждения теоретических аспектов, различных, противоречащих друг другу научных взглядов на одну и ту же проблему, в целях повышения эффективности усвоения теоретических проблем достаточно широко применяются групповые дискуссии. Так, при изучении темы «Личность. Структура и развитие личности» в Психологии и темы «Личность как субъект профессиональной деятельности» в Технологии трудоустройства при рассмотрении различных теорий развития личности, дискуссия позволяет создать атмосферу коллективного размышления. При обобщении и систематизации знаний по данным темам от обучающегося требуется основательная предварительная подготовка, а также умение четко выражать свои мысли, формулировать вопросы, приводить аргументы и т.п. Формы организации, техники групповых дискуссий весьма разнообразны («круглый стол»,  дебаты, «вечер вопросов и ответов» и др.).

Для коллективного генерирования идей и конструктивной их проработки в целях решения неоднозначных проблем на учебных занятиях используются методы «мозгового штурма» и «мозговой эстафеты». «Мозговой штурм» предполагает реализацию трех этапов: спонтанная генерация идей, конструктивная критика и проработка предложенных идей с целью отбора наилучших, проектирование решений на основе отобранных идей. «Мозговая эстафета» - метод генерирования идей, отличающихся от мозгового штурма тем, что на первом этапе генерация идей каждым участником с записью на рабочем листе, затем производится поочередное изложение идей каждым участником и их оценка другими участниками. При этом можно выставлять несколько оценок: за саму идею и за то, как она высказана (красота, четкость, понятность формулировки). Это позволяет выбрать лучший из предложенных вариантов. Завершается «мозговая эстафета» проектированием решений на основе отобранных идей. Применение данного метода возможно на различных этапах учебного занятия: актуализации опорных знаний, изучения нового материала, способов деятельности, закрепления знаний, формирования умений,  текущего контроля качества усвоения учебного материала; проблема, формулируемая на занятии по данной методике, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов. Одно из наиболее важных преимуществ «мозгового штурма» и «мозговой эстафеты» заключается в том, что активизируются все участники.  Обучающиеся в процессе  обсуждения  осваивают новые идеи, формируются умения выражать свою точку зрения, рефлексивные умения, навыки слушания оппонентов, формируется коллективный опыт мыслительной деятельности.

Деловые и ролевые игры также являются достаточно эффективными методами обучения, в частности при изучении тем: «Психология общения», «Деловая коммуникация. Психологические закономерности деловых переговоров». Выполнение заданных ролей в смоделированных в учебной деятельности ситуациях направлены на выработку навыков эффективной коммуникации результативное использование вербальных и невербальных средств общения. 

Деловая учебная игра предполагает  моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, позволяет освоить навыки делового общения, развивает умения эффективно взаимодействовать с партнером. Например, в игре «Ведение деловых переговоров» задачей обучающихся является – провести переговоры максимально эффективно в соответствии с нормами делового общения.

Ролевая игра предполагает деятельность обучающихся в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры. В этом случае ролевая игра позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации, расширяет репертуар поведенческих реакций, тем самым превращая обучение в своеобразную «лабораторию самообразования». Предусмотренная применением данного метода рефлексия полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, выделение наиболее значимых результатов, позволяет установить  взаимосвязь игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями студентов. Так, большой интерес для обучающихся представляет ролевая игра «Бомбоубежище», которая позволяет не только отработать навыки ролевого взаимодействия, но и осознать собственные ценностно-смысловые установки.

И в одной и другой дисциплине эффективным является и такой интерактивный метод, как тренинг. Тренинг используется, если желаемый результат – не только получение новой информации, но и освоение каких-либо способов деятельности посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными, для обучающегося выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории, а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»). Важной особенностью группового тренинга, как метода обучения, является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, где происходит не просто тренировка в обычном смысле слова, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности в общении.

Обязательным этапом любого занятия с применение интерактивных методов является обратная связь, которая представляет собой «продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности» [3]. Возможно использование различных форм обратной связи, но наибольший интерес у обучающихся вызывает графическая форма: оценка степени удовлетворенности работой по заданной (бальной) шкале. При этом можно оценивать различные параметры: степень собственной включенности в работу, эмоциональные переживания, степень удовлетворенности работой группой в целом, практическая значимость представленного материала.

Таким образом, применение интерактивных методов позволяет решать такие задачи как умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, способствует развитию социальной компетентности обучающихся, воспитанию гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.

Список источников:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: с изм. на 26 июля 2019 г. // Консультант Плюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165854 (дата обращения: 03.12.2019). - Текст : электронный;
  2. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии:  учеб. пособие /В.Я. Ляудис.- 3-е изд. испр. и доп. – Москва : Изд-во УРАО, 2000. – 192с. – USBN 978 – 5 – 94807 – 041 – 4. – Текст : непосредственный;
  3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. высш. заведений/Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – Москва : Академия, 2006. – 176с. – USBN 5 – 7695 – 2255 – 0. – Текст : непосредственный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащих...

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении...

«Возможности использования информационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин», 2016 год

Выступление на  традиционной   августовской  конференции  района...

Влияние использования интерактивных методов на качество усвоения материала при преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» в СПО

Актуальность темы обусловлена образовательной политикой ориентированной на решение задач инновационного развития, а также разработки государственных образовательных стандартов общего и профессионально...

"Использование кинопедагогики в системе дополнительного образования в объединениях социально-гуманитарной направленности»

Статья содержит использование кинопедагогики на занятиях  истории и обществознания, методы и способы применения новой технологии....