ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Самохина Маргарита Александровна

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

М.А.Самохина

учитель немецкого языка,

МБОУ «СШ№10 с углубленным

 изучением отдельных предметов»

Липецкая область,

 городской округ г. Елец, РФ

samohinama@mail.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация 

 Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование»,  в рамках которого запущено  два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».  Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

   Статья будет полезна административным работникам образовательных организаций, учителям – предметникам, начинающим и реализующим  процессы цифровизации в своих школах.  

Ключевые слова:

Новые возможности  развития  образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированная модель обучения, школьная цифровая платформа

В апреле  - мае 2020 года все образовательные учреждения страны во избежание распространения коронавирусной инфекции реализовывали учебные программы в дистанционном формате. Каждое  учреждение, каждый учитель по окончании учебного года подвел итоги работы/ обучения в данном формате, который стал вынужденным и неожиданным.

Работая в «шоковом» режиме, школа в целом и каждый учитель в отдельности столкнулись с массой проблем:

  • выбор формата проведения уроков - нужно было определить,  все ли ученики класса могут перейти на дистанционную форму обучения и готовы ли родители оставить детей наедине с цифровым образовательным пространством;
  • отсутствие у многих учителей  опыта и наработок общения с детьми именно в таком формате  - каждый выбирал собственные площадки для обучения и мессенджеры для контактов с детьми и родителями -  единообразия не было;

С другой стороны, это была  возможность для учителя продумать новые сценарии работы и попробовать разные инструменты.

  • затрудненное планирование работы – у редкого учителя рабочий день получался нормированным;
  • возможность проверки  и оценивания  выполненных  учениками заданий - в более выигрышном положении оказались  преподаватели, которые организовали работу на учебных платформах, где есть автоматическая проверка заданий и  аналитика;
  • получение обратной связь от родителей - данная связь и  подразумевается как  двусторонняя, но, по возможности, не круглосуточная как оказалось в реальности;
  • получение обратной связь от коллег – сотрудничество учителей – предметников, классных руководителей, администрации также проходило в режиме онлайн – марафона.

      Но, не смотря на проблемы, с  которыми  столкнулись все участники образовательного процесса во время дистанционного обучения, мы, несомненно, приобрели хороший опыт и знания по работе  в заданных условиях.  А эти условия заставили  нас пересмотреть  возможности развития традиционного образования в иных направлениях, коими на текущий момент и является направление цифровой трансформации  образования.  

Т.е., цифровизация является самым важным ресурсом развития образования в нашей стране.

    Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира (Сингапур, Финляндия, Корея).

  Необходимость активизации процессов цифровизации в России указывается в национальном проекте «Образование».

  С цифровизацией в стране связано, собственно говоря, два национальных проекта. И изначально  - это проект «Цифровая экономика». Но поскольку кадры для этого проекта тоже нужны и готовить их нужно заблаговременно, параллельно в рамках нацпроекта «Образование» запущено  два федеральных проекта – «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».  

Таблица 1. Национальные проекты

Национальный проект  «Образование»

Федеральный проект  “Цифровая образовательная среда”

Смысловые линии

НП «Образование»:

  • Субъектность как образовательный результат
  •  Переход к сетевым моделям
  •  Управление на основе больших данных
  • Новые роли и протоколы в образовании
  •  Новые системы оценки: надпредметные и  «экзистенциальные» навыки, оценка динамики
  • Вовлечение родителей / семей

Федеральный проект  “Учитель будущего”

Национальный проект «Цифровая

экономика»

Федеральный проект  “Кадры для цифровой экономики”

Федеральный проект  “Нормативное регулирование

цифровой среды”

Федеральный проект “Информационная инфраструктура”

 Согласно целям национального проекта результатом действия федеральных проектов («Точки роста», «Кванториум», IT-куб и др.) становится доступ образовательных организаций региона к технологическим инновациям: новое техническое оборудование, цифровые платформы (образовательные и исследовательские), программные средства и электронные ресурсы для выхода на новый образовательный уровень.

На региональном уровне поставлена задача  реализовать целевую модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Цель достаточно объёмная и в ней прописано то, что будет появляться в ближайшем будущем.

Первое важное условие реализации данной цели – условие безопасности. В настоящее время этому удаляется большое внимание, поскольку зачастую в нефильтрованном Интернет – пространстве дети пребывают без контроля взрослых. Проведение различных акций в сети Интернет в рамках и внеучебной деятельности тоже способствуют навыку ответственного поведения и самоконтроля.

Следующий параметр на который обращается серьезное внимание  в поставленной цели – саморазвитие и самообразование. Дистанционное обучение напрямую связано с самообразованием и саморазвитием. Причем коренным образом меняется роль учителя в таком формате образования. Учитель не является  сейчас носителем уникальной  информации – всё уже создано. Главная задача учителя  - отбирать нужный материал, помогать детям  грамотно ориентироваться в цифровом пространстве, направлять их в достижении образовательных целей. И если учитель в этом компетентен, то сможет легко реализовать электронное обучение, используя различные цифровые платформфы.

Немаловажное условие реализации проекта – подготовка кадров. Сейчас предлагается  огромное количество курсов, связанных с цифровой образовательной средой.

И ещё один компонент достижения цели – создание федеральной цифровой платформы. В рамках дистанционного обучения было перепробовано много различных, а разработчики проекта будут добиваться создания единой платформы.

Мы видим, что цифровизация образования – неизбежный этап развития образования. Этапы  копьютеризации и  информатизации пройдены,  цифровизация –  следующий этап, предполагающий новые модели образования, управления, новые роли учеников и учителей.

Нормативная база цифровизации опирается на основные документа:

  • Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об  утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
  • Концепция развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования на 2019-2021гг.
  • Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации от 14 января 2020 г. N МР-5/02

Исходя из данных нормативных документов, для внедрения целевой модели ЦОС в субъекте Российской Федерации создаётся Центр цифровой трансформации образования, который помогает школам реализовывать мероприятия, направленные на информатизацию:

  • электронный документооборот;
  •  планирование финансово -хозяйственной деятельности;
  • электронный дневник и журнал;
  • электронная библиотека;
  • учет освоения общеобразовательных и дополнительных образовательных программ;
  • учет достижений обучающихся и др.

Проанализирован уровень сформированности цифровой бразовательной среды (ЦОС) в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов» выявлено, что образовательное учреждение  имеет ряд компонентов, которые уже наполнили цифровую среду ОО.

Таблица 2. Компоненты ЦОС  «МБОУ СШ№10 с УИОП»

ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ  ЦОС

161 единица ПК и ноутбуков

53  мультимедийных проектора

19 комплектов ( интерактивная  доска+ экран+ проектор)

2 компьютерных класса

2 мобильных компьютерных класса

Более 40 единиц множительной техники

Лаборатории по физике, химии, биологии с мобильным презентационным оборудованием

Музыкально – компьютерный центр и видеомонтажная мастерская

Хорошее состояние здания школы и школьных помещений

Инфозона в холе на первом этаже (жк. телевизор 55” с возможностью выхода в сеть Интернет)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЦОС

Сайт ОО размещенный на хостинге ucoz, ответственный за размещение информации Князев В.А.

Школьная электронная почта elschool10@mail.ru

Персональные сайты учителей

Электронный журнал/ дневник «Барс»

Школьная цифровая платформа 5-8 классы

Лицензионное программное обеспечение

Контент для инфозоны -  текстовые объявления, изображения, видеоролики, презентации

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ЦОС  

Общение учащихся, учителей, родителей в  группах в социальных сетях и мессенджерах

Профессиональные сообщества учителей (школьные и городские  методические объединения учителей – предметников, объединения классных руководителей)

Система совместного доступа при работе с документами

Отношения в рамках социального партнёрства (ЕГУ им. И.А.Бунина, Елецкий медицинский колледж, ЕПЭТ,  ГУНПО "ПУ № 30", ГУНПО "ПУ № 25",ОАО "Елецгидроагрегат" и др.)

Локальные акты « О режиме занятий обучающихся», « О правилах внутреннего трудового распорядка», «О правилах внутреннего распорядка для обучающихся» , « О комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» и др.

Таким образом, цифровая трансформация  представляет собой переосмысление деятельности, обусловленное уникальными возможностями цифровых технологий, где трансформируемая деятельность (образование) является неотъемлемой частью.

Помимо мероприятий, которые уже реализованы и отлажено функционируют  в рамках цифровизации в МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов», с сентября 2020 года запускается новый проект проект персонализированной модели обучения.

Оператором реализации программы является Автономная некоммерческая организация «Платформа новой школы» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

В регионе на сегодняшний момент мы уже имеем представление о возможностях Цифровой платформы, благодаря работе «пилотных» школ, коими  является МАОУ СШ №51 г. Липецка, МБОУ "Гимназия №97 г.Ельца".

Педагогический коллектив МБОШ «№10 с углубленным изучением отдельных предметов» исследовал возможности данной платформы при работе на карантине. Отработать навыки пользователей платформы удалось семи учителям  - предметникам (математика, русский язык, история, биология) и 209 школьникам. Учитель информатики осуществлял техническую поддержку работы участников. С нового учебного года школа запускает «пилотный» 5 класс в работу на данной платформе, увеличивая охват учителей – предметников и учебных предметов на базе данной платформы.

Являясь членом рабочей группы по организации  и изучению работы на данной платформе и учителем немецкого языка, можно подвести  промежуточные результаты  проведенной подготовительной  работы по осваиванию школьной цифровой платформы.

 В начале работы в данном формате было множество нареканий со стороны учителей, что содержательный контент не соответствует уже имеющемуся у них календарно – тематическому планированию, учебникам, по которым они работают. Как учитель немецкого языка соглашусь с данными заявлениями. Имея опыт работы в дистанционном режиме, сама использовала в работе многочисленные  цифровые ресурсы, из которых следует отметить РЭШ (Российская Электронная Школа) – одна из немногих платформ, на которой учебный  предмет « Немецкий язык»  присутствует (а на многих других его просто нет). Задания сформированы для обучающихся 2 – 11 классов по разделам, в каждом из которых 17 – 32 разработок уроков, которых не хватает для полноценной работы по освоению предмета.    

В противовес имеющимся различным цифровым платформам, школьная цифровая платформа даёт возможность самостоятельно разрабатывать учебные модули, внося весь необходимый для изучения предмета и дополнительный учебный материал.  

Среди достоинств функционала школьной цифровой платформы следует  также отметить:

  • возможность организовать единое образовательное пространство школы;
  • помощь  учителям в изучении  и практики новых форм и методов работы с ориентацией на цифровое образовательное пространство;
  •  автоматизация  многочисленных рутинных процессов (планирование, подбор материала, проверка работ);
  • возможность учеников «управлять» собой: (индивидуальный темп и уровень выполнения учебных модулей, позволяет им самим нести долю ответственности за результат своего обучения);

Таким образом, цифровая платформа  выполняет роль организатора учебного процесса, является площадкой совместной деятельности учителя, ученика, школьного и классного сообществ в работе по реализации учебных целей и задач.

Подводя итог, мы видим и понимаем, что любые нововведения принимаются участниками образовательного процесса не сразу, и не всегда на «ура», но они просто необходимы как реалии современности. Цифровая трансформация образования является новой возможностью развития традиционного образования.

Список использованной литературы:

  1. Авадаева И.В., Анисимова-Ткалич С. К., Везетиу Е.В., Вовк Е. В., Голденова В.С.,Гребенникова В.М., Ковтанюк А.Е., Кречетников К.Г., Мантаева Э.И., Миронов Л.В., Орлова Л.В., Слободчикова И.В., Ткалич А.И., Чернявская В.С.,Шер М.Л. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды. – Нижний Новгород.: НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА, 2018. – 162 с.
  2. Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» - Курск, 2019. – 64 с.
  3. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от  07 декабря 2018 г. N 3

© М.А.Самохина, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЦПРО и ФЦПРЯ: новые возможности развития системы образования

«Педагогический         совет»В 2017г. я  принимаю участие в  городском конкурсе «Учитель года Сочи». Одним из конкурсных заданий является выступление...

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Педагогический совет по теме « Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»

Цель:Обобщить опыт работы учителей школы  в использовании цифровых и электронных образовательных ресурсов   и программных средств, применение которых позволяет повысить качество препода...

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...

« Цифровая образовательная среда – новые возможности развития детей и взрослых»

laquo;Цифровая образовательная среда» — федеральный проект, рассчитанный до 2024 года и нацеленный на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит в...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...