Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?
статья по теме
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»
Сообщение
на педсовете на тему:
«Как вызвать у неуспевающих учащихся
желание учиться ?».
Выполнила: учитель русского языка и литературы:
Голубева Елена Александровна
Куровское
2013-2014 учебный год
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое. Конечно, педагогическому коллективу без поддержки психологов трудно определить истинные причины неуспеваемости и смотивировать учащихся на успех. Но одной из причин слабой успеваемости учащихся является несформированность учебной мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это – комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех, и установками ученика.
Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.
Планируя урок, необходимо чётко представлять себе не только цели и задачи урока, но и какими способами и при каких условиях будет получать эти знания отдельный ученик. Древняя китайская поговорка гласит: «Для человека, не знающего, куда плыть, ни один ветер не будет попутным». Чтобы знать, куда плыть, нужно знать, откуда.
Желание что-то делать появляется лишь тогда, когда уверен, что можешь сделать. Ребёнку нужно чувствовать себя успешным. Успех – понятие индивидуальное. Главное, что при этом важен не столько объективный успех, сколько ощущение успешности. Ощущение успешности создаёт учитель или другой значимый взрослый. Когда мы комментируем процесс и результат деятельности ребёнка, его способности и возможности, мы программируем его. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как вы объясняете успехи и неудачи ребёнка.
Успех нужно объяснять способностями и усилиями ребёнка. Тогда у него сложится уверенность в повторении успешной ситуации. Не нужно говорить, что ему повезло или материал лёгкий.
Неудачу нужно объяснять недостатком старательности или другими временными факторами. «Ты просто быстро сдался. К сожалению, ты поторопился. Ты сегодня был невнимательным». Т.е. нужно акцентировать внимание на временности неудач. Любой человек должен иметь свою зону успешности, иначе он постоянно будет находиться в состоянии депрессии. А каждый маленький успех позволяет нам расти в своих глазах и вселяет в нас уверенность в себе.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
Нужно подталкивать ребёнка к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определённые стимулы для мобилизации усилий.
Жизнедеятельность ребенка в школе складывается не только из учебной работы, но и из общения, интереса к отдельным людям, внеклассной деятельности, спорта и так далее. Поэтому важно знать с каким настроением дети идут в школу, что их радует, а что, как они говорят, напрягает.
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения, поэтому каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Что же представляет собой эта концепция? "Я-концепция"-это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы "Я-концепция" - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!";
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка;
- понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на получение знаний. Это – комплексная система, которая образована мотивами, целями, реакциями на неудачу и успех, и установками ученика. Мотивация – хрупкое образование, которое нельзя сформировать навсегда, а нужно поддерживать постоянно.
Ребёнку нужно чувствовать себя успешным. Ощущение успешности создаёт учитель или другой значимый взрослый. Хвалить полезнее, чем критиковать. Важно, как вы объясняете успехи и неудачи ребёнка. Успех нужно объяснять способностями и усилиями ребёнка. Тогда у него сложится уверенность в повторении успешной ситуации.
Опирайтесь на желания! Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.
«Я-концепция»- основа внутреннего стимулирующего механизма личности Положительная мажорная "Я -концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо: видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее; создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!"; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, " Я-концепции " ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
Спасибо за внимание. Успехов Вам в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"
Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...
План работы с неуспевающими учащимися по математике
В работе выполнена в виде таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...
5. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Выступление на педсовете школы о работе со слабыми учащимися....
Как вызвать у неуспевающего ученика желание учиться.
В данной презентации рассматривается личность педагога в современной школе и условия эффективного обучения. ...
Как вызвать у неуспевающих учащихся желание учиться?
Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и учителей, и учащихся. Совершенно очевидно, что нет ни одного ученика, который бы хотел плохо учиться. Причины недостаточной успешности учения у каждо...