Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога
методическая разработка

Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога «Наставничество как условие профессионального роста педагога» помогут выстроить планирование наставника и молодого педагога в любой образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога

«Наставничество как условие профессионального роста педагога»

Е.В. Головинская, к.п.н.

Наставничество в образовании - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Именно поэтому, развитие наставничества в образовательных организациях и сопровождение молодых педагогов является одним из направлений федерального проекта «Учитель будущего» в рамках национального проекта «Образование».

Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. Это, как правило опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Наставничество можно определить как разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами, со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы, а также сопровождение и адаптация педагогов, имеющих опыт работы в ином образовательном учреждении.

У наставничества в образовательной организации могут быль разные задачи – от элементарной адаптации нового сотрудника в коллективе и организации до его профессионального роста.

Работа наставника может включать в себя:

- знакомство сотрудника с культурой организации;

- знакомство новичка с другими сотрудниками;

- ознакомить молодого специалиста с его функциональными обязанностями, отчетной документацией и спецификой работы;

- показать сотруднику, какими профессиональными навыками он должен овладеть, повысить качество его подготовки;

Такая работа ускоряет адаптацию новичков, развивает у новых сотрудников корпоративный дух, снижает текучесть кадров и помогает довести профессионализм молодых педагогов до требуемого квалификационного уровня.

У наставника всегда есть возможность дать молодому педагогу обратную связь, сразу же скорректировать его действия. Наставник – это всегда профессионал в своей области, мастер своего дела. У молодого педагога всегда находился перед глазами – эталон, образец того, как работает мастер.

Целеполагание в работе наставника является одним из основных моментов при планировании работы. Сопровождение молодого специалиста выстраивается индивидуально и зависит от личностных и профессиональных особенностей наставника и наставляемого.

Перед формированием плана наставничества необходимо провести анализ сильных и слабых сторон молодого педагога, выявить его профессиональные затруднения, выяснить его личностные и профессиональные запросы, сформулировать основные задачи на определенный отрезок времени.

Исходя из поставленных задач, наставник выбирает наиболее эффективные формы сопровождения молодого специалиста: индивидуальные консультации; взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий; тренинги, деловые игры, дискуссионные площадки; знакомство с возможными траекториями профессионального роста (образовательными программами, конкурсным движением, методическим сообществом).

Конкретные цели и формы работы отражаются в плане работы наставника. Данный план может выстраиваться в разной логике. Можно идти от конкретной задачи и расписывать формы работы с указанием конкретных дат. Либо можно вести помесячное планирование с указанием дат мероприятий и задач, на решение которых данное мероприятие направлено. С образцами плана работы наставника можно ознакомиться в приложении.

Алексей Ивaнoвич Вельков, сертифицированный психолог, специалист по управленческому консультированию сформулировал характерные свойства успешного плана:

  • План должен быть четко и ясно сформулирован.
  • Письменно оформлен.
  • Написан с привлечением всех, кто будет его осуществлять.
  • Проанализирован всеми, кто способен высказать толковые и конструктивные замечания.
  • Стратегическая ответственность за реализацию возложена не на нескольких, а на одного конкретного человека.
  • Установлен четкий, конкретный срок завершения реализации.
  • Определены критерии успешного выполнения и способы их применения.
  • Запланирована схема анализа промежуточных результатов.
  • Спрогнозированы все возможные проблемы и препятствия и предварительно разработаны все необходимые меры по решению этих проблем и преодолению этих препятствий.
  • Спрогнозированы все возможные дополнительные ресурсы и «плюсы», которые могут возникнуть, и спланированы максимально эффективные меры по их использованию.

Таким образом, четко сформулированные, правильно поставленные целесообразные задачи, основанные на личностных и профессиональных особенностях наставника и наставляемого, должны быть оформлены в конкретный план с логичными формами работы, которые будут направлены на эффективное решение поставленных задач. Это позволит структурировать процесс взаимодействия наставника и молодого специалиста, сделает его понятным, легко контролируемым и корректируемым в случае необходимости.


Приложение

План работы наставника по сопровождению молодого специалиста на ____ учебный год

  1. Ф.И.О. наставника
  2. Ф.И.О. молодого специалиста, его краткая характеристика (личностная и профессиональная)

Здесь также необходимо определить сильные и слабые стороны молодого специалиста.

  1. Определение целей на учебный год (исходя из пункта 2) с детализацией каждой цели.
  2. Определить формы фиксации результатов работы, их периодичность и главное критерии, по которым Вы будете отслеживать достижение цели (особенно если это касается качественных характеристик).
  3. Определить мотивационные стимулы и наиболее подходящие типы взаимодействия.
  4. Определить эффективные формы работы, исходя из поставленных целей.
  5. Сформировать тематический план работы в УДОБНОЙ и РАБОЧЕЙ для Вас форме.

Пример 1

Планирование выстраивается по каждой теме

Направление работы

Форма работы

Тема или основные задачи

Дата

Взаимодействие с родителями

Подготовка и проведение молодым специалистом родительского лектория в декабре месяце

Индивидуальная консультация

Постановка задач, знакомство с имеющимся опытом, методическими материалами по данной теме, определение сроков работы

3 неделя сентября

Посещение молодым специалистом родительского лектория у коллег собственной ОО

Обмен опытом, поиск наиболее интересных приемов, анализ коммуникативной культуры, инновационных форм взаимодействия

26.09 – 18.30 – Иванова М.С.

03.10 (Сб) – 10.00 – Сидорова З.М. (родительский клуб)

Посещение молодым специалистом родительского лектория у коллег иных ОО

Обмен опытом, поиск наиболее интересных приемов, анализ коммуникативной культуры, инновационных форм взаимодействия

07.10, 18.00. ОУ №-------

Направление на КПК «Эффективное взаимодействие с родителями»

Повышение квалификации в области эффективного взаимодействия с родителями

Октябрь – декабрь

Индивидуальная консультация

Проверка материалов и конспекта, внесение корректировок (при необходимости

Последняя неделя ноября

Индивидуальная консультация (дополнительная при необходимости)

Проверка материалов и конспекта с учетом корректировок

Первая неделя декабря

Посещение родительского лектория

Анализ проведенного молодым специалистом мероприятия

Вторая неделя декабря (08.12, 18.00)

Круглый стол с наставниками и молодыми специалистами

Обсуждение сильных и слабых сторон, педагогических находок и т.д.

Вторая неделя декабря (09.12 13.00)

Пример 2

Планирование выстраивается в календарном порядке

Направление работы

Форма работы

Тема или основные задачи

Дата

Вводный инструктаж

Групповая консультация

Знакомство с режимными моментами, введение в должность

26.08

Знакомство с отчётными и методическими документами

Групповая консультация

Знакомство с методическими ресурсами, бланками и требованиями заполнения

29.08

Выявление сильных и слабых сторон

Посещение уроков (классных часов, внеклассных мероприятий)

Знакомство с профессиональной деятельность молодого специалиста

- знание особенностей адаптации детей

- коммуникация с детьми

03.09

05.09

Выявление основных трудностей молодых специалистов

Анкетирование,

Круглый стол

Определение основных трудностей молодых специалистов и определение путей их устранения

26.09


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методических рекомендаций" к авторской программе творческой реабилитации детей и молодых людей с ОВЗ средствами клоунады, воспитатель Лебедева Н.Б.

Методические  рекомендации  к авторской "Программе творческой реабилитации детей и молодых людей  с ограниченными возможностями здоровья средствами клоунады " Лебедевой Н.Б. С...

Методические рекомендации по организации психологического сопровождения педагогов в период их подготовки к аттестации

Методические рекомендации с  с программой психолого-педагогических мероприятий для педагогов в период их подготовки к аттестации...

Карта индивидуального сопровождения молодого педагога

Карта индивидуально сопровождения учителя состоит из следующих разделов: " Общие сведения. Диагностика затруднений. Реализация программы индивидуального сопровождения. Анализ итогов программы. Заключе...

Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.

Формирование профессиональных качеств молодого педагога....

Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».

В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....

23-24 Программа сопровождения молодых педагогов специалистами СПС

В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, и здесь основная цель – повышение его качества. Одной из задач психологической службы является оказание психолог...