Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?
статья

Лютова Людмила Владимировна

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и учителей, и учащихся. Совершенно очевидно, что нет ни одного ученика, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждого свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое, но совершенно точно, что одной из причин слабой успеваемости учащихся является несформированность учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Артемовского городского округа

Доклад на тему

«Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?»

                                                   Выполнила: Лютова Л.В.,

учитель русского языка и

литературы

Артемовский городской округ

2020 – 2021 учебный год

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и учителей, и учащихся. Совершенно очевидно, что нет ни одного ученика, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждого свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое, но совершенно точно, что одной из причин слабой успеваемости учащихся является несформированность учебной мотивации.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех и установками ученика. Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.

Планируя урок, необходимо чётко представлять себе не только цели и задачи урока, но и какими способами и при каких условиях будет получать эти знания отдельный ученик. Древняя китайская поговорка гласит: «Для человека, не знающего, куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Чтобы знать, куда плыть, нужно знать, и откуда.

Желание что-то делать появляется лишь тогда, когда уверен, что можешь сделать. Ученику нужно чувствовать себя   успешным. Успех – понятие индивидуальное. Главное, что при этом важен не столько объективный успех, сколько ощущение успешности. Ощущение успешности создаёт учитель. Когда  мы  комментируем  процесс и результат деятельности ученика, его способности и возможности, мы программируем  его. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как мы объясняем успехи и неудачи учащемуся.

Успех всегда нужно объяснять способностями и усилиями ученика, а не тем, что ему повезло или тем, что материал легкий. Тогда у учащегося сложится уверенность в повторении успешной ситуации.

Неудачу нужно объяснять недостатком старательности или другими временными факторами: «Ты просто быстро сдался. К сожалению, ты поторопился. Ты сегодня был невнимательным», т.е. нужно акцентировать внимание на временности неудач. Любой человек должен иметь свою зону успешности, иначе он постоянно будет находиться в состоянии депрессии. А каждый маленький успех позволяет  нам расти в своих глазах и вселяет в нас уверенность в себе.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у него положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. 

Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик - главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для каждого ученика.

Нужно подталкивать учащегося к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.

Жизнедеятельность ученика в школе складывается не только из учебной работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной деятельности и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением учащиеся идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает. 
    Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения, поэтому каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную «Я-концепцию». Что же представляет собой эта концепция? «Я-концепция» - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

«Я - концепция» - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная «Я-концепция» (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того чтобы сформировать положительную «Я-концепцию» необходимо:

  1. видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
  2. создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ученику радость;
  3. исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки учащегося;
  4. понимать причины незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («ученик хорош, плох его поступок»);
  5. предоставлять возможности и помогать учащимся, реализовать себя в положительной деятельности.

Знания положительной «Я-концепции» необходимо для каждого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

План работы с неуспевающими учащимися по математике

В работе   выполнена в виде  таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...

5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Выступление на педсовете школы о работе со слабыми учащимися....

Как вызвать у неуспевающего ученика желание учиться.

В данной презентации рассматривается личность педагога в современной школе и условия эффективного обучения. ...

Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас.  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе.  Но школьника нельзя успешно учить, е...