Программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (8 класс)

Шевелева Наталья Андреевна

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_finansovoy_gramotnosti_8_kl.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение к  основной образовательной программе общего образования, реализующей ФГОС ООО,  утверждённой приказом директора НРМОБУ

«Салымская СОШ №1»   № 444-0 от 31.08.2020г.

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

 «Основы финансовой грамотности»

Автор-составитель:

Шевелева Наталья Андреевна,

учитель информатики

первой категории

Рассчитана на детей 13-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

с. п. Салым

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Основная образовательная программа основного общего образования НРМОБОУ СОШ № 1 п.Салым на 2019 – 2020 учебный год;

-  Учебный план НРМОБОУ СОШ № 1 на 2020—2021 учебный год.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ.  Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин, Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.

В 8–9 классах дети с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Это определило цели данного курса:  формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.

Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Программа рассчитана на 1 час, составлена на 34 часов, направлена на учащихся 8 классов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностными результатами изучения курса являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

 • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

 • составление текстов в устной и письменной формах;

 • умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
  • владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в

сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

•  способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Формы реализации программы

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: дискуссия, деловая игра, практическая работа, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся.

2. Методы диалога и полилога.

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора.

4. Игровые методы.

5. Методы диагностики и самодиагностики.

6. Технологии критического мышления.

7. Информационно-коммуникационные технологии.

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, математики.


Структура курса

Курс в 8 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Раздел

Кол-во часов

1

Управление денежными средствами семьи.

8

2

Способы повышения семейного благосостояния

7

3

Риски в мире денег

6

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого:

34

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий,  основных видов учебной  деятельности

Тема

Основное содержание по темам

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;

из чего состоит денежная масса;

способов влияния государства на инфляцию;

структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;

 факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;

зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Лекция-беседа

Практикум;

Игра;

Проектно-исследовательская деятельность

Онлайн-уроки

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно

на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Лекция-беседа

Практикум;

Игра;

Проектно-исследовательская деятельность

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

 (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;

иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Лекция-беседа

Практикум;

Игра;

Проектно-исследовательская деятельность

Онлайн-уроки

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости  и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Лекция-беседа

Практикум;

Игра;

Проектно-исследовательская деятельность

Онлайн-уроки

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

Система оценивания образовательных достижений

Основным объектом оценки при освоении курса «Основы финансовой грамотности» являются планируемые результаты освоения учащимися курса, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне «выпускник научится».

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с оценками типа:

• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. п.).

Основное содержание оценки метапредметных результатов

Оценка может проводиться в ходе различных процедур: наблюдения в процессе занятий, выполнения промежуточных и итоговых проверочных работ по курсу «Основы финансовой грамотности».

При проведении текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром (ориентированность на партнёра, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого объекта, действия, события и т. п.).

Система предметных знаний, умений и компетенций - важнейшая составляющая предметных результатов курса. Предметом оценивания являются базовые знания и умение применять их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио — портфель достижений учащегося, который обеспечивает демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте, в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Портфолио учащегося — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию;

• поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;

• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Для оценки достижения планируемых результатов курса в этот раздел можно включать следующие материалы:

• выполненные учащимися учебные проекты;

• материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по курсу;

• результаты учебных мини-исследований;

• материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы самооценки);

• результаты участия в неделе финансовой грамотности, олимпиадах, конкурсах.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:

• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а также базовой системы понятий и знаний финансовой грамотности;

• о сформированности у учащихся основ умения учиться при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач финансовой грамотности;

• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.

Текущее оценивание:

устный опрос; письменная самостоятельная работа; тестовое задание; решение задач; решение кроссворда и анаграммы; викторина; учебное мини-исследование; графическая работа: построение простых таблиц, схем, диаграмм; творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.

Итоговое оценивание:

тест; решение задач; творческая работа; учебный проект; проверочная работа.

Критерии оценивания

1. Знание и понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации по финансовой теме в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации по определённой финансовой теме с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий финансовых решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления результатов выполненной работы.

Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем и педагогом дополнительного образования в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьироваться от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб учебного проекта и его результаты зависят от поставленной задачи.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Всего часов

Дата

Коррекция

план

факт

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)

Тема 1. Происхождение денег

2

Деньги: что это такое?  

1

01.09

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

08.09

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

Какие бывают источники доходов

1

15.09

От чего зависят личные и семейные доходы

1

22.09

Тема 3. Контроль семейных расходов

1

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

29.09

Тема 4. Построение семейного бюджета

3

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

06.10

Как оптимизировать семейный бюджет

1

13.10

Проектная работа «Бюджет моей семьи»

20.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

3

Для чего нужны финансовые организации

1

10.11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1

17.11

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций

1

24.11

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

3

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

01.12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

08.12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

15.12

Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

4

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

22.12

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

29.12

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

12.01

Чем поможет страхование

1

19.01

Тема 8. Риски в мире денег

3

Какие бывают финансовые риски

1

26.01

Какие бывают финансовые риски

1

2.02

Что такое финансовые пирамиды

1

9.02

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

16.02

Польза и риски банковских карт

1

23.02

Тема 10. Собственный бизнес

3

Что такое бизнес

1

2.03

Как создать свое дело

1

9.03

Как создать свое дело

1

16.03

Тема 11. Валюта в современном мире

3

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

23.03

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

6.04

Проект «Валюта: доходы или расходы»

1

13.04

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

3

Что такое налоги и зачем их платить

1

20.04

Что такое налоги и зачем их платить

1

27.04

Какие налоги мы платим

1

4.05

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

2

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

11.05

Онлайн урок

1

18.05


Список литературы

1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

6. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Интернет-источники

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
  3. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
  4. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
  5. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
  6. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
  7. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
  8. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
  9. 11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
  10. 12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
  11. 13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
  12. 14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
  13. экономике
  14. 15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)
  15. 16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
  16. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
  17. по мировой экономике
  18. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
  19.  https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс
  20.  https://Uchi.ru  - цифровой образовательный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа дополнительного образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Программы внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс

Программы внеурочной деятельности  Финансовая грамотность 11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....