Алгоритмы общеучебных умений
учебно-методический материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Шеронова Светлана Михайловна

Предварительный просмотр:

Алгоритмы выполнения заданий для формирования и развития

учебных умений

     №1. Как нужно запомнить определения терминов и закономерностей.

Запишите определения термина в тетрадь.

Прочтите записанное.

Изобразите определение в виде рисунка, схемы, слов и сравните  с записью.

Прочтите изображение.

Повторите два-три раза весь цикл.

   №2.  Как составить план текста.

Прочтите предложенный текст и запишите его название.

Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.

Запишите названия для каждого из разделов текста в тетрадь – это и есть план текста.

   №3.  Как составить конспект.  

Запишите в тетради тему конспекта, то есть название параграфа учебника.

Прочтите внимательно материал параграфа и подчеркните во время чтения карандашом основные идеи, которые составляют тему конспекта.

Запишите в тетради или изобразите с помощью схем основные идеи темы.

Прочтите еще раз параграф и проверьте полноту выписанных идей.

    №4.  Как составить схему.  

Прочтите предложенный текст и запишите его название.

Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.

Проведите от названия текста стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.

Дополните схему примерами.

    №5.  Как заполнить таблицу. 

Прочтите названия оглавлений таблицы.

Прочтите текст учебника и с помощью карандаша, укажите в нем  материалы в каждой графе. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.

     №6.  Как составить аннотацию.  

Прочтите предложенный текст и запишите его название.

Укажите карандашом в книге основные разделы, из которых состоит текст.

Запишите в тетради аннотацию текста по схеме «В тексте рассказывается о…», затем включите названия разделов текста.

    №7.  Как составить реферат.

Запишите название реферируемой статьи.

Запишите проблемы-затруднения, о которых идет речь в статье.

Запишите решения проблем, которые предложены автором статьи.

Проведите системный анализ этих проблем и запишите ваши решения.

Запишите Ф.И.О. автора, название статьи, название журнала, год, номер страницы.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО   ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ

  • чтение текста про себя, комментирование его;
  • чтение текста, ответы на вопросы, предложенные учителем;
  • чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
  • чтение текста, подготовка вопросов по его содержанию;
  • выборочное чтение;
  • выбор и чтение слов автора, выражающих главную мысль     произведения;
  • нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для     данных иллюстраций;
  • чтение, нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
  • чтение той части произведения, которая особенно понравилась;
  • чтение, нахождение отрывка, который может быть прочитан по ролям;
  • чтение с передачей выражения своего настроения, вызванного содержанием;
  • другое.



Предварительный просмотр:

Принципы создания  Интеллект -  карт

(Мейн –кард, Лист ассоциаций )

  • В центре  или сбоку изображение -  яркий образ — проблема (тема). От неё - короткие линии - веточки для ключевых слов.
  • Запись  ключевых слов (целые предложения не пишут).  По одному слову на одну линию.
  • Радиальная иерархическая структура - ближе к центру более важные понятия.
  • Использование  разных  цветов ( 4-8)  и линий разной толщины  для альтернативных мыслей. Главные линии плавные и жирные, горизонтальные линии тонкие.
  • Используют белую бумагу альбомной ориентации.
  • Нумерация  ветвей  как подсказка, в каком порядке их следует  рассматривать.
  • 3-4 ответвления по закону восприятия 7+-2
  • Картинки.  
  • Печатные буквы.  Можно выделять заглавными буквами элементы главных веток.
  • Форма — Андреевский флаг- 4 луча, звезда- 5 лучей, британский флаг — 8 лучей, нейрон — неопределённое число (много) лучей.
  • Рисование  своими руками,  не на компьютере.
  • При выполнении  несколькими людьми одной карты  каждый  использует свой цвет.


Предварительный просмотр:

Техника эффективного  просмотра текста

(в этой технике можно просматривать статьи, учебники, параграфы в учебниках, книги, разделы и главы в них, пособия и пр.)

  1. Поставить цель просмотра (чтения).
  2. Прочитать контрольные вопросы в конце параграфа (главы, раздела). Если прочитать контрольные вопросы, обдумать их, приступить к тексту, то материал будет понят и запомнится лучше.
  3. Следует прочитывать фрагменты текста, выделенные жирным шрифтом, курсивом; выделенные  рамкой фразы, нумерованные перечни и т.д.
  4. Если есть вступление – обычно это  первый абзац параграфа,  надо полностью прочитать его, добиваясь 100 %  - ного понимания.
  5. Далее читать по первому предложению из каждого следующего абзаца. Именно в первом абзаце выражена суть того, о чём пойдёт речь в абзаце. Остальной текст можно пробежать взглядом по диагонали или вертикали до конца.
  6. Последний абзац – выводы - если есть, прочитать полностью, добиваясь полного понимания.
  7. «Собрать урожай» с той информации, которую извлекли из прочитанного текста: представьте суть и проговорите  про себя основные моменты ( 1 минута). Повторенная информация перейдёт в долговременную память.
  8. Задайте себе контрольный вопрос «Достаточно ли мне полученных сейчас сведений или я хочу подробнее изучить данный параграф?»
  9. Если нужны подробности, надо включить в свою цель чтения то, что вы хотите узнать, сконцентрировать внимание и прочесть раздел полностью (запомнится лучше в 3-4 раза, т.к. вы знаете что хотите уточнить).
  10.  Создать «Лист внедрения», «Интеллект-карту» - запишите полезные идеи, основу прочитанного.

Составлено по материалам книги Павла Палагина «Скорочтение на практике. Как читать быстро и  хорошо запоминать прочитанное. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014 г., 275 с.



Предварительный просмотр:

План отзыва

на работу  (рассказ, доклад, видеоролик, учебный фильм, презентация, произведение и т.д.)

1. Предмет анализа( Какова тема произведения?  Что является предметом изображения?).

2.Актуальность темы (Помните, что актуальность темы не требует доказательств, не вызывает сомнений и должна быть вполне очевидна)
3. Формулировка основного тезиса  (Необходимо указать на центральный вопрос  «произведения», самую заметную идею творчества).
4. Краткое содержание работы  ( В данном пункте не надо пересказывать сюжетную линию. Надо дать общую оценку. Рассказать в чём именно автор проявил умение и мастерство. В чём именно является заслуга автора. Какие новшества он ввёл своей работой. В чём именно расширил представление читателя или зрителя  о центральной проблеме).
5. Недостатки, недочеты  (Следует отметить, в чем именно у вас возникли сомнения. Что бы вы могли отнести к недостаткам работы. Снижают ли уровень  работы эти ошибки. Нужно ли эти недочеты выделять пожеланиями к дальнейшему развитию творчества автора )
6. Выводы  (Здесь можно указать на оригинальность или вторичность идеи. Сделать выводы, касающиеся  новых этапов творчества автора). 

7. Общее впечатление.






Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению логических схем

Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева

1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (па-

раграфов), а также заголовки подразделов.

2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих

разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятия-

ми внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обоб-

щающие понятия, категории.

4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие все

содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в

заголовках текста.

5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные

Вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.

Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате

построения логической схемы может получиться иерархическая структура (де-

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-

следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно по-

строить хронологические таблицы.

6. Прочитав текст еще раз, сверьте полученную логическую структуру,

при необходимости уточняя ее.

При составлении логических структур учащийся должен руководство-

ваться следующими требованиями:

 простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов

схемы и их связей;

 целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархиче-

ское расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогатель-

 наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а также таблич-

ный, цифровой, диаграммный, иллюстративный материал.



Предварительный просмотр:

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.

2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

3. Определите вывод, который должен вытекать из доказательства.

4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации

своих выводов.

5. Выделите существенные факты, подтверждающие вывод, и системати-

6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.

7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

1 Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.

2 Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

3 Определите вывод, который должен вытекать из доказательства.

4 Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации

своих выводов.

5 Выделите существенные факты, подтверждающие вывод, и системати-

6 Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.

7 Выясните, все ли аргументы исчерпаны.



Предварительный просмотр:

Памятка-таблица

Выделяем главное, составляем план, пишем конспект

Л.А.Кригер, Т.Г.Киселева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Умение плавать- это умение правильно дышать!"

Проект был подготовлен мною с учениками 8 класса. Мы с ним приняли участие в школьной научно-практической конференции. С ним я также  участвовала к городском семинаре "Проектная деятельность на у...

Текстовые умения как важнейшие составляющие общеучебных умений

Методическая разроботка по формированию текстовых умений. Представлена в виде теоретического материала и конспекта урока по написанию изложения с элементом сочинения для 7 класса...

Игровые технологии как фактор развития творческих умений умений учащихся на уроках английского языка.

Эта методическая разработка поможет учителю английского языка в его работе с учащимися. Здесь вы можете познакомиться с игровыми технологиями, которые следует использовать на уроках английского...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО

 «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...