Программа по работе с родителями "МЫ – ВМЕСТЕ!"
материал


Предварительный просмотр:

Программа

по работе с родителями

"МЫ – ВМЕСТЕ!"

       Составитель: Груя Е.В.

                   педагог дополнительного образования

 

г. Когалым


Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте –

родители и педагоги.

А.С. Макаренко

        

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МАОУ «Средняя школа № 8» является взаимодействие педагогического коллектива с семьями учащихся. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями учащихся учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Основные направления деятельности:

  • диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
  • практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;
  • привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагог дополнительного образования осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

         Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков. Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

В результате осуществления реализации Программы ожидается:

  • повышение уровня духовно-нравственного потенциала семьи;
  • снижение уровня преступности среди несовершеннолетних;
  • уменьшение уровня детской безнадзорности;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;
  • создание в коллективе, школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды, здорового нравственно-психологического климата;
  • повышение взаимодействия между школой и родителями (законными представителями), учениками;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

  • разрешение личностных проблем детей и родителей;
  • повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

  • -повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МАОУ «Средняя школа № 8»  и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями

  • методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
  • методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МАОУ «Средняя школа № 8». Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

Выставка – форма представления творческих работ учащихся МАОУ «Средняя школа № 8». Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выступлениям.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.


План работы

Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

1.

Анкетирование родителей

«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

Сентябрь

Педагог д/о

Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

В начале учебного года

Сентябрь

педагоги

Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей)

В конце учебного года

Апрель

педагоги

2.

Анкетирование, тестирование, диагностика  детей

Первичное (собеседование, тестирование)

Сентябрь

педагоги

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания)

Май

педагоги

Опросники по проведенным мероприятиям

В течение учебного года

Педагог - психолог

3.

Организационно-педагогическая деятельность

1.

Родительские собрания, встречи:

“День открытых дверей” - презентация творческих объединений

Сентябрь  

Администрация, педагоги д/о

Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

Декабрь

Педагог д/о

Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

Март

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

Беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

2.

3.

Мероприятия с родителями и детьми

Круглый стол «Наши семейные традиции»

В соответствие с планом работы д/о

Педагог д/о

 Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки»

В соответствие с планом работы д/о

Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье»

В соответствие с планом работы д/о

Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

В соответствие с планом работы д/о

Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

В течение года

Оформление кабинета к Новому году

Декабрь

«Женский день – 8 марта» – праздничный концерт

Март

«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

Февраль

Открытое занятие. Мастер-класс «Звукообразование и голосоведение».

Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

Май    

Мероприятия с детьми

«Счастливый день»

В соответствие с планом работы д/о

Педагог д/о

«О маме с любовью” - конкурс рисунков.

В соответствие с планом работы д/о

«Мой любимый папа» - праздничный концерт

В соответствие с планом работы д/о

«Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье.

В соответствие с планом работы д/о

Итоговая выставка работ в каждом  объединении  «Покажи свой  талант»

Май

Взаимодействие семьи и  дополнительного образования  отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями ДО, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

  • с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
  • с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.

         Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.   

В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

        Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель  работы  с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий  для взаимодействия детей и родителей,  укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации  социокультурного потенциала семьи для создания единой  гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Работа с  родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1.    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2.    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3.    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4.    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка  современная педагогика выделяет три сферы:

  • образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
  •  семью (основной институт социализации личности)
  • социум (стихийное влияние «улицы»).

        Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия.Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского,   человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.

        С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения  педагогики и детской психологии, в это понятие включаются  взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.

        Родители испытывают потребность  получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

        Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.   

Для этого в дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с семьей:

1.    Групповые формы:

  • Дни открытых дверей.
  • Конференция.
  • Родительское собрание.
  • Творческие мастерские. 
  • Государственно-общественные формы работы.
  • Совместная игровая деятельность.

2.    Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика.
  • Посещение семьи на дому.
  • Индивидуальная консультация (беседа).
  • Просветительская работа.

Остановимся  на вышеперечисленном более подробно:

Интерактивные формы работы.

        Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.

        Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.

        Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

        В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

        Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Совместная игровая деятельность.

Одним из оптимальных пространств  для реализации части  идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом  исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность  мышления детей.

Через игру взрослым легче корректировать  отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей.  Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение школы.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.

  Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. 

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Индивидуальные (сольное) выступления.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность студийцев.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает « чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
  • Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

В заключении, хочется напомнить вам  золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
  2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__



Предварительный просмотр:

Влияние занятий хореографией

на формирование личности ребенка

Будущее любой страны во многом зависит от того, каким воспитано  подрастающее поколение. В России в последние годы много делается для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно,  росли полноценными и достойными гражданами страны. И в вопросе личностного формирования  дополнительное образование детей может и должно сыграть весомую роль. Занятия в домах творчества,  творческих  центрах, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс как раз в рамках дополнительного образования детей – одна из важнейших составляющих создания нашего будущего. Они не только участвуют в конструировании единого образовательного пространства, которое многократно повышает эффективность воспитания личности.  В процессе этих занятий раскрываются творческие способности и  таланты юного поколения, происходит нравственное и физическое формирование личности, ее социальная адаптация в обществе, включая  профессиональную ориентацию.

Одним из таких центров, активно участвующих в работе по формированию подрастающего поколения является Центр детского (юношеского) технического творчества «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга. В нем действуют многочисленные творческие объединения четырех различных направленностей: художественной, технической, социально-педагогической и физкультурно-спортивной.  У детей есть возможность выбрать занятия по своим интересам и потребностям. Теперь же хочется остановиться на теме, особенно мне близкой: роль и возможности хореографии для гармоничного развития ребенка.

Детство - это период жизни, в котором человек легко поддается воспитательным воздействиям и влияниям.  Именно в этот период закладывается основа, на которой базируется не только последующее обучение и воспитание, но практически вся последующая жизнь. 

Воздействие обучения хореографии на формирование личности ребенка может быть глубоким и крайне разнообразным, спектр личностных параметров, которые активно развиваются в этом процессе, широк и зачастую неожидан для неискушенного взгляда. В результате многие родители неадекватно оценивают перспективу и результативность обучения их ребенка танцам, хореографии. Достаточно широко бытует мнение, что обучать детей хореографии имеет смысл лишь в том случае, когда поставлена цель сделать танцы профессией, делом жизни. Но в то, что из девочки вырастет прима-балерина Большого, или хотя бы Мариинского театра, практически никто не верит (этих прим – единицы, а в кружках обучаются тысячи, а то и больше); стать средненькой танцовщицей – такой судьбы никто из родителей в здравом уме своей дочери не пожелает (хотя немного странно: инженер-середнячок, средненький учитель из тех, что с маленькой буквы «у» - такая перспектива часто почему-то представляется нормальной, вполне респектабельной). Я уже не говорю о сложившемся мнении о, мягко говоря, неупорядоченной, «богемной» жизни людей искусства вообще и танцоров, в частности.

Так что в лучшем случае родители девочки, которая просится на занятия в студию хореографии, разрешают ей, но как-то несерьезно: очень хочется – ну, пойди, потанцуй, скоро сама бросишь.

А теперь посмотрим непредвзято: чем будут полезны занятия хореографией, танцами для детей?

  1. Укрепление здоровья. «В здоровом теле – здоровый дух». Те, кто регулярно и серьезно занимается хореографией, в значительной степени укрепляют свое здоровье: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, мышечный корсет укрепляются, препятствуя возникновению заболеваний на годы вперед; регулярные физические нагрузки дают необходимый выплеск эмоциональной энергии, способствуют формированию ровного характера.
  2. Ритмичность. Танец без ритма невозможен, и в процессе занятий постоянно улучшается чувство ритма, весьма полезное не только в танцах. Хорошо известно, что любая работа, деятельность, выполняемая в определенном ритме, получается лучше, результативнее. Жизненные ритмы не менее сложны, чем танцевальные. Занятия хореографией развивают умение ощутить, уловить ритм и следовать ему, как в танце.
  3. Пластика. Развитая пластика полезна не только для физического здоровья, но и для общения, для социальной коммуникации. Все знают, как трудно и порой неприятно общение с человеком, который постоянно «дергается» и «дергает», такого общения мы стараемся избегать. Но мало кому приходит на ум, что плавность и пластичность, которой обучаются дети на занятиях хореографией, и комфортность в общении с «недерганым», «плавным» человеком, по сути – разные проявления той самой пластики.
  4. Формирование характера, его «закалка». Для того, чтобы хорошо освоить любое действие, нужно его многократно повторить. Это же справедливо и по отношению к обучению хореографии: для достижения цели как в танцах, так и в любом деле, требуется упорство. Умение не отступить, понять причину неудачи, исправить то, что нуждается в исправлении и все равно достичь цели – это важно в любой жизненной сфере, и занятия хореографией воспитывают это умение.
  5. Точность выполнения поставленной задачи. Исполнение  движения, связки, танца красиво, когда оно точно. Сначала педагог ставит задачу и бдительно следит за точностью ее выполнения; затем и сам обучающийся начинает ставить себе задачи и стремится выполнить их с такой же точностью. Не правда ли, крайне полезный для жизни навык?
  6. Обязательность. Представьте себе, что несколько участников творческого коллектива забыли про важную репетицию или выступление, перепутали время, увлеклись чем-то крайне интересным и не пришли на эту репетицию или выступление. Понятно, что мероприятие будет по меньшей мере подпорчено, а отношение пришедших вовремя участников к «прогульщикам» будет весьма негативным. Так вот: описанная ситуация для танцевального, хореографического коллектива – вопиющая редкость. И обязательность не только производит хорошее впечатление на окружающих, она также очень помогает и в достижении социальных целей.
  7.  Психологическая устойчивость, внимательность,  сосредоточенность. Как во время занятий, так и на выступлениях всегда присутствуют внешние раздражители, стрессовые ситуации, факторы, отвлекающие от исполнения танца или его элементов, вызывающие сильное волнение. Все эти моменты мешают выполнению поставленной задачи. Не умея абстрагироваться, «отключаться» от постороннего, невозможно качественно сделать дело, которым ты занят. В процессе же обучения хореографии формируется та самая психологическая устойчивость, необходимая практически во всех сферах деятельности.
  8. Настойчивость в достижении цели. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Пройти путь от освоения азов танца, хореографии до исполнения танцевальной композиции, да еще на публике – это труд, упорный труд. Настойчиво идти к цели – это навык, который прочно нарабатывается при постоянных занятиях хореографией в течение нескольких лет. И этот навык весьма востребован в жизни.

Необходимо отметить: опыт занятий хореографией и ее преподавания показывает, что для достижения устойчивых результатов, о которых шла речь выше, необходимы регулярные занятия в течение 3-4 лет. Тот же опыт говорит о том, что 5-7 лет занятий дают фактически «необратимый» воспитательный и развивающий эффект, полученные навыки сохраняются на всю жизнь, а некоторые после этого связывают свой профессиональный путь с миром танцев.

Вывод из вышесказанного весьма очевиден: вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут дети, занимающиеся хореографией, в будущем, эти занятия активно способствуют формированию личностных качеств, необходимых для полноценной и успешной социальной жизни в дальнейшем. И если ваш ребенок захотел заниматься хореографией, отнеситесь к этому серьезно, поддержите его желание, потому что эти занятия необходимо воспитают волевые качества, дадут отличный задел постоянному здоровому образу жизни, поспособствуют формированию и росту личности, которая сможет жить и работать в обществе завтрашнего дня эффективно и с удовольствием. Уверена, что этого желают своим детям все родители.



Предварительный просмотр:

"Здоровый образ жизни посредством хореографии"

                                                    «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

                                                               От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их                                                                                                  

духовная жизнь, умственное развитие

 прочность знаний,

                                                                 вера в свои силы».

 В. А. Сухомлинский.

       Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов  дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание.

      Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

       Как  педагог дополнительного образования, руководитель хореографического коллектива меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из   физического, психического, социального, нравственного и  духовного  состояния человека.

          Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам,   уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Это  направление нашло отражение в  общеобразовательной  программе «От ритмики к танцу», цель которой состоит в воспитании новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

         3- 4 года. Происходит развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, осанки, стопы; музыкально-двигательной памяти. Получит возможность научиться освоить партерную гимнастику с предметом (мяч) и без предмета.

      5-6 лет. Идёт формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата. Ребёнок в этом возрасте получит возможность научиться понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

       7-9лет. Развивается физическая сила, выносливость, координация, гибкость, ловкость, чувство ритма. В этом возрасте ребёнок получит возможность научиться элементарным представлением о единстве и взаимовлиянии  различных видов здоровья человека: физического, нравственного  (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива).

      10-12 лет. Развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти. Учащийся получит возможность научиться, самостоятельно поддерживать собственное здоровье и здоровье окружающих на основе использования навыков личной гигиены;  

      13-14 лет.Развитие физических качеств, укрепление двигательного аппарата. Учащийся получит возможность научиться основам здорового образа жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

      15-16 лет. Развитие работоспособности, готовности к труду, волевых качеств личности. В этом возрасте учащийся получит возможность научиться использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

      17-18 лет. Совершенствовать технику пластичного танца. Учащийся получит возможность научиться регулировать состояние своего физического здоровья.

     Программа, включающие здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

        Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности,  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.

Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:

  • Формирование культуры здоровья
  • Содействие формированию сознательного отношения ребенка к

   своему здоровью, как естественной основе умственного,

   физического и нравственного развития.

В практике  применяются   следующие  здоровьесберегающие технологии:

  • Подвижные музыкальные игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах. Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка благотворно влияет на детей. Музыка -  это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу.  Применение музыки  в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.
  • Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить более простыми для удобства запоминания их детьми.
  • Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
  • Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
  • Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

        Наряду с постановочными и репетиционными занятиями в образовательный процесс по данной программе включён цикл мероприятий по здоровьсбережению «Я хозяин своего тела», спортивное туристское многоборье – «Спортивный уик-энд».

        Здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно  творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.

        Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельку. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

                               Список использованной литературы

1.        Анисимова Т.Б.  Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс

2.        Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

3.        Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год.

4.        Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и      тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004

5.        Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников.  – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19

6.        Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).

7.        Кочеткова Т.И. Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьников.// «Практика», №8, 2005, с.41

8.        Шмелёва Н.В. Для профилактики нарушений осанки //«Начальная школа»,  №7, 2007, с.55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ФРАГМЕНТЫ ТРЕНИНГА «МЫ ВМЕСТЕ»

Оптимизация детско-родительских отношений....

Программа работы с родителями "Мы вместе"

Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать д...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями "Мы вместе"

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников....

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

Программа работы с родителями «Воспитываем вместе» на 2018-2021учебный год

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим ...