«Использование инновационных технологий в работе с учащимися очно-заочной формы обучения»
материал

Использование инновационных технологий в работе с учащимися на дому.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_k_seminaru.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Яцко Г.Н. «Использование инновационных технологий в работе с учащимися очно-заочной формы обучения»  

«…Чтобы  любить жизнь,

не обязательно иметь все блага мира.

Для этого достаточно научиться  ценить её и знать,

что всё в наших руках…»

                                                                                         П. Астахов.

       При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими,  но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

 На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ, особенно для обучающихся на дому по очно- заочной форме обучения. Т. к. для  этих детей наиболее остро стоит вопрос  обучения.  Многие из наших учащихся имеют сложную структуру дефекта, интеллектуальная недостаточность у детей, обучающихся на дому,чаще сопровождается различными физическими, психическими отклонениями в здоровье. На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, мы даем общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяем характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оцениваем сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяем пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы. Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия с использованием новых инновационных технологий.Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. 

На своих индивидуальных уроках применяю следующие технологии:

Технологию личностно-ориентированного обучения

Она направлена  на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. При личностно-ориентированном подходе корректируются недостатки устной и письменной речи учеников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- и рукодвигательной, зрительной). В своей деятельности придерживаюсь мотивационно- ценностного отношения к детям с проблемами в развитии, принимаю и понимаю их психофизиологические, психические, речевые и поведенческие особенности.

В качестве основного критерия эффективности коррекционно-развивающей деятельности считаю личностное развитие ребенка, его адаптированность (в первую очередь коммуникативную) в среде сверстников, а затем уже академическое продвижение в процессе овладения чтением, письмом, связной речью, счётом.  При проведении промежуточных и итоговых мониторингов сравниваю результаты предыдущих проб с данными пробами, отслеживая положительную динамику каждого ребенка.

Здоровьесберегающие технологии

 позволяют учащемуся  более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

   В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно- воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптацииребенка, сохранить и укрепить здоровье .                                                                              

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

При составлении программ для меня основным требованием было максимальное использование здоровьесберегающих технологий. Реализуя авторский подход при обработке  и самостоятельном составлении программ, вношу дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения (по методике Базарного В.Ф.)

В процессе коррекционно-развивающей работы ребёнок обучается простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

 Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроенна так, что его практически невозможно заставить целеноправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются  адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике  заболеваний с использованием фольклора( потешек, песенок, игр).

        Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это  вызывает искренний смех обучающихся. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет учителю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение  в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Арт – технологии и игровые технологии

позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития , а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Занятия с использованием элементов арт - терапевтических техник (музыкотерапии, сказкотерапии,   изотерапии)  способны повысить самооценку, помочь детям контролировать свое поведение. А это очень важно, так как контроль над поведением и эмоциями помогает  ребенку принимать решения, делать выводы.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Занятия можно сопровождать музыкой (релаксирующей, где звуки музыкальных инструментов дополняются звуками природы). Она является прекрасным фоном, особенно для детей с аутистическими проявлениями.

Ребёнок  слушает хорошую  музыку и она  его успокаивает;

создается дополнительная слуховая помеха, которая невольно развивается слуховое внимание.

Сказкотерапия. Моделирование и проигрывание сказок на уроках, позволяет развивать мотивацию вербального общения, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, совершенствовать связные высказывания.

Часто на  занятиях использую элементы изотерапии  (штриховки, раскрашивание контурных картинок, рисование мелом, красками, карандашами). Рисование улучшает качество зрительно-моторной координации, которая является базовой для успешного обучения в школе и улучшения качества письма в любом возрасте; стимулирует развитие речи; способствует формированию психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления). В процессе рисования происходит коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, развитие мелкой моторики, самоконтроля.   Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить  эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Игровые технологии  способствуют  созданию на уроках непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащемуся даются свободные высказывания, фиксируют  объективный результат  педагогической  коррекции.

  Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса.

 Игровые технологии включают достаточно обширную группу  методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При проведении  уроков  применяю предметные индивидуальные , сюжетные игры, игры-путешествия.

Специально подобранные игры способствуют развитию у ребёнка артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям  учителя, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально- волевой сферы.

Игровые  занятия привлекают детей, повышают мотивацию к  занятиям и активной работе на них.

Информационно- коммуникационные технологии

Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить мотивацию, заинтересованность обучающегося  в занятиях, дает реальную возможность для качественной индивидуализации обучения, способствует активизации произвольного внимания учащегося, расширению возможностей работы с наглядным материалом. Целенаправленное системное  воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача речевого материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима - залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.

Использую информационные технологиина коррекционных  занятиях в виде применения компьютерной   презентации, как наглядного дидактического материала, а так же  как средство визуализации и опосредованного контроля.

Дифференцированно подбираю интересные задания для занятий с сайтов «Логозаврия», «Болтунишка», использую   компьютерные программы («Игры дляТигры», «Развивайка для первоклашек»), которые позволяют вести  коррекцию с применением оригинальных инновационных подходов. Компьютерная  программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии, но позволяет эффективно работать и с детьми, имеющими другие речевые нарушения.

Задания из компьютерной программы «Развивайка  для первоклашек» пополняют словарный запас учащихся, эффективно дополняя  знания, полученные на уроках, способствуют развитию логического мышления, памяти.

Применение этих программ:

-  делает процесс коррекции  более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме;

- позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;

- дает возможность индивидуальной настройки , так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

- повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах  работы с обучающимся. Продумывая ход занятия с использованием ИКТ, нельзя забывать о здоровье сбережении ученика. Эффективность занятия во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.

Применение вариативности в использовании перечисленных технологий зависит от уровня и степени интеллектуального развития  учащегося. На практике удалось выявить, что эффективно проходят коррекционно- развивающий процесс с использованием игровых, дидактических технологий  и умственно отсталые учащиеся.

Дети, имеющие нарушения высших психических функций, более всего нуждаются в разнообразии коммуникационных, здоровьесберегающих, технологий, так как  у них затронуто не только развитие познавательной активности, но и эмоционально- волевая сфера, личностные характеристики.

    Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Таким образом, мы видим, что инновационные технологии:

• повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;

• развивают логическое и творческое мышление;

• дают толчок к саморазвитию учителя, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

 Применяя современные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.

                    Список литературы

Алексеева, Л.Н Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева//Учитель. – 2004. - №3. – с. 78.

Бычков, А.В инновационная культура/ А.В// Профильная школа – 2005. - №6. – с.83.

Дербенёва, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х. Дербенёва//Инновация в образовании. -2005. - №3. –с 79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками"

Статья подготовлена для выступления на Районном методическом объединении работников дошкольного образования с. Александров-Гай, Александрово-гайского района, Саратовской области. В данной работе описа...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС

Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....

Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В данной статье рассказывается об использовании инновационных технологий при работе с дет...

Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов при обучении иностранному языку

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....