Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями художественно-эстетической направленности «Мир музыки и театра»
рабочая программа

Антонина Петровна Донецкова

 Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения,  посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами театральной деятельности, играми-драматизациями.

     2. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

  1. Обогатить детей музыкальными впечатлениями, развивать умения элементарного музицирования.
  2. Развить эмоциональную выразительность диалогической речи и обогатить словарный запас.
  3. Формировать коммуникативные навыки и поддержание желания выступать перед детьми, родителями.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_muzyki_i_teatra.doc159 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВРР ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»

___________ Н.А.Синдева

«_____» ____________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр» ____________Н.С.Китова

«____» _______________ 2021 г.

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа для детей и подростков с ограниченными возможностями

художественно-эстетической направленности

«Мир музыки и театра»

Возраст обучающихся от 3 до18 лет

Срок реализации – один год

Составители:

Синдеева Наталья Анатольевна, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе;

Донецкова Антонина Петровна, педагог дополнительного образования.

                                        п. Светлый Путь Ленина

                                                           2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, творческом и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,  организацию их свободного времени.    Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших способности.

Дети, поступающие в реабилитационный центр совершенно разные. Это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, что не позволяет им вести полноценную жизнь. Одним из важнейших условий интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество является их своевременная реабилитация. Универсальность музыкального мира и театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста и с разными особенностями развития.

Музыкально-театрализованная деятельность в педагогическом реабилитационном процессе является актуальной для педагогов и увлекательной для детей с ограниченными возможностями, так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет нашим воспитанникам оптимально освоить мир социальных связей и отношений

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 5-18 лет, так как в этом возрасте формируется и укрепляется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, жесты, мимику, звуки. У детей воспитывается любовь к народным сказкам, развиваются творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. В ходе театрализованной игры, ребенок с ограниченными возможностями здоровья воспроизводит знакомые литературные сюжеты или известных героев. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, внимание  и образное восприятие, развивает воображение, фантазию, совершенствует речь, развивает творческий потенциал, чувство ритма, чувство гармонии в себе и окружающем мире, способствует творческому развитию, учит взаимодействовать друг с другом. Дети приобретают полезный опыт разного рода взаимоотношений между героями сказки или инсценировки. Принимая участие в постановке, дети устанавливают зрительный контакт не только со взрослыми, но и другими детьми, учась, таким образом, друг у друга. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит юного актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться и, в первую очередь, это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. В театрализованной игре активно осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. И проще всего им сделать  опосредованно, через кукольных персонажей. Кукольный театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития коммуникативных навыков, познания окружающего мира, всестороннее развивает ребенка, значительно облегчает его социализацию и адаптацию к условиям жизни в обществе.

 Включение театрализованных игр, оркестра инструментов  в социально-педагогический (коррекционный) процесс обеспечивает успешное развитие ребёнка с проблемами. Для детей с ДЦП, нарушением речи игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане.

    В связи с этим в реабилитационном центре были введены интегрированные и комплексные занятия по музыкально-театрализованной деятельности, а так же составлена программа «Мир музыки и театра».

Методика проведения, содержание занятий может измениться в зависимости от:

- состояния здоровья ребенка;

- его настроения;

- непредвиденных ситуаций и других обстоятельств.

Отличительная черта занятий – гибкость, чувствительность к сбоям.

Условия проведения занятий:

- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;

- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;

- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;

- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

   Отличительными особенностями  данной программы является:

- социально-педагогическая направленность, адаптированная для детей-инвалидов, а также детей с различными ограничениями здоровья с целью организованной индивидуальной работы с каждым ребенком.

 - Программа разработана с учетом сменного состава воспитанников в течение календарного года из расчета – один реабилитационный период.

- Неоднократность  использования программы в течение всех курсов реабилитации.

 Программа «Мир музыки и театра» рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Корректировка программы, внесение дополнений   осуществляется посредством заседания методического совета и фиксируется протоколом. 

Программа коррекционной работы, составлена в соответствии с учетом индивидуальных особенностей, физического и психического развития контингента воспитанников с ОВЗ и на основании следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». (Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 определяет специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ).

- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 Цель: создать условия для социальной реабилитации ребят и развить их творческие и интеллектуальные способности, навыки общения,  посредством театрализовано - игровой и музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами театральной деятельности, играми-драматизациями.

     2. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

  1. Обогатить детей музыкальными впечатлениями, развивать умения элементарного музицирования.
  2. Развить эмоциональную выразительность диалогической речи и обогатить словарный запас.
  3. Формировать коммуникативные навыки и поддержание желания выступать перед детьми, родителями.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Требования к функциональным характеристикам программы: применение наглядных, словесных и практических методов обучения, включающих в себя демонстрацию видеоматериалов, показ иллюстраций, игровые упражнения,  подвижные и театрализованные игры, рассказы педагога о театре, беседы-диалоги, словесные и пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям, чтение литературы, рисование, показ представлений.

Методика и технология реализации

Программа «Мир музыки и театра»  включает в себя три блока:

  1. Блок «Удивительный мир музыки - музыкотерапия»

2.  Блок «Знакомство с театром»

       3.  Блок «Актерская мастерская»

Блоки состоят из циклов теоретических и практических занятий, разделенных на темы.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий с детьми

Групповые  и индивидуальные занятия. Количество воспитанников в одной группе зависит от индивидуальных особенностей  и возможностей детей. Академический час - от 20 до 30 минут (продолжительность коррекционно-развивающих занятий зависит от возрастной категории детей и особенностей ограничений в здоровье). Заключительное мероприятие: показ представления или концерта - до 40 минут. Обучение ведётся в соответствии с режимом дня, расписанием занятий и реабилитационных мероприятий.

        Состав исполнителей: педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтвержден документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материально-техническое обеспечение: актовый зал, учебный кабинет, оборудованный мебелью, методическими пособиями; напольная ширма для кукольного театра, художественная литература, иллюстрации к сказкам, видеоматериалы, дидактические игры, атрибуты к различным видам театра, игрушки, наглядные пособия, настольные игры, магнитофон, ноутбук.

Планируемые результаты:

Реализация программы «Мир музыки и театра» позволит детям с ограниченными умственными и физическими возможностями следующее:

- познакомится с различными видами театральной деятельности и азами актерского мастерства;

- освоить игры-драматизации;

- попробовать себя в качестве исполнителя песен и музыканта;

- социализироваться, выработать навыки общения и сотрудничества;

- развить эмоциональную сферу и эмоциональную выразительность речи;

- обогатить словарный запас и получить навыки диалогической речи;

- получить возможность для самовыражения через публичные выступления перед другими детьми и своими родителями.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть следующие организованные виды деятельности: спектакль, кукольное представление, концертная деятельность с участием родителей.

Музыкально-театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка, обогащением его жизненного опыта яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками. Поэтому на заключительном этапе реализации программы (в конце курса реабилитации) проводится мероприятие и каждый участник программы, получает свою минуту славы и возможность выступить публично, не стесняясь слушателей. Родители привлекаются к закреплению полученного несовершеннолетними с ОВ позитивного опыта музыкально-театрализованной деятельности (вне курса реабилитации), через консультирование и раздачу информационных буклетов.

Содержание программы

Модуль «Мир музыки и театра»

  1. Блок «Удивительный мир музыки - музыкотерапия»

1.1.Развитие слуха и голоса. Пение.Речь и дыхние.

     Практика.

Разучивание песен по фразам, цепочкой. Вокально-хоровая работа.

Упражнения, направленные на снятие мышечной зажатости. Артикуляционная гимнастика для активизации речевого аппарата.  Дыхательная гимнастика – охрана голоса.

Развивающие игры с голосом (подражание), ритмо-речевые игры.

Использование фонотеки с образцами разно жанрового исполнительства: классической, народной, современной музыки и песен.

1.2. Развитие чувства ритма, музыкально - ритмические  игры.

Практика.

Обучение музыкально-ритмическим  навыкам через упражнения, игры, пляски, хороводы. Основные движения, имитационные движения людей, птиц, зверей, транспорта, направленные на развитие воображения и творческой активности.

 Координационно-подвижные игры, музыкально-речевые игры и коммуникативные танцы.

 Игры и танцы с подручными предметами.

1.3.Элементарное музицирование.

Теория.

Понятие оркестра. Виды оркестра (шумовой, народных инструментов).

Знакомство с музыкальными инструментами (бубен, барабан, музыкальный треугольник, металлофон, деревянные ложки, маракасы).

Практика.

Исполнительская импровизация на музыкальных инструментах.

Использование фонотеки с образцами классической, народной, современной музыки.

2.  Блок «Знакомство с театром»

2.1.Что такое театр? Виды театров.

Теория.

 Беседа о театре. Виды театров (музыкальный, драматический, кукольный). Театральный словарь: билет, программка, афиша, сцена, зрительный зал, аплодисменты, актер.

Показ иллюстраций, фотографий, билетов, афиш. Костюмы и атрибуты театра. Правила поведения в театре. Культура зрителя. 

Просмотр видеозаписей. 

Практика.

Игры и упражнения на создание игровой мотивации. Гимнастика для глаз «Бинокль». Обогащение познавательного и эмоционального опыта. 

2.2.В начале было слово…

Теория.

Слушание сказок, отрывков из литературных произведений.

Спектакль – результат творческого труда многих людей.

Практика.

Чтение и рассказывание сказок. Сочинение небольших сказок и рассказов. Просмотр видеозаписей и отрывков из постановок.

Мимика и жесты. Сценки без слов.

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.

2.3. Кукольный театр.

Практика.

Знакомство с куклами. Показ способов действий с куклой.

Игры и имитационные этюды с куклами.

Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ педагогом настольного кукольного театра.

Самостоятельные игровые действия детей по сюжетам народных сказок.

2.4. Пальчиковый театр.

Практика.

Практическая работа по выбранной сказке.  Рассматривание иллюстраций к сказке, отгадывание загадок по содержанию сказки.

Пальчиковые игры со словами.

Показ пальчикового театра по сказке.

Самостоятельные игровые действия детей по сказке в пальчиковом театре. Артикуляционная гимнастика.

2.5. Играем в театр. Постановка. Драматизация.

Теория.

Прочтение произведения, беседа по определению сюжетной линии.

Практика.

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

Действия детей с воображаемыми предметами.

Работа над отдельными эпизодами.

Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения, работа над отдельными эпизодами.

Выбор и распределение ролей.

3.  Блок «Актерская мастерская»

3.1.  Театр своими руками.

Теория.

Знакомство с игровыми позициями «зритель», «оформитель», «декоратор».

Практика.

Изготовление афиши, билетов, приглашений.

Изготовление масок героев, простых декораций и ремонт пальчиковых кукол. Работа с ножницами, картоном и другими материалами.

Работа с пластилином по изготовлению атрибутов.

3.2.  Развитие мелкой моторики.

Практика.

Упражнения и игры с пальчиками  на развитие пальцевой моторики с речью.

Массаж и самомассаж с предметами (прищепка, грецкий орех, еловая шишка) с использованием музыки и без.

Игры и упражнения с предметами (карандаши, бусы, счетные палочки, пуговицами, прищепки, ленты, шнуровки).

Использование сухого бассейна для рук.

Использование конструктора, строительного материала, пазлов, деревянных вкладышей по силуэтам).

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»

___________ Н.А. Синдеева

«_____» ____________ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»

_____________Н.С.Китова

___» _______________ 2021г.

Календарно-тематический план педагога дополнительного образования

дополнительной общеразвивающей комплексной программы для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Открываем мир музыки и театра»

№ п/п

Разделы

Дата

проведения

Темы занятий

Количество часов

Теорети ческие занятия

Практи-

ческие занятия

1.Удивительный мир музыки -музыкотерапия

1.1.Развитие слуха и голоса. Сценическая речь и дыхание. Пение.

-

4

  1. Развитие чувства ритма, музыкально-  ритмические  игры. Упражнения на развитие двигательных способностей. Развитие координации движений, согласованности действий.

-

4

  1. Элементарное музицирование. Знакомство с муз.инструментами. Музыкальные игры.

-

4

2.Знакомство с театром

2.1. Что такое театр. Виды театров. Рождение театра.

2

-

2.2. «В начале было слово…» Развитие речевых навыков, знакомство со скороговорками. Создание заданного художественного образа. Импровизация игры-драматизации на темы знакомых сказок. Дикция речи. Постановка голоса, дыхание, артикуляция, голосовой диапазон.

-

4

2.3. Кукольный театр. Вхождение в образ куклы-героя.

-

2

2.4. Пальчиковый театр. Навыки публичного самовыражения.

-

2

2.5. Играем в театр. Постановка. Драматизация. Работа с текстом, читка по ролям. Исполнение по ролям.

1

4

3.Актерская мастерская

3.1. Этюд и импровизация. Игры-имитации. Сценическое движение. Игры, упражнения на развитие фантазии и воображения.

3.2. Театр своими руками.

2

3.3. Мимика и жест. Создание театрального образа средствами мимики и жеста. Передача чувств, настроений, эмоций невербальными

средствами общения. Пантомимика.

3

3.4 Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры и упражнения. Упражнения на развитие двигательных способностей рук и пальцев: ловкости и подвижности.

-

4

Всего:

ИТОГО:

3

33

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Директор ГКУ СО КК

ГКУ СО КК

«Темрюкский реабилитационный

центр»

«Темрюкский реабилитационный центр»

______________Н.А.Синдеева

_________________Н.С. Китова

«_____» ____________ 2021г.

«____» _______________ 2021г.

Учебный план педагога дополнительного образования

дополнительной общеразвивающей программы

для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Открываем мир музыки и театра»

п/п

Наименование блоков

Количество учебных часов

Всего

Теоретичес

кие занятия

Практичес-

кие занятия

1.

Удивительный мир музыки -музыкотерапия

12

-

12

2.

 Знакомство с театром

15

3

12

3.

Актерская мастерская

9

-

9

Всего:

36

3

33

Список использованных источников

  1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. образовательном учреждении / учебник для студентов средн. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.
  2. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
  3.  Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 1995.
  4. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997.
  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития, Москва 2013.
  6. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр «Сфера» 2003.
  7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.
  8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  9. Поляк Л.Н. Театр сказок. СПб., 2001.
  10. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество - дети. М., 1995.
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  12. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М.:ТЦ Сфера, 2014.

Интернет-источники

  1. http://dohcolonoc.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. http://log-in.ru/books/psikhogimnastika-chistyakova-m-a-prakticheskaya-psikhologiya
  4. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правил дорожной грамотности у детей и подростков с ограниченными возможностями.

Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка-инвалида - важный фактор интеграции его в обще...

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

Программа социально-бытовой ориентировки детей и подростков с ограниченными возможностями (дополненная)

Представленная программа разработана на основе Программы СБО для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. и адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с огранич...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Адаптированная программа «Творческая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями»

Проблемы адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в окружающем макро и микро мире приобретает в наше время особое значение.Длительное время реабилитация инвалидов сводилась тольк...