Выступление на окружной конференции
статья

Рискова Татьяна Викторовна

В выступлении тезисно сформулированы особенности обучения детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya_na_okruzhnoy_konferentsiya_2018g.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья  по  предмету «Математика»  в соответствии с требованиями ФГОС.

                                 

 Рискова Татьяна Викторовна,

Почетный работник общего образования РФ,

 учитель математики  МБОУ «СШ №21»

г. Нижневартовск,

riskova.tatjana@yandex.ru

                       

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК)

Что же такое специальные условия?

Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ..


С 2016 года реализуется ФГОС НОО для детей с ОВЗ (ФГОС ОВЗ) (Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года  N 1598 «ОБ утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта НОО  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и ФГОС для детей с умственной отсталостью.

Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о происходит поэтапно:
2016-2017 уч.г. - 1 классы
2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы
2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы

ФГОС НОО представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию разных групп детей (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).

 Стандарт регулирует  отношения в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникающие при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования.

В рамках реализации стандарта задачи школы четко определены:

-изучить имеющиеся примерные  адаптированные образовательные программы (АООП),
-разработать на их основе АОП ОО,
-обеспечить кадровый состав  соответствующим повышением квалификации,
-организовать сетевое взаимодействие при невозможности полной реализации программы коррекционных курсов в ОО,
-обеспечить материально-технические условия.

Как же организовать  обучение детей с ОВЗ в рамках ООО. 

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
 В практике работы школы присутствует определение статуса ребенка (ребенок с ОВЗ) в 5, 6, 7 и даже в 8 классе. Очень часто нам удается со значительным опозданием убедить родителей в необходимости прохождения МПМПК с целью определения программы обучения.

Около 60% всех детей, имеющих статус ребенка с  ОВЗ,  возвращаются с заключением ТПМПК, в котором прописаны рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания, где в качестве образовательной программы прописано обучение по адаптированной образовательной программе ООО для обучающихся с задержкой психического развития. Наряду с образовательной программой к специальным условиям относят:

-форма обучения

-режим обучения

-специальные учебники и дидактические пособия

-специальные технические средства обучения

-коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая)

-психолого-педагогическая помощь

 В данный момент  в одном из 9 классов нашей школы обучаются 3 ученика, которым по решению Территориальной медико-психолого-педагогической комиссии  определен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Что должен знать и к чему должен быть   готов каждый учитель при обучении  таких детей?

Первое. Особенности восприятия. У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв.

Второе. Особенности внимания. В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.

Третье. Особенности памяти. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

Четвертое. Особенности мышления. Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена. Также у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У детей данной категории выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Диапазон нравственных норм и правил общения, очень невелик, беден по содержанию. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Привожу выдержки из заключений

  1. Несовершеннолетний является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Умеренно выраженные нарушения психических функций (это и есть нарушение памяти, внимания, мышления), снижение вербальной и невербальной стороны мыслительной деятельности. Нарушение поведения.
  2. Несовершеннолетний является ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Недостаточность развития психических функций. Установление причинно-следственных связей затруднено.

Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:

1)

-психокоррекционная работа, направленная на формирование коммуникативных умений, навыков социального взаимодействия, развитие эмоционально-личностной сферы;

-занятия с социальным педагогом по формированию социальной компетенции в различных социальных ситуациях, сопровождение социальным педагогом, направленное на предупреждение негативных тенденций межличностных отношений.

2) -психокоррекционная работа, направленная на развитие базовых психических функций, формирование коммуникативных умений, развитие эмоционально-личностной сферы.

Как же обучать таких детей?

К специфике обучения таких детей математике можно отнести:

-организационно-педагогические особенности,

-общие подходы в работе с детьми с ЗПР, такие как индивидуальный подход, предотвращение наступления утомляемости, активизация познавательной деятельности, обогащение знаний об окружающем мире, особое внимание коррекции всех видов деятельности, проявление педагогического такта.

Коррекционная работа должна быть направлена, прежде всего, на коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-формирование и развитие навыков звукового анализа.

Кроме того,  коррекционная работа  должна охватывать развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации;

-умение работать по алгоритму;

-умение планировать деятельность

Неотъемлемой частью коррекционной работы должна стать коррекция видов мышления: наглядно-образного, словестно-логического.

Ну и, конечно же, коррекция индивидуальных  предметных пробелов в знаниях.

Основным документом учителя, направленным на решение поставленных задач является адаптированная рабочая программа по предмету для обучающихся с ЗПР.

Проанализировав заключение ПМПК  учителю необходимо приступить к проектированию рабочей программы по математике мы   придерживаясь   следующей логики:

  •  Провести   отбор задач, ориентированных на достижение школьниками с задержкой психического развития планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных);
  •  Спланировать  виды деятельности  для конкретного обучающегося,
  •  Провести  отбор учебной информации, изучение которой способствует достижению планируемых результатов.

Необходимо также определить средства обучения и уровни достижения конкретных результатов, подготовить специальные вопросы-задания для диагностики, оценки.

Адаптированная рабочая программа  должна быть составлена не под конкретный учебник, а под планируемые результаты обучения (базовое содержание),  закреплённое в основной образовательной программе.

Локальным актом по школе мы закрепили, что Адаптированная рабочая  программа по математике за курс основного общего образования имеет следующую структуру.

  1. Пояснительная записка,  в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета  и данного обучающегося.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Возможно увеличение количества учебных часов, отводимых на усвоение данной программы.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета, курса.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, направленных на развитие конкретного ученика, группы учеников.
  7. Описание учебно-методического и материально, технического обеспечения образовательного процесса.
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В пояснительной записке  дается общая характеристика адаптированной рабочей программы, а также характеризуются характер отклонений обучающихся пути и средства предупреждения и преодоления существующих проблем. Конкретизируются особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижение объема, концентрация, избирательность, распределение. Уточняется степень внимания к вербальной (словесной) информации, быстрота утомляемости. Определяются цели и задачи изучения курса математика для данного обучающегося, группы обучающихся с задержкой психического развития. (Информация из заключения ПМПК)

 В разделе «Общая характеристика учебного предмета»  дается общая характеристика курса, его вклада в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, раскрывается связь с другими предметами. Конкретизируется  роль  учебного предмета математика  в образовании молодого поколения, определяется  вклад,  вносимый  учебным предметом  в образование и развитие личности.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»  определяет количество часов,  отведенное на изучение предмета.

В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты» дается общая характеристика трех видов планируемых результатов.

В разделе «Основное содержание»  представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки с учетом реализации школьного компонента.  Содержание строится по разделам и темам в соответствии с учебно - тематическим планом.  Мы  опираемся  на содержание в примерной программе и используем следующую  последовательность изложения: название раздела с указанием количества часов,  необходимых на ее изучение;  название темы с указанием количества часов,  необходимых на ее изучение;  содержание учебного материала (дидактические единицы).

В разделе «Тематическое планирование»  дан перечень тем курса и число учебных часов,  отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика.  Здесь важно указать  специфические  виды деятельности, направленные на  оптимальное сочетание  словесных и практических действий ученика, которые должны стимулировать у него развитие самостоятельности, формировать умение пользоваться имеющимися знаниями, представлять  четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий. Для  облегчения  восприятия предполагается  поэтапное преподнесение учебного  материала.  

В разделе «Планируемые результаты»  дается характеристика предметных результатов по учебным годам и уровням достижения. Этот раздел представляет  собой описание целей-результатов обучения,  выраженных в действиях учащихся (операциональных)  реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента, обозначающего  определенный уровень достижений. При планировании результатов обучения используются следующие формулировки «ученик научится», «ученик получит возможность  научиться».

В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета математика. Отражается библиотечный фонд (нормативные документы,  программы, учебники, учебные пособия, научная, научно, популярная литература,  справочные пособия,  методические пособия для учителя), печатные пособия (таблицы по математике), информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники,  электронные базы данных и другое),  технические средства обучения (компьютер, проектор,  интерактивная доска).

Адаптированная рабочая программа  рассматривается на методическом объединении, принимается на педагогическом совете образовательной организации  и утверждается директором школы.

При планировании обучения детей с задержкой психического развития очень важно соблюдать поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки  каждого элемента и обеспечения целостного восприятия, делать акцент на главное, кратко и просто формулировать выводы, делать опору на имеющиеся знания. Для таких обучающихся необходимо достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

При обучении математики очень важно сформировать вычислительные навыки: для этого используем различные схемы, сигналы, дуги. Достаточно долго учим  выполнять действия по образцу, пока не сформируем навык и только потом переходим к действиям без образца.

 Очень эффективным приемом для организации деятельности детей с задержкой психического развития  является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей, какому либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательности действий при решении уравнений, неравенств, задач. Этот прием учит детей правильно рассуждать и контролировать себя во время самостоятельных и контрольных работ.

Большое затруднение у детей с задержкой психического развития вызывает решение текстовых задач. Здесь важно  учить выстраивать цепочки логических рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Необходимо уточнить понимание терминов: скорость, время, расстояние, очень часто детям бывают, непонятны самые простые слова: поровну, в каждом, одновременно и другие. Попытаться  ввести ученика в задачу как действующее лицо, пусть он представит себе как он едет в поезде, собирает урожай.

Нередко  ученик с задержкой психического развития не может работать сосредоточенно. Так бывает у детей со слабо развитой силой воли, которые не привыкли прилагать усилия для достижения поставленной задачи. Внимание –базовая  предпосылка  формирования навыка правильного письма. Неустойчивое внимание ведет к замедлению работы, быстрой утомляемости и стойкому специфическому нарушению письма – дисграфии . Отмечая снижение устойчивости внимания, в сравнении со здоровыми детьми, некоторые авторы выделяют специфику его нарушений.

 Например, у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для детей третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль отводится объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению – с устойчивостью внимания. Обозначенные особенности внимания позволяют сформулировать несколько рекомендаций для учителя:

– исключайте действия посторонних раздражителей;

 – помните о замедлении процесса переработки поступающей через органы чувств информации;

– сообщаемые сведения неоднократно повторяйте;

– демонстрацию наглядных средств обучения сопровождайте комментариями;

– чередуйте периоды деятельности и отдыха.

 Коррекционная задача: развитие внимания.

Примерный коррекционно-развивающий материал:

упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

 Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования.

Детям предлагается по знаку «Внимание» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть показанный на короткое время материал и записать его (например математические термины). 

Затем даются упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания: например  школьникам предлагается без ошибок записать пример  с доски.

 Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Предложите учащимся  подчеркнуть одной чертой линейные уравнения, двумя чертами -квадратные. По команде «Внимание» – наоборот.

С вниманием тесно связан такой психический процесс, как память. Если говорить об особенностях памяти у детей с задержкой психического развития, то они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели обучающихся улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми. Часто плохое запоминание напрямую зависит от невнимательности школьника. У учащихся с дисграфией произвольная память развита слабо. Они плохо усваивают правила, формулы  и часто забывают применять их на практике. Некоторые ученики при написании предложения на слух не могут запомнить последовательность слов, что приводит к их пропускам, изменению смысла предложения. Пересказывая услышанный текст, дети воспроизводят его не точно. Однако после небольшой подсказки педагога многие из них передают содержание достаточно подробно. Это свидетельствует о том, что они сами не до конца реализуют возможности своей памяти.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Документы образовательной организации могут быть представлены в разделах:

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

3. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

4. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

6. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:

- создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);

- внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

- издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:

- о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

- об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

- об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

- об утверждении программы внеурочной деятельности;

- об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

- об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

- о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

- об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);

- об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;

- о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).



ГАРАНТ.РУ: 
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz5Yom5erOE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...

Участие в окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в ХМАО-Югре в 2016 году.

Данный материал содержит выступление на окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югру в 2016 году, отзывы педагогов и сертификат участника ...

Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"

Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...

Выступление на окружной конференции (статья) 2023 на тему: " Социализация и развитие детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи"

Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими ДОО...

Выступление на окружной конференции с докладом "Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ в ДОО", 2020

Представлен опыт работы по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО....