Рабочая программа по курсу "Тайны словесного мастерства" на 7 лет обучения.
рабочая программа по теме

Программа расчитана на 245 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_tsm_na_7_let_obucheniya.docx95.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Утверждена        

На заседании

педагогического   совета

протокол №__ от __.08. 2014 г.

                                                                     

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ С.А.  Полянский

Приказ от __.08.2014 г.  № __________

Рабочая программа дополнительного образования по курсу

«Тайны словесного мастерства»

Семь лет обучения

на 2014-2015 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

Разработал: учитель русского языка и литературы  Пучков Евгений Андреевич

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей ЦДО

                                                                                                     протокол №__ от  __.08.2014 г.

Рассмотрена на    

методическом совете                                                                                        протокол  №__  от __.08.2014 г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Буриличева Н.О./

Заместитель директора                                                                                                        по УВР: _________ /Раецкая А.П./

г. Тула , 2014


Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Тайны словесного  мастерства» рассчитана на семь лет обучения и ориентирована на учащихся 11-17 лет. Программа состоит из двух разделов: «Риторика» и «Стилистика» рассчитанных соответственно на 5 лет и на 2 года обучения.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Тайны словесного мастерства в базисном учебном плане занимает особое место. Дети с ограниченными возможностями здоровья, но посещающие общеобразовательную школу, сами выбирают предмет, по которому они хотели бы получать консультации. Общее число часов – 245:

1 год обучения – 35 часов (1 час в неделю);

2 год обучения – 35 часов (1 час в неделю);

3 год обучения – 35 часов (1 час в неделю);

4 год обучения  – 35 часов (1 час в неделю);

5 год обучения – 35 часов (1 час в неделю);

6 год обучения – 35 часов (1 час в неделю);

7 год обучения – 35 часов (1 час в неделю).

Общая характеристика курса «Тайны словесного мастерства»

Раздел «Риторика» составлен на основе материала разработок Т.А. Ладыженской «Риторика 5-11 класс» и Н.Н.Шевченко «Культура общения».

Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил JI. Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета, так и о правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно не проявляется, как в речи. Речь говорящего - его интеллект и культура.

Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения .

Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов: 1) эмоциональная культура, или культура чувств; 2) культура мышления; 3) культура речи, или риторика,  являющаяся  предметом вузовского и частично школьного обучения.

Риторика - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его речь - языковые способности и личностные свойства. Культура речи - это «живое» образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит. Доказано: никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.

Приведенное определение включает в себя широко распространенное представление о риторике как следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения.

Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: риторика - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представлений. Это значение термина «риторика» оказывается близким значению термина «культура языка».

Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки зрения риторики (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуникативным качествам, выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика исследования и т. п. - все то, что составляет основу познания данной области науки. Поэтому употребление термина культура речи в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: ритрика - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи.

Предлагаемый курс восполнит в определенной мере тот огромный пробел школьного и семейного воспитания, который касается речевой культуры молодого человека, подготовит его к дальнейшему деловому общению.

 Социальная задача данного раздела - воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи - субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая - исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка. В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно.         

Раздел «Стилистика» составлен в соответствии с элективным курсом «Беседы о русской стилистике и культуре речи», разработанным  Н.М.Божко. (Беседы о русской стилистике и культуре речи: 10-11 классы: Сборник элективных курсов / Авт.-сост. Божко Н.М. - Волгоград: Учитель, 2007 - 139 с.)

Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем делонапример, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи - уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.

В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.

I. Грамматическая стилистика.

1. Стилистическая окраска слов.

2.Фразеологические выражения.

3.Грамматические формы.

4.Различные типы предложений.

5.Произносительные нормы.

II. Функциональная стилистика.

1.Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.

2.Связь стилей речи и литературных жанров.

III. Стилистика текста.

Закономерность связи строения текста с личностью автора.

Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.

IV. Практическая стилистика.

Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте.

Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

Раздел «Риторика» направлен на достижение следующих целей:

-     систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка и литературы;

-        дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;

- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку и литературе»;

-        обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам.

Раздел «Стилистика» направлен на достижение следующих целей:

-        углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

-        научить различным приемам использования их выразительных средств;

-        способствовать росту речевой культуры школьника.

        

Программа направлена на достижение следующих задач:

-        знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

 - сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

-        проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

-        самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

-        пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Содержание курса

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

- Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
        - Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основные содержательные линии

Направленность курса на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
        • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Раздел «Риторика» построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

 Программа содержит представление о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового; краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении речи, а также развернутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».

Материал раздела «Риторика» по классам распределяется следующим образом. Первый год обучения – Общение.   Этикет.      Второй год обучения  -  Создание нашей речи и правила общения. Речевые жанры.  Третий год обучения.  -  Устная и письменная речь.  Четвертый год обучения  -  Качества речи, ее информационная насыщенность .   Пятый год обучения – Риторика и ее составляющие. Виды речи. Правильность и уместность речи.

Раздел «Стилистика» построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал раздела «Стилистика» распределяется следующим образом: шестой год обучения: «Стили и типы речи» «Средства художественной выразительности и правила стихосложения»; седьмой год обучения: «Стилистика текста».

 Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка.

Уточнены и приведены в систему теоретические основы обучения связной речи, их составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи. Отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности и умения связной речи: восприятие высказывания, анализ текста, воспроизведение текста, создание текста, совершенствование написанного.

В языковых разделах курса в связи с усилением речевой направленности уделяется внимание развитию умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст. Предусматривается систематическая работа по орфоэпии.

Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенная для изучения предмета. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Курс строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Межпредметные связи

Наиболее тесные и органические связи осуществляются с литературой. При обучении широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории обучающиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии - с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии - с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой - со звуком, с тембром, интонацией.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Основными  видами  деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями являются:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

- редактирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета.

Для достижения поставленных целей планируется использование  образовательных технологий:

- технология проблемного обучения;

- развивающая технология;

- исследовательский метод;

- информационно-коммуникативная технология.

Для реализации программы используются такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Основные формы контроля

Основными формами контроля является написание рефератов, создание презентаций.

Результаты обучения:

В результате изучения курса «Тайны словесного мастерства»

учащиеся должны знать:

-        правила общения;

-         этикет, его виды;

-        этикет общения в компьютерных сетях и в дисплейном классе;

-        нормы устной речи;

-        основные виды эмоционального воздействия на слушателя.

учащиеся должны уметь:

-        правильно приветствовать собеседника и обращаться к нему;

-        вести беседу, говорить по телефону;

-        оформлять деловые бумаги

-        подготовиться к переговорам, к выступлению;

-        работать в компьютерных сетях и дисплейном классе;

-        правильно произносить слова, ставить ударение, не допускать в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов;

-        использовать основные виды эмоционального воздействия на слушателя;

- говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

-        владеть устной и письменной речью;

-        владеть навыками стилистической правки текста;

-        проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

К концу первого года обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

        - значение культуры речи в жизни общества;

        - основные направления этикета;

        - правила общения;

        - ообращение. Виды обращения. Особенности обращения в русском речевом этикете.          Этикет.    

- уметь вести беседу;

- владеть голосом во время беседы, делать паузы, расставлять акценты;

- уметь вести дискуссию, соблюдать правила при разговоре;

- уметь заполнять деловые бумаги, писать письма, открытки, телеграммы, пользоваться факсом и электронной почтой;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;

- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания

- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи


 

        

-        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый год обучения (35 часов)

               

Общение (20ч.)  Общение, как насущная социальная потребность всех людей.   Умение общаться, как элемент базовой культуры человека.   Виды общения.  Главный секрет Демосфена.  Скороговорки, докучные сказки, кричалки, особенности их произношения.  Логичность построения речи.  Улыбка – главный невербальный помощник общения. Слово и несловесные средства.  Речевые отрезки и паузы. На потеху: (небылицы, шутки, пересмешки), их структура.  «Что произошло хоть раз» (Рассказ о случаях из собственной жизни).  Сочините сказку.  Начало моей биографии.  Учимся слушать собеседника. Круг чтения человека, как условие приятного общения.  Книга в жизни человека.  Составляем рассказ. Учимся читать. Аргументы. Во-первых, во-вторых, в – третьих и их применение.  Вступление и заключение  в нашей речи.

Этикет(15ч.)   Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги.  Искусство вежливости, как проявление общей культуры человека.  Правила вежливого отказа. Искренний комплимент, как проявление доброты человека. Культура спора и его отличие от ссоры.  Виды утешения: успокоение. Виды утешения: помощь.   Виды утешения: поддержка.  Условия запрета. Строгий и мягкий запрет.  Вежливая оценка.  Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности.  Факты, события и отношения к ним.  Итоговый урок. Защита творческой работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

К концу второго года обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- правила этикета при общении;

- правила подготовки к выступлению;

- нормы устной речи.

        - как готовиться к выступлению;

        - соблюдать нормы устной речи: правильно строить фразы, произносить слова, соблюдать ударение, не допускать в официальной речи жаргонизмов, грубых просторечий;

- уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;

- уметь выразительно читать письменный текст.


                                                 Второй год обучения (35 часов)

        Создание нашей речи  и правила общения. (20ч.)  «Язык сближенья и язык общенья».  Время, место и адресат общения. Связь общения с социальной ролью человека. Слово как условный знак языка.  Ощущения, впечатления, чувства при создании речи. Основные ассоциации представлений. Общие сведения о законах восприятия речи.  Понятие о норме речи.  «Изобретение» содержания высказывания. Древние риторы о важности «изобретения». Структура построения речи.  Обращение и его виды. Голос. Его тембр, интонация, громкость.  Язык жестов и его особенности. Виды речевой деятельности.  Устная речь и ее составляющие.  Учимся слушать информационную речь. Правила ведения беседы.  Секреты управления спором. Обучающее чтение: (художественная литература). Умение отвечать как показатель речевой культуры человека.

  Речевые жанры (15ч)  Вторичные тексты.  Аннотация. Предисловие.  Отзыв.  Личное письмо.  Дневниковые записи. Деловое письмо. Письменный протокол.  Похвальное слово.  Интервью.  Притча, как поучительный жанр, украшающий речь. Уместность употребления притчи. Собрание, регламент проведения и характер нашей речи.  Знаменитые ораторы всех времен. Влияние ораторского искусства на общественные и исторические процессы.  Защита творческой работы.

        

        


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

В результате третьего года обучения ученики должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:                                                                     

- законы восприятия и создания речи;                   

-  виды общения и типы информации;

- разновидности ответов;

- этапы редактирования

- признаки неблагозвучия речи;

- писать личные письма, заявления, объяснительные записки;

- грамотно составлять рецензии.


                                                             Третий год обучения (35 часов)

 

 Устная и письменная речь (35 ч)    Общение, модель речевой ситуации. Когда и где мы    общаемся.  Виды общения.  Простое личное общение.  Личное - публичное, их особенности. Несловесные средства.   Что мешает голосу «летать».  Совершенствуем свой голос.  Помощники слова: взгляд, улыбка.    Устная речь   Типы информации:  логическая и эмоциональная.     Вопросы  и их зависимость от темы, времени и места разговора.  Разновидности ответов.  Определение, правила, описательная характеристика.  Качества речи.   Учимся читать учебную литературу. Обучающее чтение: (Учебная литература)  Риторика  уважения.   Знакомство, правила ведения диалога.  Совет и его разновидности.   Вежливое возражение.  Основы редактирования. Я – редактор.  Этапы редактирования.  Культура цитирования.   Речевые жанры.

Личное письмо в  газету, журнал (публицистического стиля). Правила написания. Особенности делового стиля.  Заявление.  Объяснительная записка.  Публичная речь.   Разновидности ораторской речи .

Учимся спорить.    Тезисы и аргументы.  Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные).  Культура спора.  Рецензия на книгу. Рецензия на сочинение товарища.    Бытовые жанры.   Беседа и разговор.   Защита творческой работы.  Итоговый урок.

 

.

   

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

К концу 4 года обучения учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

        - знать нормы языка, вырабатывать правильность речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира;

        - знать условия, от которых зависит содержательность речи. Многообразие форм подачи материала;

        - правильно строить фразы, произносить слова, избегать многословия и «сорных слов»;

        - знать законы логики и типы логических ошибок;

        -  уметь редактировать текст;

        - избегать средств засорения речи: употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, канцеляризмов, «слов-паразитов», просторечие, жаргонизмы;

        -  уметь находить и исправлять лексические ошибки: в употреблении заимствованных слов, нарушение логики высказывания, лингвистические ошибки смыслового различения;

- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

        - соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

        - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

        - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

.

        

                                                   

 

Четвертый год обучения (35 часов)

Качества речи, ее информационная насыщенность (35ч)    Общение и его эволюция на протяжении веков.   Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.     Виды общения.   Контактное   и    дистантное общение, их особенности.    Подготовленная  и неподготовленная устная речь.

Частично подготовленная устная  речь.    Голос и его разновидности.  Жесты, мимика и поза, как компоненты невербального общения. Молчание как составляющая речевого поведения. Учимся отвечать, правила сравнения.   Инструктивная речь.  Качества речи.  Утешение – одна из разновидностей риторики уважения.  Чтение, как главный источник усвоения информации.  Подготовка к выступлению на научные темы. Пересказ докладов и рефератов.  Учимся спорить. Речевые ситуации: Участие в инсценировке  или спектакле.   Речевые ситуации: Юбилеи, поздравления, подарки .  Речевые ситуации: фотография на память. Правила дарения. Речевые ситуации: застольное слово, тосты.  Личное официальное письмо, правила написания.  Совещание, стиль речи и регламент проведения. Характеристика устная и письменная.  Биографическое повествование.  Чувство юмора в нашей речи. Уместность и неуместность шуток. Основа общения – быть хорошим собеседником.  Пословицы и поговорки в устной речи   Образность речи  Фразеология, как наука. Использование фразеологизмов в наших высказываниях.   Диалектизмы и их значение.  Слова - «паразиты» и их искоренение.   Подведение итогов курса.

 

        ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

К концу 5 года обучения учащиеся должны   овладеть   следующими знаниями,   умениями   и   навыками:

        - знать смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

        - основные единицы языка, их признаки;

        - основные нормы русского литературного языка;

        - нормы речевого этикета;

        - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

        - адекватно понимать информацию устного сообщения;

        - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

        - владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

        - свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

        - соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

        - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

        - владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

        - извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

        


         

       

        

Пятый год обучения (35 часов)

    Риторика и ее составляющие(13ч.)  Зачем нужна риторика?  Виды риторик.  Ключевые компоненты риторики. Контакт. Коммуникативность.  Коммуникабельность.   Риторика уважения. Сигналы риторики уважения.  Голос – «одежда» нашей речи.   Риторические фигуры. Риторический вопрос. Антитеза. Риторическое сравнение.

   Виды  речи. Правильность и уместность речи. (22ч.)  Публичная речь. Речевая  ситуация   и ее компоненты. Правильность и уместность речи. Элокуция и пропозиция. Определение  и история терминов. Устные информативные жанры. Сообщение. Лекция. Доклад.  Ораторская речь. Предмет ораторской речи.  Речевая и внеречевая задача.   Убеждающие жанры. Дискуссия. Диспут. Полемика. Экскурсионная речь. Отзывы.  Переписка делового  характера. Развлекательная речь. Юмористический рассказ. Анекдот. Риторика и современные информационные технологии, итоговый урок.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

К концу 6 года обучения учащиеся должны  

знать/понимать:

        -  связь языка и истории, культуры русского и других народов;

        -  смысл понятий: стилистика, риторика, культура речи;

         - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

        - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

        - место стилистики в системе наук языкознания; задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста;

        - стили и типы речи в русском языке;

        - средства художественной выразительности;

        

уметь:

        - осуществлять речевой самоконтроль; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

        - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

 

аудирование и чтение

        - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

        - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

        - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

         - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

        - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

        - увеличения словарного запаса;

        -  совершенствования коммуникативных способностей;

        - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Шестой год обучения (35 часов)

 Стили и типы речи.(13ч)  Нормы и стили речи. Нормы и стили речи. (Практическое занятие).  Выбор стиля речи с учетом цели высказывания, времени, места  действия  и характера персонажа. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль речи. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Смешанное использование типов речи в художественных текстах.                                                                                                                                     Средства художественной выразительности и правила стихосложения.(22ч)  Стилистика и литературоведение  как разделы языка. Образность речи. О фигурах речи. (Практическое занятие) .  Эпитеты. Метафора и метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Анафора и эпифора. Сравнение. Парцелляция. Эллипсис.  Гипербола и литота.  Системы стихосложения, тоника и силлаботоника.  Стопы и строфы. «Онегинская строфа»  Размеры стиха. Двухсложные размеры: ямб и хорей. Трехсложные размеры. Дактиль. Амфибрахий. Анапест.  Итоговый урок.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ЗА СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

В результате изучения курса за седьмой год обучения учащийся должен

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 - смысл понятий: стилистика, лексика, фразеология, культура речи;

-  основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- что такое диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика;

- виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике;

- многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях; 

- устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение;

- порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи;

- период. Прозаическая строфа (абзац);

- формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь;

- функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая;

- функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

 - осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Седьмой год обучения (35 часов)

       Стилистика текста (35ч)  Текст. Признаки текста.  Тема и основная мысль. Заголовки. Абзацы. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Тематический конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Эссе, его особенности.  Разновидности эссе. Пишем эссе. Мемуары как письменный речевой жанр.  Дневники, путевые заметки и воспоминания.  Оды, послания, эклоги и элегии. Эпистолярный жанр в 19 веке. Личное дружеское письмо в 19 веке, его стилистические особенности.  Деловое письмо в 19 веке  и сегодня.  Репортаж. Газетная хроника.  Эволюция русского газетного стиля  с начала двадцатого  века до наших дней (На примере заметок разных эпох).  Реклама – живой речевой жанр.  Структура рекламы. История судебного и политического красноречия 11-20 вв. Протокол судебного заседания: вчера и сегодня.  Возрождение эпистолярного жанра в интернете, электронные письма. Социальные сети ( «В контакте»,  «Одноклассники», «Фейсбук», Скайп и д.р.)  Стилистика интернет – общения.  Блог, как новая форма ведения дневника.  Защита проектной работы.

     


                             ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

а) учебная и методическая литература

  1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
  2. Вагапова Д.Х Риторика в интеллектуальных играх и тренингах.- Ростов –на- Дону 2007.
  3. Головин, Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. -М.: Высшая школа, 1988.
  4. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
  5. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997.
  6. Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № з, 7, 8. - 2000; № 1-2001.
  7. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.
  8. Ладыженская,  Т.А  Программа по риторике    5–11-й классы – М, 2000.  
  9. Ладыженская, Т.А.  Ладыженская  Н.В.  Уроки риторики в школе. Книга для учителя  - М., Ювента-Баласс 2004
  10. Ладыженская , Т.А  Школьная риторика. Методические рекомендации. – М., Ювента – Баллас 2001
  11. Львов, В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классах. - М., 1989.
  12. Соколова, В. В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995.
  13. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.
  14. Сборник программ элективных курсов/сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2006
  15. Булатова, Л. Н., Касаткин, Л. Л., Строганова, Т. Ю. О русских народных говорах. - М.: Просвещение, 1975.
  16. Гольдин, В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
  17. Дивненко, О. В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь». -М.: Спектор-5, 1994.
  18. Каменская, Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. - В.: НОУ ВПО ВИБ, 2004.
  19. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1977.
  20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - 11-е изд. - М., 1975.
  21. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  22. Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
  23. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1978
  24. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. - М., 1979.

  адреса сайтов в Интернете:

в) компьютерные программы:

- skype;

- текст: блокнот, AcrobatReader, DjVu и MS Word;

- графические редакторы: Paint;

- презентации - MS PowerPoint;

- число и MS Excel;

- аудио и видео: Windows Media Player;

-  Adobe FlashPlayer;



Календарно-тематическое планирование, первый год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Общение (20ч.) 

1

 Общение, как насущная социальная потребность всех людей.

Практическое занятие. Знакомство с программой курса.

Презентация

2

Умение общаться, как элемент базовой культуры человека.

Практическое занятие.  

Таблица

3

Виды общения. 

Запись тезисов лекции. Беседа

Презентация

4

 Главный секрет Демосфена.

Запись тезисов лекции.

Схема

5

Скороговорки, докучные сказки, кричалки, особенности их произношения.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

6

   Логичность построения речи.  

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

7

 Улыбка - главный невербальный помощник общения.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

8

Слово и несловесные средства.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

9

Речевые отрезки и паузы.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

10

 На потеху: (небылицы, шутки, пересмешки), правила произношения.

Беседа, упражнения, тренинг.

Презентация

11

 «Что произошло хоть раз» (Рассказ о случаях из собственной жизни).

Рассказ, беседа

Коллекция ЦОР

12

 Сочините сказку.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

13

Начало моей биографии.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

14

Учимся слушать собеседника.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

15

Круг чтения человека, как условие приятного общения.  

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

16

Книга в жизни человека.  

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

17

Составляем рассказ.  

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

18

 Учимся читать.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

19

Аргументы. Во-первых, во-вторых, в – третьих и их применение.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

20

Вступление и заключение  в нашей речи.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

                               Этикет(15ч.)  

21

 Речевые жанры.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

22

Этикетные жанры и слова вежливости.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

23

 Этикетные диалоги.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг.

Презентация

24

Искусство вежливости, как проявление общей культуры человека.  

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

25

Правила вежливого отказа.

Беседа, упражнения, тренинг

26

Искренний комплимент, как проявление доброты человека.

Беседа, упражнения, тренинг

27

Культура спора и его отличие от ссоры.

Запись тезисов лекции.

Презентация

28

 Виды утешения: успокоение.

Запись тезисов лекции.

29

Виды утешения: помощь

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

30

Виды утешения: поддержка.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

31

Условия запрета.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

32

Строгий и мягкий запрет.  

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

33

Вежливая оценка.  Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

34

Факты, события и отношения к ним.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

35

Итоговый урок. Защита творческой работы.

Практическое занятие. Беседа, упражнения, тренинг

Календарно-тематическое планирование, второй год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Создание нашей речи  и правила общения. (20ч.)

1

 «Язык сближенья и язык общенья».

Практическое занятие. Знакомство с программой

Презентация

2

Время, место и адресат общения. Связь общения с социальной ролью человека.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

3

Слово, как условный знак языка.  

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

4

Ощущения, впечатления, чувства при создании речи.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

5

Основные ассоциации представлений.

Практическое занятие.

6

Общие сведения о законах восприятия речи.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

7

Понятие о норме речи.

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

8

«Изобретение» содержания высказывания.

Запись тезисов лекции.

Презентация

9

Древние риторы о важности «изобретения».

Беседа, упражнения, тренинг

10

Структура построения речи.

Беседа, упражнения, тренинг

11

Обращение и его виды.

Практическое занятие.

12

Голос. Его тембр, интонация, громкость.  

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

13

Язык жестов и его особенности.

Практическое занятие

Коллекция ЦОР

14

Виды речевой деятельности.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

15

Устная речь и ее составляющие.

Беседа, упражнения, тренинг

16

Учимся слушать информационную речь.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

17

Правила ведения беседы.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

18

Секреты управления спором.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

19

Обучающее чтение: (художественная литература)

Практическое занятие.

20

Умение отвечать как показатель речевой культуры человека.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

        Речевые жанры (15ч)

21

Вторичные тексты.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

22

 Аннотация.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

23

 Предисловие.

Беседа, упражнения, тренинг

24

Отзыв.

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

25

Личное письмо.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

26

Дневниковые записи.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

27

Деловое письмо.

Беседа, упражнения, тренинг

28

Письменный протокол.

Беседа, упражнения, тренинг

29

Похвальное слово.

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

30

Интервью.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

31

Притча, как поучительный жанр украшающий речь. Уместность употребления притчи.

Практическое занятие

Презентация

32

Собрание, регламент проведения и характер нашей речи.

Практическое занятие.

33

Знаменитые ораторы всех времен.

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

34

Влияние ораторского искусства на общественные и исторические процессы.

Практическое занятие.

Схема, таблица

35

Защита проектной работы.

        

Практическое занятие.


Календарно-тематическое планирование, третий год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Устная и письменная речь

(35 ч)

Практическое занятие. Знакомство с программой

Презентация

1

Общение, модель речевой ситуации.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

2

Когда и где мы общаемся. Ситуации общения.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

3

Виды общения.

Запись тезисов лекции.

Презентация

4

Простое личное общение.  Личное - публичное, их особенности.

Беседа, упражнения, тренинг

5

Несловесные средства.

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

6

Что мешает голосу «летать».

Практическое занятие.

Схема, таблица

7

Совершенствуем свой голос.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

8

Помощники слова: взгляд, улыбка.

Беседа, упражнения, тренинг

9

Устная речь.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

10

Типы информации:  логическая и эмоциональная.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

11

Вопросы и их зависимость от темы, времени и места разговора.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

12

Разновидности ответов.  Определение, правила, описательная характеристика.

Беседа, упражнения, тренинг

13

 Качества речи.  

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

14

Связь между восприятием окружающего мира и чтением. Чувства и ощущения при чтении.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

15

Обучающее чтение: (Учебная литература)

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

16

 Риторика  уважения.

Беседа, упражнения, тренинг

17

Знакомство, правила ведения диалога.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

18

Совет и его разновидности.

Практическое занятие.

19

Вежливое возражение.

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

20

Основы редактирования. Я - редактор

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

21

 Этапы редактирования.

Практическое занятие

Презентация

22

Культура цитирования.  

Беседа, упражнения, тренинг

23

  Речевые жанры.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

24

Личное письмо в  газету, журнал (публицистического стиля)  ). Правила написания.

Практическое занятие.

Схема, таблица

25

Особенности делового стиля.  

Практическое занятие.

Презентация

26

 Заявление.

Практическое занятие.

27

Объяснительная записка.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

28

Публичная речь.  

Практическое занятие.

29

Разновидности ораторской речи .

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

30

Учимся спорить.    Тезисы и аргументы.  

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

31

 Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные)

Запись тезисов лекции.

Презентация

32

Культура спора.

Запись тезисов лекции.

33

Правила написания рецензии. Рецензия на книгу. Рецензия на сочинение товарища.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

34

Бытовые жанры.   Беседа и разговор.  

Беседа, упражнения, тренинг.

35

  Защита проектной  работы  Итоговый урок.

 

Практическая работа

        

Календарно-тематическое планирование, четвертый год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Качества речи, ее информационная насыщенность (35ч)    

1

Общение и его эволюция на протяжении веков.  

Практическое занятие. Знакомство с программой

Презентация

2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

3

Виды общения.  

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

4

Контактное и      дистантное общение, их особенности.  

Запись тезисов лекции.

5

Подготовленная  и неподготовленная устная речь.

Запись тезисов лекции.

Презентация

6

Частично подготовленная устная  речь.

Беседа, упражнения, тренинг

7

Голос и его разновидности.

Запись тезисов лекции.

Презентация

8

Жесты, мимика и поза – их роль в речи.

Беседа, упражнения, тренинг

9

 Молчание как составляющая речевого поведения.  

Практическое занятие.

Коллекция ЦОР

10

Учимся отвечать, правила сравнения.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

11

Инструктивная речь, ее строение и особенности.

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

12

Качества речи.  

Практическая работа

13

Утешение – разновидность риторики уважения.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

14

Чтение как главный источник усвоения информации.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

15

Подготовка к выступлению на научные темы.

Запись тезисов лекции.

Презентация

16

Пересказ докладов и рефератов.

Запись тезисов лекции.

17

Учимся спорить.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

18

Речевые  ситуации: участие в инсценировке  или спектакле.

Запись тезисов лекции.

19

Речевые ситуации: юбилеи, поздравления, подарки – качество нашей речи.  

Практическая работа

Коллекция ЦОР

20

Речевые ситуации: фотография на память. Правила дарения.

Беседа, упражнение, тренинг.

Коллекция ЦОР

21

Речевые ситуации: застольное слово, тосты.  

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

22

Правила написания личного официального письма.

Запись тезисов лекции.

23

Совещание. Стиль и регламент проведения.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

24

Характеристика устная и письменная.  

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

25

Биографическое повествование.  

Запись тезисов лекции.

Презентация

26

Чувство юмора в нашей речи.

Беседа, упражнения, тренинг

27

Уместность и неуместность шуток.  

Беседа, упражнения, тренинг

28

Основа общения – быть хорошим собеседником.  

Практическая работа

29

Пословицы и поговорки в устной речи

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

30

Образность речи.  

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

31

Фразеология как наука

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

32

Использование фразеологизмов в наших высказываниях.

Беседа, упражнения, тренинг

33

Диалектизмы и их значение.  

Практическая работа

Презентация

34

Слова - «паразиты» и их искоренение.

Беседа, упражнения, тренинг

35

 Защита проектной работы.

Беседа

Коллекция ЦОР

        


Календарно-тематическое планирование, пятый год обучения

№ п/п

Дата

Тема занятия

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Риторика и ее составляющие(13ч.)

1

История риторики как науки.

Запись тезисов лекции.

Презентация

2

  Виды риторик.  

Запись тезисов лекции.

3

 Ключевые компоненты риторики.

Беседа, упражнения, тренинг

4

 Контакт.

Запись тезисов лекции.

Презентация

5

Коммуникативность.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

6

Коммуникабельность.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

7

Риторика уважения.

Запись тезисов лекции.

8

 Сигналы риторики уважения.  

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

9

Голос – «одежда» нашей речи.

Практическая работа

10

Риторические фигуры.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

11

Риторический вопрос.

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

12

Антитеза.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

13

Риторическое сравнение.

Запись тезисов лекции.

Виды  речи. Правильность и уместность речи. (22ч.)

14

Публичная речь.

Запись тезисов лекции.

Презентация

15

Речевая  ситуация   и ее компоненты.

Беседа, упражнения, тренинг

16

Правильность и уместность речи.

Запись тезисов лекции.

17

Элокуция и пропозиция. Определение и история возникновения терминов.

Практическая работа

Презентация

18

Устные информативные жанры.

Беседа, упражнения, тренинг

19

Сообщение.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

20

Лекция.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

21

Доклад.

Практическая работа

22

Ораторская речь.

Беседа, упражнения, тренинг

23

Предмет ораторской речи.

Запись тезисов лекции.

24

 Речевая и внеречевая задача.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

25

Убеждающие жанры.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

26

 Дискуссия.

Запись тезисов лекции.

Презентация

27

Диспут.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

28

Полемика.

Запись тезисов лекции.

Презентация

29

Экскурсионная речь

Беседа, упражнения, тренинг

30

Отзывы.

Практическая работа

31

Переписка делового  характера.

Беседа, упражнения, тренинг

32

Развлекательная речь.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

33

Юмористический рассказ.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

34

Анекдот.

Беседа, упражнения, тренинг

35

Защита проектной работы.

Практическая работа

Схема, таблица


        Календарно-тематическое планирование, шестой год обучения

п/п

Дата

Тема

Виды деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Стили и типы речи.(13ч)  

1

Нормы и стили речи.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

2

Нормы и стили речи. (Практическое занятие).  

Запись тезисов лекции.

3

Выбор стиля речи с учетом цели высказывания, времени, места  действия  и характера персонажа.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

4

Научный стиль.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

5

Официально-деловой стиль.

Беседа, упражнения, тренинг.

6

Публицистический стиль.

Беседа, упражнения, тренинг

7

Разговорный стиль.

Запись тезисов лекции.

8

Художественный стиль речи.

Беседа, упражнения, тренинг

9

Типы речи.

Практическая работа

Коллекция ЦОР

10

Повествование.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

11

Описание.

Практическая работа

Презентация

12

Рассуждение.

Практическая работа

Схема, таблица

13

Смешанное использование типов речи в художественных текстах.                                                                                                                                    

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

Средства художественной выразительности и правила стихосложения.(22ч)  

14

Стилистика и литературоведение  как разделы языка.

Запись тезисов лекции.

15

Образность речи.

Беседа, упражнения, тренинг

16

О фигурах речи. (Практическое занятие)

Запись тезисов лекции.

Презентация

17

Эпитеты.

Беседа, упражнения, тренинг

18

Метафора и метонимия.

Практическая работа

Коллекция ЦОР

19

Синекдоха.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

20

Олицетворение.

Беседа, упражнения, тренинг

21

Анафора и эпифора.

Беседа, упражнения, тренинг

22

Сравнение.

Запись тезисов лекции.

23

Парцелляция.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

24

Эллипсис.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

25

Гипербола и литота.

Запись тезисов лекции.

Презентация

26

Системы стихосложения, тоника и силлаботоника.  

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

27

Стопы и строфы.

Запись тезисов лекции.

Презентация

28

«Онегинская строфа»  

Беседа, упражнения, тренинг

29

Размеры стиха.

Практическая работа

30

Двухсложные размеры: ямб и хорей.

Беседа, упражнения, тренинг

31

Трехсложные размеры.

Запись тезисов лекции.

32

Дактиль.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

33

Амфибрахий.

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

34

Анапест.  

Запись тезисов лекции.

35

Защита проектной работы.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица


        Календарно-тематическое планирование, седьмой год обучения

п/п

Дата

Тема

Виды

деятельности

Информационно-методическое обеспечение

       Стилистика текста (35ч)  

1

  Текст.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

2

Признаки текста.

Запись тезисов лекции.

3

Тема и основная мысль.

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

4

Заголовки

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

5

Абзацы.

Запись тезисов лекции.

6

Сокращение текста.

Беседа, упражнения, тренинг

7

План.

Запись тезисов лекции.

8

Тезисы.

Беседа, упражнения, тренинг

9

Выписки.

Практическая работа

Коллекция ЦОР

10

 Конспект.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

11

Тематический конспект.

Запись тезисов лекции.

Презентация

12

Реферат.

Запись тезисов лекции.

Схема, таблица

13

Аннотация.

Беседа, упражнения, тренинг

Презентация

14

Рецензия.

Запись тезисов лекции.

15

Эссе, его особенности.

Беседа, упражнения, тренинг

16

 Разновидности эссе.

Запись тезисов лекции.

Презентация

17

Пишем эссе.

Беседа, упражнения, тренинг

18

Мемуары как письменный речевой жанр.

Практическая работа

Коллекция ЦОР

19

Дневники, путевые заметки и воспоминания.  

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

20

Оды, послания, эклоги и элегии.

Запись тезисов лекции.

21

 Эпистолярный жанр в 19 веке.

Запись тезисов лекции.

22

Личное дружеское письмо в 19 веке, его стилистические особенности.

Беседа, упражнения, тренинг

23

Деловое письмо в 19 веке  и сегодня.  

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

24

Репортаж.

Беседа, упражнения, тренинг

Схема, таблица

25

Газетная хроника.

Презентация

26

Эволюция русского газетного стиля  с начала двадцатого  века до наших дней (На примере заметок разных эпох).  

Беседа, упражнения, тренинг

Газетные заметки

27

Реклама – живой речевой жанр.  

Практическая работа

Презентация

28

Структура рекламы.

Беседа, упражнения, тренинг

29

История судебного и политического красноречия 11-20 вв.

Запись тезисов лекции.

30

Протокол судебного заседания: вчера и сегодня.

Беседа, упражнения, тренинг.

31

Возрождение эпистолярного жанра в интернете, электронные письма.

Беседа, упражнения, тренинг.

32

Социальные сети ( «В контакте»,  «Одноклассники», «Фейсбук», Скайп и д.р.)

Беседа, упражнения, тренинг

Коллекция ЦОР

33

Стилистика интернет – общения.  

Запись тезисов лекции.

Коллекция ЦОР

34

Блог, как новая форма ведения дневника.  

Беседа, упражнения, тренинг

35

Защита проектной работы.

Практическая работа

        

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности. 6 класс

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по русской словесности 8 класс

Рабочая программа по русской словесности, 8класс...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...