«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
консультация

Методическая разработка  предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах для детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № «2 «Березка»

Консультация для педагогов

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Учитель-логопед

Кононенко Анна Сергеевна

Жаринова Марина Михайловна

Дата проведения: 22.02.2017

Моршанск

2021


Консультация для педагогов на тему:

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Ход консультации

Важнейшим в модернизации образования является получение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зактуальной становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только  тесное сотрудничестве и единство требований специалистов возможна успешная коррекция  имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

 Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Функции логопеда

Развитие фонетического компонента языковой системы

Формирование фонематических процессов. Формирование фонематических процессов.

Совершенствование состояния лексического компонента речи

Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Формирование грамматического строя речи.

Совершенствование связной речи.

Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.

Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Функции воспитателя

Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.

 Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи.

Закрепление графомоторных навыков.

Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Литература

  1. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9
  2. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР

Данный файл содержит набор игр, заданий и упражнений, а также пальчиковые гимнастики по лексическим темам на учебный год...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...

Конспект открытого занятия учителя-логопеда со специалистами в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Корзина-путешественница»

Уточнение и активизация словаря по теме: "Огород и овощи". Совершенствование грамматических категорий и  развитие связной речи....

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей комбинированных групп при организации работы по коррекции речи детей с ОВЗ

В статье освещена совместная работа  учителя-логопеда и воспиттелей по коррекции речи в условиях комбинированных групп ДОУ. Описываются используемые игры и приемы для оптимизации процесса закрепл...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда с целью внедрения оздоровительных логопедических технологий в образовательную деятельность

Цель нашего взаимодействия - используя нетрадиционные пособия для формирования  длительной воздушной струи (ДВС), в игровой форме подвести ребёнка к освоению речевого дыхания....