СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)"
методическая разработка

Агапова Елена Вячеславовна

Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._agapova_statya_1.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК 373. 2

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
(НА ЗАНЯТИИ РИТМИКОЙ)

АГАПОВА ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

магистрант, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия,

elenaagapova2017@yandex.ru

Аннотация: в статье раскрывается вопрос важности использования музыкально-ритмических занятий в процессе развития музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы.

Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкальная деятельность, музыкально-ритмические занятия, музыкальный слух.

DEVELOPMENT OF MUSICAL HEARING IN SENIOR PRESCHOOLERS IN CIRCULAR WORK (IN RHYTHMIC LESSON)

AGAPOVA ELENA VYACHESLAVOVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute after M.E. Evseviev, Saransk, Russia,

 elenaagapova2017@yandex.ru

Abstract: the article reveals the issue of the importance of using music-rhythmic lessons in the development of musical hearing in older preschoolers in the conditions of circle work.

Key words: preschool age, musical activity, musical and rhythmic lessons, ear for music.

Развитие музыкального слуха у старших дошкольников в условиях кружковой работы (на занятии ритмикой) нужно начинать в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст – один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здорового образа жизни, гармоничного, умственного, нравственного, психического и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В дошкольном возрасте нужно начинать развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры. В этом возрасте по своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен и естественен в своих музыкальных выражениях. Однако наблюдение за детьми на практике показывает, что вдумчивое слушание длится недолго, многие из детей невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Развитие музыкального слуха через музыкально — ритмические движения (на занятиях ритмикой) позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является главным для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей[2, с. 85].

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие. Основными видами музыкальной деятельности являются:слушание музыки; исполнение песен; музыкально–ритмические движения.

В дошкольных образовательных организациях осуществляется разностороннее музыкальное воспитание. Особое место в музыкальной деятельности в дошкольном учреждении отводится именно музыкально–ритмическим движениям. Движения под музыку издавна применялись в воспитании и образовании детей. Систему музыкально–ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак–Далькроз. Над созданием современной системы музыкально–ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты. По мнению психологов (В.В.Ковалёв, В.Н.Мясищев, С.Б.Семичев и др.) ритмика как система физических упражнений, построенных на связи музыки с движением, является одним из основных средств сохранения и восстановления естественных (природных) ритмов жизнедеятельности ребёнка. Ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств. Н.А.Власова, В.И. Выготская, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер, В.И. Дресвянников, В.А. Кручинина, A.M. Кыштымова, З.Е. Лунина, Н.А. Pay, Е.Ф. Шершенёва, Ю.А. Флоренская и др. в своих работах отмечают возможности ритмики в устранении различных отклонений физического здоровья детей, повышение их двигательной активности, стимулирующей общение соматически ослабленных детей со сверстниками [1, с. 34].

Музыкально–ритмические движения (или ритмика) – это один из видов музыкальной деятельности дошкольников, являющийся наиболее продуктивным с точки зрения развития музыкальности и формирования творческих качеств личности[5, с. 67].

В процессе занятий ритмикой педагог учит ребенка внимательно следить  и прислушиваться к своему организму, грамотно подходить к вопросу о своем здоровье. В ходе занятий музыкально–ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально–волевые качества: ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. При правильном отборе музыкально–ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру [3, с. 57].

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стараясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, соединяя их с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально–ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально–ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, занятия музыкально–ритмическими движения связаны со всеми сторонами воспитания. Они благотворно влияют на умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие ребенка. Но важно понимать, что психологическое влияние бывает созидательное и разрушительное. Автор книги «Психологическое влияние» В. П. Шейнов отмечает,  что «если цели инициатора эгоистичны и он достигает их, наносяущерб адресату, то это разрушительное влияние. Если же адресат остаётся в выигрыше, то влияние созидательное» [6, с. 10].

Наблюдения за музыкально–ритмической деятельностью детей позволяет утверждать, что приобретая навыки и умения в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность. Художественно–творческие способности детей раскрываются полнее в импровизациях, при самостоятельном составлении несложных танцевальных композиций[4, с. 177].

Таким образом, важно подчеркнуть, что в настоящее время резко меняются условия, запросы родителей и администрации детского сада, которые хотят в первую очередь видеть детей участниками ярких, современных представлений с современными танцами и песнями. Поэтому сейчас необходимо использовать в своей работе современный музыкальный репертуар, сценарии, музыкально–ритмические композиции, а также современные костюмы, которые бы соответствовали требованиям нашего времени, но также не забывать и об использовании классических музыкальных произведений в постановке танцев, спектаклей.

Очень важным, на наш взгляд, является своевременное определение уровня музыкально–ритмического развития детей, грамотное перспективное и календарное планирование работы по обучению детей современным музыкально–ритмическим движениям. Использование современных сценариев и танцев могут находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях.

Список литературы

1.Говорова, Р. Д. Формирование пространственной ориентировки у детей / Дошкольное воспитание // Р. Д. Говорова. – М.: Литрес, 1975. – 177 С.

2.Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентации у детей дошкольного возраста / Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях (Ч. IV- VI) // Т. А. Мусейибова Т. А. – Спб., 1994. – 87 С.

3. Мусейибова, Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам / Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях(Ч. IV-VI) // Т. А. Мусейибова Т. А. – Спб., 1994. – 56 С.

4. Подколзина,  Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения // Е. Н. Подкользина. – М.:Линка-пресс, 2009. – 176 С.

5. Степаненкова, Э.Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5-6 лет в подвижных играх и упражнениях / Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях (Ч. IV-VI) // Э. Я. Степаненкова – Спб., 1994. – 64 С.

6. Шейнов, В. П. Психологическое влияние // В. П. Шейнов. – 2-е изд. – Минск: Харвест, 2011. – 10 С.

© Е. В. Агапова, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...

Статья на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе"

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной работе можно осуществлять разными способами. Некоторые учителя разрабатывают специальные учебные задачи (например имеющие...

Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"

Статья на тему:"Развитие речи у детей на музыкальных занятиях"...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....

Статья по теме: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Аннотация:  Данная статья посвящена вопросам  профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено ...

Статья: КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов. Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре ...