Методическая разработка открытого занятия по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся»
методическая разработка

Методическая разработка открытого занятия по теме «Земноводные и Пресмыкающиеся» в форме игры. Данная разработка предназначена для проведения обобщающего занятия после изучения тем Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_zanyatiya.docx977.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗЕМНОВОДНЫЕ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ»

Цель: обобщить и проверить знания по темам: «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

1.        Образовательная: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности пресмыкающихся различных экологических групп, их роли в природных сообществах и значение в жизни человека.

2.        Развивающая: закрепить и проверить умение узнавать изученных пресмыкающихся, обосновывать их принадлежность к той или иной группе; применять свои знания при выполнении различного рода заданий, совершенствовать умения приобретать знания самостоятельно.

3.        Воспитательная: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, формирование научного мировоззрения, экологическое, нравственное (меры охраны), половое (изучение размножения ящериц), гигиеническое, эстетическое (красота животных), патриотическое, формировать умения работать в коллективе.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).

Оборудование: таблицы «Внутреннее строение пресмыкающихся», «Строение кожи чешуйчатых пресмыкающихся», «Внешнее строение пресмыкающихся», «Внутреннее строение земноводных», «Внешнее строение земноводных».

Ход урока:

Организационный момент (3 минуты) приветствие

фиксирование присутствующих

знакомство с целями и формой проведения урока

Игра проводится после изучения тем «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Ребята делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана.

Задание 1: «Умники»

Каждая команда должна ответить на 9 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Итак, решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение.

1 команда:

1.        Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания;

2.        Дыхательная поверхность легких ящерицы больше, чем у тритона;

3.        У всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;

4.        Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды;

5.        Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше;

6.        У пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение;

7.        В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг;

8.        В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь;

9.        У живородящих ящериц не образуется яиц.

Ответы:1 ,2, 3, 5,6, 8.

2 команда:

1.        Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных – стегоцефалов.

2.        Пресмыкающиеся – это первые настоящие наземные позвоночные.

3.        Современные пресмыкающиеся объединены в 6 отрядов.

4.        Тело пресмыкающихся покрыто роговыми щитками.

5.        На теле пресмыкающихся расположены многочисленные железы.

6.        В шейном отделе рептилий один позвонок.

7.        У пресмыкающихся есть настоящая грудная клетка.

8.        В головном мозге хорошо развиты передний мозг и мозжечок, имеется кора.

9.        Рептилии дышат легкими и кожей.

Ответы:1, 2, 4, 7, 8.

Задание 2: «Кто они такие?»

Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.

I Земноводные: , , ,.. .

II Пресмыкающихся: , , ,.. .

Утверждения:

1.        Постоянная температура тела.

2.        Непостоянная температура тела.

3.        Обитают и в воде, и на суше.

4.        Обитают в основном на суше.

5.        Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.

6.        Один круг кровообращения.

7.        Дышат только с помощью легких.

8.        В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.

9.        Обитают только в воде.

10.        Имеют жабры.

11.        Голая кожа покрыта слизью (в основном).

12.        Кожа сухая с роговыми чешуями.

13.        Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.

14.        Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.

Ответы: I — 2,3,5,8,11,14; II — 2,4,5,7,12,13.

Максимальное количество баллов — 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).

Задание 3: «Гонка за лидером»

Составить название животных из букв данных слов.

Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.

1. тон, три.

2. басма, и, мот.

3. код, ил, рок.

4. репа, а, чех.

Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано — тем меньше баллов.

Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.

Задание 4: «Догонялки»

Найдите и исправьте ошибки в тексте. За этот конкурс команда, которая правильно выполнит задание, получает 3 балла.

1.        Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа сухая. Взрослые особи дышат легкими и жабрами. Сердце двухкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит на суше. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.

2.        Пресмыкающиеся – водные позвоночные животные. У них влажная кожа, три круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается венозной и артериальной кровью. У рептилий нет коры головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное, рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.

Ответы:

1.        Земноводные обитают в водоемах и на суше, во влажных местообитаниях. Кожа влажная. Взрослые особи дышат легкими и кожей. Сердце трехкамерное, имеется два крага кровообращения. Есть пояса конечностей и свободные конечности, представляющие собой систему рычагов, обеспечивающих передвижение по суше. Развитие происходит в водной среде. Амфибии – хищники, занимающие важное место в цепях питания. Они питаются насекомыми, моллюсками.

2.        Пресмыкающиеся – наземные позвоночные животные. У них сухая кожа, два круга кровообращения, трехкамерное сердце. Головной мозг снабжается чисто артериальной кровью. У рептилий имеется кора головного мозга, благодаря чему они способны вырабатывать условные рефлексы. Дыхание исключительно легочное. рептилии преимущественно хищники, зубы у них конические служат для захвата и удержания добычи. Размножение и развитие пресмыкающихся не связанно с водой. Рептилии занимают важное место в цепях питания многих сообществ, регулируя численность членистоногих, грызунов.

Задание 5: «Дружеская рука»

Ответьте на вопросы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу. Один человек из команды подходит к столу и выбирает вопрос и отвечает на него.

1.        Как называется смена рогового покрова у ящериц? (линька)

2.        Как называется процесс восстановления хвоста у ящерицы? (регенерация)

3.        Как называются особи, которые вынашивают детенышей в собственном теле? (живородящие)

4.        Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц? (яйцеживорождение)

5.        Что является органом слуха у лягушки? (внутреннее и среднее ухо)

6.        Как называются животные, у которых температура тела зависит от температуры окружающей среды? (холоднокровные)

7.        Какая особенность задних конечностей позволяет лягушкам плавать? (плавательная перепонка)

8.        Какой орган дыхания есть у головастиков, но отсутствует у взрослых лягушек? (жабры)

9.        Какие части тела участвуют в газообмене у земноводных? (легкие и кожа)

Задание 6: Кроссворд – загадка про земноводных

Нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки.

Если правильно отгадаете, в выделенных клетках прочтете название земноводного.

Вопросы – загадки

1. Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это?

2. Я живу на дне морском, голова и восемь ног. Ну и кто я?

3. По реке плывёт бревно, ох, и злющее оно.

4. Морской самый вкусный рак.

5. Мой хвост не отличается от головы, меня в земле найдёте вы.

6. Живёт спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит.

7. Двухстворчатый моллюск, в обиходе называемый ракушкой.

8. Хвостатые амфибии, которые мечут икру в воде, а потом выходят на сушу.

9. Она, как змейка, в траве мелькает; хвост оборвёт – другой наживает.

10.Зачем спешить мне по-пустому? Свой дом я на себе ношу и потому я дома.

Ответы

1. Лягушка. 2. Осьминог. 3.Крокодил. 4. Омар. 5. Червяк.

6. Черепаха. 7. Устрица. 8.Тритон. 9. Ящерица. 10. Улитка.

Подведение итогов:

По окончанию игры, подсчитываются очки и команде, которая набрала наибольшее количество баллов, выдается грамота. И ученикам выигрывавшей команды выставляется оценка «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"

Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"

Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...

Методическая разработка открытого занятия на тему СТЕНЫ ИЗ КИРПИЧА

В разработке приведены план и технологическая карта учебного занятия, тесты для контроля знаний, конспект лекции. Предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального обр...

Методическая разработка открытого занятия по теме "Букет вереска" Бисер. Низание бусин.

Занятие расчитано на детей младшего школьного возраса.Основной целью является развитие навыков и умений работы с бисером. В разработке описана пошаговая работа изготовления веточки вереска. Итог - сое...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Роль техники в современном мире"

Материал представляет собой проект открытого занятия по теме "Роль техники в современном мире" в 11 классе, подробный конспект открытого урока с приложениями ,а так же презентация , сопроваждающая уро...