Проект "Раз - словечко, два - словечко"
проект

Байгаринова Ольга Александровна

Проект по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raz_-_slovechko_dva_-_slovechko.docx415.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                      детский  сад комбинированного вида №3 «Солнышко»                                                                                     Карасукского района Новосибирской области                                                                                                632868 г.Карасук, ул. Октябрьская, 77 телефон: 8(38355)34-000

Проект по развитию речи в группе раннего возраста

                                                                             Воспитатели: Байгаринова О. А.

                                                                                                   Муравьева Н. В.

             

г. Карасук

Тема проекта: «Раз – словечко, два – словечко».

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Цель:

Развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.

Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности.

Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи:

-целенаправленно обогащать словарь детей;

- развивать активную речь;

Формировать:

- потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.


Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки реализации проекта: долгосрочный .

Проект включает три этапа: |

Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана реализации проекта;

Основной этап:

Работа с детьми по плану реализации проекта. Виды деятельности:     

       НОД (согласно календарному плану); Наблюдения с детьми на прогулке (согласно календарному    планированию); Дидактические игры; Сюжетно – ролевые игры; Подвижные игры с текстом; Хороводные игры; Словесные игры; Беседы с детьми; Чтение художественной литературы; Театрализованные игры;  Артикуляционная гимнастика; Пальчиковые игры; Мультимедийные игры; Речь с движениями

Дидактические игры:

«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

«Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

«На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

«Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

«Одень Катю на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

«Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

«Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

«Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

«Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

«Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

«Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

«Мои первые слова» Цель: научить детей узнавать на картинках знакомых домашних животных и птиц, понимать и отвечать на вопросы (Кто это? Что делает?) словом или звукоподражанием;

«Узнай и назови» Цель: Учить детей правильно называть предметы, их назначение; угадывать по описанию; способствовать развитию голосового аппарата.


Сюжетно-ролевые игры:

«Завяжи бантик» Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

«Напоим чаем куклу Катю» Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

«Полечим собачке лапку» Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

«Укачаем Машу спать» Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

«Скажи какого цвета?» Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

«В гости к мишке» Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

«Чудесная прическа» Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

«Гости на пороге» Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

«Кормление куклы Кати»,  «Кукла Катя пошла в магазин»,  «В детский сад пришло письмо»,  «Зайка едет в детский сад»,  «Кукла Катя заболела»,  «Магазин игрушек»,  «В детский сад пришел гость», «Доктор детского сада»


Хороводные, Словесные, Подвижные игры:

«Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

«Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

«У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

«Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

«Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

« Песня-песенка» Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

«Пчелки и медведи», «Не боимся мы кота», «Вышла курочка гулять», «Поезд», «Лохматый пес», «Зайчики в домике», «Коза рогатая», «Паровозик», «Мыши ходят в хоровод», «Птички раз, птички два», «Кто как кричит», «Цыплята», «Ой, что за народ?», «Вышли дети в садик», «Беги к тому, что назову», «Поедем в лес», «Дед мороз», «Каравай», «Слышим – делаем»

Беседы:

«Как я мамочку люблю»,  «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Зима пришла»,  «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)»,  (и т. д. по календарному плану). Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.


Чтение художественной литературы:

Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая», «Огуречик, огуречик», «Тили-тили-бом», В.Берестова «Ты, собачка не лай», «Водичка, водичка»,  «Вот проснулись»,

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка», «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Наша Таня громко плачет»


Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка»,  «Кто сказал - Мяу», «Три медведя», «Маша и Медведь» Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка» и т.д. Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики:

«Вот стоит шалашик – домик», «Вниз головой висит сосулька», «Листья осенние тихо кружатся», «1,2,3,4,5 –будем елку наряжать», «Наши ручки замерзают», «Капли первые упали», «Мы капусту рубим, рубим», «Будем мы варить компот», «Маленькая мышка» Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Мультимедийные игры:

Цель: Расширять представления об окружающем мире; развивать речь; воспитывать положительное отношение к миру животных.

Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий, и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их в образовательном процессе с детьми. На мой взгляд, использование ИКТ в работе педагога как для организации НОД, так и в режимных моментах является актуальным и перспективным. Применение компьютерной техники позволяет сделать любое занятие с детьми привлекательным и по-настоящему современным, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Педагог не должен забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя - научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.  Мультимедийная презентация с ярким и конкретным иллюстрированным материалом способствует формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, а также побуждает и поддерживает интерес детей.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как помочь ребенку заговорить?», «Речевые трудности», «Игры по развитию речи», «Речевое развитие у детей раннего возраста», «Как читать ребенку дома», «Значение сказок в жизни ребенка».

Презентация домашней игротеки «Речевые игры и упражнения для занятий с детьми дома».

Оформление папки- передвижки «Игры с детьми во время прогулки».

Практическая консультация «Театр - как средство воспитания младших дошкольников»

Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»


Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями:

Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Раз словечко – два словечко».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят  рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Список литературы:

Программы:

1. «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто «Сборник стихов».

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».




C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Детский сад фото\2011-12-31 17-00-00 (18).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Добавь словечко"

Трудности в обучении русскому языку нередко связано с нарушениями слухового восприятия. Это не означает снижения физиологического слуха, этого слуха вполне достаточно для обычной жи...

Вологодское словечко

Методическая разработка урока по теме:«Вологодское словечко»(Изучение диалектных слов на материале «Словаря вологодских говоров»)Урок проводится в 10 классе в  рамках повторения темы «Лекси...

"Вологодское словечко"

Изучение диалектных слов на материале "Словаря вологодских говоров" в 10 классе....

Социальный проект "Доброе словечко в каждое сердечко"

Друзья мои, внушайте людям веру.И чаще говорите: «Добрый день!».И следуйте хорошему примеруПродлите добрым словом жизнь людей!(В. Боков)Самым безопасным местом для человека, как прав...

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...

Образовательная технология по преодолению межъязыковой интерференции детей-инофонов старшего дошкольного возраста "Ты - словечко, я - словечко"

Технология по обучению детей-инофонов старшего дошкольного возраста русскому языку: способы и методы преодоления межъязыковой интерференции, имеющейся у двуязычных воспитанников...

Программа по развитию речи "Раз-словечко, два-словечко"

Данная программа разработана для работы с детьми с ОВЗ и направлена на развитие речи таких обучающихся. Программой можно воспользоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности....