"Секреты словесного мастерства"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа. Учебный курс в 7 классе "Секреты словесного мастерства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ермоловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по учебному курсу
«Секреты словесного мастерства»
7 класс
Срок реализации: 1 год
Составила
Бухляева Юлия Александровна,
учитель русского языка и
литературы IКК
Пояснительная записка
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, также в нём учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Темы занятий учебного курса «Секреты словесного мастерства» подобраны в соответствии с программой по литературе для 7 класса и с учётом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы.
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;
-ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.
Развивающие:
-развитие усидчивости, дисциплинированности;
-развитие внимания;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;
-развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;
-развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;
-развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
-развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.
Воспитательные:
-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
-воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;
-стимуляция роста личности учащихся.
Цели программы:
♦ Развитие и поддержка интереса к чтению.
♦ Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
♦ Формирование читательской культуры.
♦ Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.
♦ Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
♦ Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.
♦ Повышение уровня чтения.
Содержание учебного курса
Введение. Знакомство с планом работы, развитие диалогической речи учащихся. Учащихся знакомят с программой курса. Учитель выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:
-умение рассказать о прочитанном произведении;
-умение пересказать текст;
-умение построить рассказ о писателе;
-умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.
Музыка в литературе. Музыкальные произведения, написанные на сюжеты текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты).
Живопись в литературе. Сопоставление иллюстраций с литературными произведениями.
Анекдоты. Знакомство с новым жанром. Жанр городского фольклора – анекдот, его происхождение, тематика, персонажи, злободневность.
Скрывшие своё имя. Из истории анонимов и псевдонимов. Значение терминов «псевдоним» и «аноним», причины, принуждавшие авторов скрывать свои имена, происхождение псевдонимов, способы их образования.
Моя любимая книга. Выставка рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.
Человек в литературе. Роль и место человека в литературе.
Итоговая читательская конференция. Роль книги в жизни современного подростка.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Развитие познавательной активности подростка.
Высокий уровень: у воспитанника присутствует устойчивая познавательная мотивация, креативность мышления, способность к созданию новых идей, ребенок легко увлекается новыми идеями.
Средний уровень: ребенок испытывает потребность получения новых знаний, открытий для себя, новых способов деятельности, для решения поставленных задач необходима помощь, способен придумывать интересные идеи, но не всегда способен их оценить и выполнить.
Низкий уровень: у воспитанника отсутствует креативность мышления, не испытывает радость открытия, отсутствует воображение, нет навыка самостоятельного решения проблем.
- Уровень усвоения исторических знаний.
Высокий уровень: воспитанник свободно владеет исторической терминологией, хорошо знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса, умеет находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Средний уровень: ориентируется в исторических терминах, знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, но затрудняется их анализировать.
Низкий уровень: слабо ориентируется в терминах, в назывном порядке знает отдельные факты, процессы и явления, с трудом ориентируется в анализе информации.
- Уровень сформированности навыков самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Высокий уровень: воспитанник в полной мере владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Средний уровень: воспитанник недостаточно владеет всеми навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований. Нуждается в помощи руководителя.
Низкий уровень: воспитанник недостаточно владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований., нуждается в постоянной помощи руководителя.
- Уровень воспитанности
Высокий уровень: воспитанник умеет уважать чужую точку зрения, умеет слушать, не задевает интересов других людей, умеет прийти на помощь, проявляет инициативу.
Средний уровень: не всегда проявляет стремление помочь, забота о других часто на словах, не всегда проявляет инициативу, не умеет радоваться чужим успехам, не всегда добросовестно выполняет поручения.
Низкий уровень: не умеет слушать других, бывает, груб, не уважает чужого мнения.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
-гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;
-повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.
Метапредметные результаты
-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками.
В результате изучения курса выпускник должен
знать/понимать:
- Понимать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
- Владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом.
- Иметь опыт исследовательской работы.
уметь:
- Построить устное и письменное сообщение.
- Общаться с отдельным человеком и аудиторией.
- Анализировать и сопоставлять факты.
- Работать с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
- Уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
- Уметь выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
- Уметь систематизировать материал.
- Уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
Показатели освоения курса
Критерии эффективности реализации
- уровень освоения программного материала;
- уровень социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Форма и методы обучения |
1 | Вводное занятие | 1 | Лекция | |
2 | Музыка в литературе | 1 | Лекция. Урок-беседа | |
3 | Живопись в литературе | 1 | Урок-беседа | |
4 | Анекдоты: происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов. | 1 | Урок-беседа | |
5 | Скрывшие своё имя: из истории анонимов и псевдонимов. | 1 | Лекция | |
6 | Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге. | 1 | Беседа. Выставка рисунков. | |
7 | Человек в литературе. | 1 | Урок-викторина | |
8 | Итоговая читательская конференция. | 1 | Конференция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/26/picture-52318.jpg)
Программа элективного курса по литературе "Тайны словесного мастерства"
Содержит программу курса,обоснование целей и задач, а также тематическое планирование...
э/презентация "Секреты педагогического мастерства"
Э/презентация содержит аннотацию на проект "Книги в нашей зизни" Участники проекта учащиеся 9 класса, которые работали по группам, с разной целью: установить количество читающих в школе или в своём кл...
Рабочая программа по курсу "Тайны словесного мастерства" на 7 лет обучения.
Программа расчитана на 245 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711561-1447846898.jpg)
конспект внеклассного занятия "Секреты профессионального мастерства"
Это занятие было проведено мною совместно с психологом Натальей Юрьевной в рамках всероссийской научно-практической конференции "Экология образования: актуальные проблемы"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-496053-1665072749.jpg)
Эссе секреты профессионального мастерства. Потапкина М.С. МОУ"СОШ"ЛЦО
Эссе секреты профессионального мастерства. Конкурс учитель года 2014-2015 год.Потапкина М.С....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-817333-1584615591.jpg)
Элективный курс "Секреты ораторского мастерства" (10 класс)
Элективный курс "Секреты ораторского мастерства" (10 класс)...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Секреты ораторского мастерства»
Рабочая программа элективного учебного предмета«Секреты ораторского мастерства»...