Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
материал

Миронюк Юлия Леонидовна

Целью  принципа здоровьесбережения в её классе (для детей с глубокой умственной отсталостью) является комплексная медицинская и психолого-педагогическая помощь детям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_1.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация уроков на основе принципов здоровьесбережения как одно из условий повышения качества образования»

Не дари мне рыбку,

Лучше научи меня ее ловить.

Японская пословица

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей и подростков.

Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Учителя начальных классов нашего образовательного учреждения подтвердили на практике, какое необходимо соблюдать важнейшее условие для рациональной организации обучения:

 – обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

Известно, что условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую двигательную потребность в процессе организации УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми наши учителя вводят разнообразные физкультминутки на уроках. Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует, по наблюдениям психолога, учителей улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.

Приведем пример этих физминуток:

Для снятия усталости

 Мы семь раз в ладоши хлопнем,

 (7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи

– Столько мы присесть должны

Шеей крутим осторожно

– (Вращение головой вправо и влево).

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три. Так.

И вправо посмотри.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли

– В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Дети садятся за парты).

Гимнастика для глаз

Выполняется по плакату – схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории восьмерки. Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

- учет возрастных особенностей;

-учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

- использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

К ним можно отнести:

- оптимальную плотность урока;

 - чередование видов учебной деятельности;

 - наличие физкультурной пуазы;

- наличие эмоциональных разрядок;

 - правильная рабочая поза;

- положительные эмоции.

Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся на уроке, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы преподавания.

- специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех процессах обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Педагог непременно должен рационально организовывать учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Использование методов и методик обучения должно соответствовать возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Это групповые обсуждения, обсуждение сообщений, викторины, задания-эстафеты.

Такая работа характеризуется гуманистической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, мотивирует учащихся на совместное «открытие» новых знаний, приучает школьников к мыслительной деятельности, рассуждению, поиску новых способов решения поставленной проблемы, обеспечивая условия для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное обучение влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.

Можно с убежденностью сделать вывод, что эффективность урока напрямую связана с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе

в данной работе используется теоретический материал и даётся практическая направленность...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Презентация "Здоровьесберегающие технологии" ,  которая содержит значимость здоровьесберегающей технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей начальной школы в процессе уч...