«Использование игровых технологий на уроках обществознания в основной школе».
статья

Рукавицына Ирина Геннадьевна

Использование игровых технологий на уроках обществознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_obobshchenie_opyta.docx56.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Болоховский центр образования №1»

муниципального образования Киреевский район

                                   Обобщение опыта  на РМО по теме:

«Использование

 игровых технологий
на уроках обществознания

в основной школе».
                                                                                                 

                                                                                                Подготовила: Рукавицына И.Г.,

учитель истории и обществознания




Октябрь 2019 год

Использование игровых технологий на уроках обществознания.

            Поиск новых форм и приемов обучения должен работать так, чтобы использовать все возможности личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология  обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности которая саморазвивается  и способна к самореализации.

Одним из "больных" вопросов образовательного процесса является снижение познавательного интереса обучающихся к изучению отдельных учебных дисциплин. Часто от учителей можно слышать, что дети на уроках пассивны, безынициативны. В этой связи особое значение приобретают такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и мотивацию к изучению учебных предметов. Эти задачи можно решать через технологию игровых форм обучения. Не вдаваясь в обстоятельную характеристику игровой формы обучения отметим следующие ее особенности. Игра - мощный стимул обучения. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, так и развитию необходимых качества личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют свои знания, развивают мышление, память, воображение. Игра приучает учащихся трудиться, развивает сообразительность и смекалку. Учащиеся сами того не замечая включаются в работу, обучение становится приятным процессом. Немаловажно и то, что в игре воспитываются такие чувства как коллективизм, честность.

В современной школе игровая деятельность используется как самостоятельная технология для освоения темы, раздела, в качестве урока или его части, во внеклассной работе. Известны разные варианты игр. Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (КВН); игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры.

Поэтому сегодня, особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»

Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»

Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. 

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

         Подводя итог, следует отметить, что  при проведения уроков в форме игры по предмету необходимо учитывать следующие правила:

1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.

2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

3. Игра должна быть четко продумана и организована ( цель, задачи, методы, результат).

4. Нельзя проводить из урока в урок игры, не обобщая изученный материал. Доминирование игр  так же вредно, как и их отсутствие.

5. В игру следует вовлекать всех учеников.

6. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.

7. Игра должна носить добровольный характер

1.Понятие об игре

      Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития учащегося.


Из раскрытия понятия игры можно выделить ряд положений:

      Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности учащихся;
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
В игре решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игра ставит учащихся  в условия поиска, побуждает интерес к победе, следовательно, они стремятся быть находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры;

Через игру и в игре готовится сознание учащихся к предстоящим условиям жизни, отношений со  сверстниками  и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену общества;
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно;

Включая элементы игрового обучения в учебный процесс, необходимо соблюдать  
основные принципы организации игры:
-  Отсутствие принуждения  любой формы при вовлечении учащихся
в игру.
- Принципы развития игровой динамики.
- Принципы поддержания игровой атмосферы
- Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для преподавателя важен перенос основного смысла игровых действий
в реальный жизненный опыт учащихся.

- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

Формула игры:  увлечение  плюс развитие. Создание такого рода мотивации - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе профессионального обучения.

Актуальность:
       Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыкам.
  Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого. Средством к развитию мыслительной деятельности  являются игровые технологии.

       Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания,  развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима при обучении. Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады, ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.

Структура организации игры.

Цель: использования игровых технологий в учебном процессе – через повышение заинтересованности учащихся к  знаниям добиться лучшего усвоения учебного материала, развития мыслительной деятельности, аналитических способностей обучающихся и, как результат, – повышения качественной успеваемости.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы».

Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Однако, организация игр - не всегда простое занятие: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.

Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Рассмотрим структуру организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

Подготовка игры.

1) Предварительная подготовка учащихся к игре. Задача учителя заключается в том, чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения.

Введение в игру.

1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: «А теперь давайте поиграем в: (Название игры)» или «А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра…». Этого достаточно.

2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву «А», те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

Ход игры.

1) Начало игры. Очень важно, чтобы игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!», «Долгая пауза!»:

2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

3) Заключительный этап игры. Учителю необходимо почувствовать, когда спадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры.

Подведение итогов. (Оценка и поощрение школьников).

Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).
Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Конечно, для каждого вида игр существует своя технология.  На мой взгляд, учителю необходимо придерживаться некоторых правил при проведении игр:

Чтобы избежать этих проблем, необходимо:

1) перед началом подготовки к игре четко объявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;

2) со всей тщательностью обязательно отметить положительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;

3) отметить, что мешало игре, если таковое было. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получили призовые места, действительно были сильнее.

  1. Учитывать возрастные особенности.
  1. Стараться вовлечь в игру всех детей без исключения.
  1. Не проводить  специальной подготовки, репетиций, не требовать от детей заучивания текста.

И если проводить игры несложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться.
       Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания,  познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.

Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры- он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя.

Игры для изучения нового материала.

Игра «Три предложения» используется при изложении устного материала. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три предложения в тетрадь. Правила игры: кому удастся точнее и короче уложить содержание прочитанного, услышанного.

В том же методическом направлении «работает» игра «Древо познания». В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изученному материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ученикам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на листочках 5 различных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы прикрепляются к «древу познания» (нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны прорези со вставленными скрепками). На следующем уроке, при проверке знаний, ученики снимают листочки, читают вопрос и отвечают на него.

Чистая доска. Заранее учитель пишет на доске план урока. После объяснения одного пункта учитель стирает этот пункт с доски. До закрепления урока доска должна быть чистой.

Игры для закрепления.

Игра-экскурсия в страну «Экономика». Обобщение темы «Человек в мире экономических отношений»

I.Остановка «Занимательные загадки» - проверка терминологии(цена, доход, налоги, вклад, банкир, капитал, акция, ссуда, конкуренция и т.д.)

II. «Экономика и её участники». 

Необходимо установить соответствие между понятиями и их определениями. (потребитель, товарное хозяйство, натуральное хозяйство, экономические блага).

III. «Дом мастеров» - сравнить труд высокой и низкой квалификации, на конкретных примерах выделите их сходства и различия. Назовите признаки качественного труда.

- Из чего складывается мастерство?

- Что значит быть профессионалом своего дела?

IV. «Производство». 

Отметьте верные суждения.

- Затраты на производство товара могут превысить прибыль от его продажи;

- Энергосбережение не является насущной проблемой для России; и т. д.

V. Литературная. «Склад ресурсов».

 Вспомним сказки и попробуем разобраться, какими видами ресурсов обладали её герои. Устанавливается соответствие между видом ресурсов и его источником. ( виды ресурсов: трудовые, информационные, энергетические, финансовые).

VI. «Бизнес». 

Некто решил открыть своё дело. На какие принципиальные вопросы он должен ответить, какие расчеты произвести, прежде чем приступить к практическому осуществлению своего намерения?

VII. «Деньги». 

Почему в разные исторические эпохи производство фальшивых денег считалось одним из серьезнейших преступлений?

VIII. «Экономика семьи».

Задача на распределение семейного бюджета. В данном задании стараюсь использовать круговые и столбчатые диаграммы, таблицы, чтобы приобщить учащихся с данным видом задания, подобные используются на ОГЭ.(Доход фиксированный и переменный и расход). Задания на заполнение пропусков.

 IX. «Правовые советы». Найдите в тексте несоответствия и исправьте их. Свой выбор объясните.

«Найди ошибки». Учащимся предлагается текст, в котором допущены фактические ошибки. Ребята должны найти эти ошибки.

«Снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. Первый ученик называет одно слово, словосочетание, относящееся к изученной теме, второй ученик называет первое слово, словосочетание  и добавляет свое.

Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку.

«Синквейн». Учащимся предлагается написать стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме  существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно (два) слова, существительное (обычно).
Например, ДРУЖБА

Крепкая, верная
объединяет,  поддерживает,  лечит
Дружба - великая сила
СОГЛАСИЕ.

Игры  для проверки знаний.

Для работы с терминами использую игру с правилами «Переводчик». Некоторые определения усваиваются с трудом из-за сложности научного языка. Школьники зазубривают, не понимая их смысла. В данной игре детям предлагается сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».

Еще один вариант игры: учащиеся работают в парах – один называет понятие, другой дает определение, т.е. переводит.

Игра  «Реставрация», в которой сочетается методический прием конспективного изложения с подготовкой учащихся к умению создавать конспект и работать с ним.

Учитель предваряет игру примерно следующим образом:
«Представьте себе, что вы — работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».

Игра «Как ты знаешь свой паспорт?»

- Сколько страниц в паспорте?

- С какого возраста паспорт действует бессрочно?

- Что написано на первой странице?

- На какой странице ставится подпись владельца паспорта?

- Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?

- На скольких страницах проставлен номер?

- Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?

- На скольких страницах проставлен номер?

- Указывается ли в паспорте национальность, вероисповедание? И т.д.

Обобщающие игры.

На уроках обобщения я использую кроссворды, ребусы, чайнворды, головоломки.

Игра «Правовой турнир».

  1. Конкурс – приветствие команд по теме: «Шпионские страсти»

  II.   Конкурс «Разминка».

На обдумывание 30 сек.

1.Что такое право? В чем его отличия от морали?

2. Назовите основной закон  государства?

3. Назовите основные государственные символы?

4. Что такое преступление?

5. Что такое алиби?

6. Что такое презумпция невиновности?

III. Конкурс «Юридическая консультация» - решение правовых задач.

  1. Конкурс «Преступления из истории » - подвиги Геракла.
  2. Конкурс «Из практики инспектора» - отыскать в ситуациях несоответствие, на основе которых был найден преступник.
  3. Конкурс «Литературная страничка: словесный портрет знаменитых сыщиков»
  4. Конкурс «Блицопрос» - (приговор, киднеппинг, афера, арбитр, рэкет, сыск, явка, истец и т.д.д.)

Литературно – правовая викторина «Сказка ложь, да в ней намёк».

Определить какие статьи Декларации прав человека были нарушены (Герои: волк, Карабас - Барабас, Бармолей и т.д.)

«Турнир знатоков права»:«Моя жизнь. Мои права» - тестирование – выбор варианта ответа.

      Приведу ниже некоторые игровые методики, которые я использую в своей практике.

Изучая новую тему, при изложении устного материала используется игры "Тренируем память".  Для закрепления и проверки знаний используются игры "Исправь ошибки""Составь предложения". Например изучая тему "Формы государства" обучающиеся получают задание составить из букв слова "государство" предложения по изученной теме.

На уроках обобщения использую кроссворды, ребусы, головоломки.

2. Виды  дидактических игр.
        На этапе  основного образовании наиболее целесообразно использовать интеллектуальные, ролевые и деловые игры; они могут проводиться в качестве полного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний).
Наиболее просты в использовании  
интеллектуальные игры,
являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы, КВН и др.
Ребус - изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.
Кроссворд - представляет собой симметричную сетку; он включает в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность учащимся повторить пройденный материал.
 Из разновидностей  кроссворда можно выделить:
-
«Лабиринт», «Чайнворд»

Основное правило его заполнения – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.

Суть интеллектуальных игр
«Домино», «Лото» заключается в том, что к какому-то определению, понятию, вопросу необходимо подобрать из предложенных вариантов правильное значение (ответ).
Филфорды - являются разновидностью кроссвордов; они представляют собой набор букв, которые необходимо сгруппировать таким образом, чтобы получились слова по определенной тематике.
3. Технология и методика проведения
дидактических  интеллектуальных игр
3
.1Выбор игры
Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие, воспитательные цели ставит перед собой преподаватель, какие задачи требуют своего разрешения. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и совместимости т.п.
3.2 Отбор содержания игры.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия  есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений, великих экономистов прошлого, таких как А.Смит и М.Льюис. Они используют те же источники, что и преподаватель. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

       В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный  спектр средств обучения:
а) работа с учебником;
б) использование аппарата учебника;

в) иллюстраци  и учебного пособия;
г) учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки;
д) тексты художественных произведений;

е) творческие работы самих учащихся.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения:
а)Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

  1. Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

  1. Познавательные  мотивы:
    а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
    б) В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
    в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
    г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
    3.3 Развитие игровой ситуации.
    Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.


    3.4 Результативность дидактических интеллектуальных      игр.
             Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления учащегося. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого преподавателя. «Игровые коллизии вызывают у обучающегося
    стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности».
    Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».
                                                                                            (К.Д.Ушинский)

Заключение
      Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций; таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность и т.п.
    Использование игровых методов и приемов обучения на уроках экономики позволяет учащимся вместо «скучного» заучивания программного материала в игровой, соревновательной форме закреплять полученные теоретические знания, что способствует лучшему усвоению, совершенствованию, углублению знаний.
В процессе игры учащиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.

     Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению как общей, так и качественной успеваемости.

     Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, и недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся.

      Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
В данных методических рекомендациях я попыталась обобщить опыт использования игровых форм обучения, раскрыть возможности и ресурсы использования различных видов обучающих игр на уроках экономики.

          Предлагается разработка деловой игры для 9 класса «Права человека».

Цель методической работы: "Повышение мотивации учащихся на уроках  обществознания  с применением игровых технологий в  обучении".

Чтобы достичь цели были поставлены задачи:

  • позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;
  • развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;
  • позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;
  • развивать логического мышления;
  • развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений;

 ПРАВОВАЯ ИГРА «Всеобщая Декларация прав человека».

Твоя свобода размахивать кулаками

Ограничена носом твоего соседа.

Цели: закрепить представление учащихся о правах человека как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.

Форма проведения– поэтапная игра с элементами беседы.

 Ход урока.

Образовано 2 группы.

Задание 1.

Подобрать слова-ассоциации к словосочетанию «права человека».

Совместно даем определение: Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

         Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может быть и прав.

Совокупность прав и обязанностей составляют – правовой статус. Можно вывести формулу: ПРАВОВОЙ СТАТУС = права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции РФ, Семейном кодексе).

Задание 2.

Вопросы по группам:

а) Кто должен регулировать отношения человека и государства?

б) Кто кому служит: государство человеку или человек государству?

в) Все ли помнят, что правовой статус состоит из прав и обязанностей?

г) В нашем государстве какой документ регламентирует отношения человека и государства?

А теперь перейдем к основному документу с которого и начались наши с вами права. Это конечно же Декларация прав человека.  Предлагаю выбрать группу кто хорошо рисует и развита фантазия для выполнения:

Задания7. Агитплакат «Защити себя». Нарисовать плакат, призывающий граждан к активной защите своих прав. И составьте коллаж «Мир моих прав». Предлагаются газеты и журналы. Нужно найти картинки по правам человека, статьи о нарушении прав человека, статьи о защите прав человека.

И, следующее задание которое мы с вами выполним это конкурс капитанов.

Задание 3.Капитаны команд отвечают на вопросы «да» или «нет».

1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного? (да)

2. В эпоху просвещения была создана теория естественных прав человека? (да)

3. Первым сформулировал идеи о естественных правах  Дени Дидро? (нет)

4. Джон Локк считал, что закон ограничит власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав. (да)

5. Джон Локк впервые сформулировал идеи о естественных правах. (да)

6. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (да)

7. Джон Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека. (да)

8. Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (нет)

9. Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (нет)

10. Жан Мелье сказал, что «человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» (нет)

11. Жан Мелье в «завещании» писал: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле…» (да)

12. Дени Дидро утверждал, что главная цель государства – в обеспечении неотъемленных прав граждан и их счастье. (да)

13. Демократия означает народовластие. (да)

14. Право и закон – это одно и тоже. (нет)

15. 10 декабря 1948г. Была принята Всеобщая декларация прав человека.(да)

16. В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН.(да)

17. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами ее подписавшими. (нет)

18. Пакт – это документ,  возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (да)

19. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (да)

20.В Декларации указано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (да)

21. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».(да)

22. Права человека означают, что каждый человек имеет право ими пользоваться. (да)

23. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (нет)

24. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основы права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (да)

Задание 4.   «Я мыслю – следовательно, я существую».

         Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы образовалась дискуссия. Участникам предлагается фрагмент из книги А. Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых».

         Приключения Маленького Человека.

         - Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький человек. – Надо это исправить.

         И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые

достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться

друг к другу как братья и сестры.

         Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

         - Глупость какая-то написана, - заявил один Толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…

         - Послушайте! – сказал Маленький Человек. – Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

         - Как вы понимаете смысл плаката?

         - Что возразите Маленькому Человеку?

Задание 5.Работа с документами. Ответить на вопросы. Если команда затрудняется отвечать говорит ответ другая. См. приложения.

Задание 6. Игра «Ступеньки». Изучая международные документы по правам человека, вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем. Вторая половина группы должны записать пять самых важных слов по теме.

Задание 7.Защита плакатов.

Задание 8.Отвечаем на вопросы.

1.     Что является главной задачей ООН?

2.     Каково значение Всеобщей декларации прав человека?

3.     Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?

4.     Каково соотношение прав и обязанностей?

5.     Какие договоры входят в билль о правах?

6.     Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?

7.     В каком внутригосударственном правовом документе воплощены положения о правах и свободах человека?

8.     Когда отмечается день прав человека?

Подводятся итоги и награждения команд участниц.

Проводится рефлексия для команд по итогам игры.

         -Чего ожидали от игры?

         - Понравилось (не понравилось) и почему?

         - Что бы я хотел(а) изменить?

         - Мое личное участие.

 

      Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести  при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна  ученику и легко воспринимаема.

            Использование игровых методов дает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников - внимание восприятие, мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории и обществознания. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком. Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он берет для преподавания при помощи игровых технологий и уровень обученности учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна  ученику и легко воспринимаема.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».

При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...

Урок с использованием технологии критического мышления в основной школе

В данной статье приводится разработка О.Н. Розовой и И.А. Барсуковой интегрированного урока "физика + обществознание"  для  10 класса  по теме: "Наука и образование".В основе урока лежи...

Рабочая программа по истории и обществознанию. Основная школа.2015-2021 гг.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Учтены рекомендации Челябинского института повышения квалификации работников образования и требования школы....

Игровые технологии на уроках в основной школе

Одна из важнейших проблем преподавания математики в вечерней (сменной) школе – ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики. Причины этих пробелов разные: пр...