Игры и физкультминутки для уроков истории и обществознания
материал

Ирина Николаевна Маскальцева

Игры и физкультминутки для уроков истории и обществознания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_fizkultminutki.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и физкультминутки

для уроков истории и обществознания

Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра «Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион». Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка-игра. Я решила соединить проведение физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. И логика урока сохраняется, и смена деятельности – тоже отдых. Некоторые физкультминутки я нашла в литературе и адаптировала под предмет, например:

1. Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к Древнему Египту, а сесть, если к другой стране древнего мира).

2. Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).

3. Шаг вперед – шаг назад (утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.).

Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться, например:

Передай мяч.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: культура, социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран.

Историческая почта.

На карточках написаны названия городов княжеств, государств, полисов, воеводств, полков и т.д. Учащиеся должны разнести карточки в конверты. Например: карточки с названиями городов в соответствующие княжества. Или фамилии художников к соответствующим отраслям культуры или государствам.

Радуга.

На карточках одного цвета написаны названия вещественных источников, другого цвета - письменных, другого - устных.

На доске написаны заголовки: вещественные, письменные, устные. Учащиеся должны разнести карточки в соответствующую ячейку. Проверить просто - каждая группа объектов должна быть одного цвета, например:вещественные - желтый цвет, письменные - синий, устные - красный цвет карточки и т.д.

Телеграф.

Учащиеся шепотом называют любые понятия по выученной теме сзади сидящему ученику. Последний ученик встает и называет свое понятие. Если это понятие уже встречалось, встает тот ученик, который его называл. Тогда последний ученик называет новое слово, и так до тех пор, пока не назовет слово еще не прозвучавшее.

Веер.

Учащиеся записывают на листочке определения к какому либо слову по заданной теме и складывают в виде веера. Например, Ярослав Мудрый: 1 ряд - внутренняя политика, 2 ряд - внешняя политика, 3 ряд - исторический портрет.

Глухие телефоны.

Эту игру можно проводить при изучении любой темы. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить.

Ориентирование.

При изучении географического положения государства полезно попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта или закрыть глаза и головой нарисовать образно границы изучаемого государства.

Перекличка.

Чтобы проверить знание понятий по истории Древней Греции, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Можно включить и заведомо неправильный ответ. Как среагируют на него учащиеся?

«Верю/не верю»

  • Если дети верят утверждению они стоят, если не верят – приседают:
  • Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат (нет)
  • Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов. (да)
  • Город Вавилон был крупнейшим культурным и торговым центром. (да)
  • Считается, что финикийцы изобрели алфавит, в котором было 22 согласных буквы. (да)
  • Вера в единого бога – Яхве – способствовала объединению еврейских племён и созданию государства. (да)
  • Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э. вавилонскими войнами царя Навуходоносора. (нет)
  • Ассирийцы создали мощную армию, вооруженную оружием из железа. (да)
  • Племя персов проживало на территории Лидии. (нет)
  • Междуречье располагалось на берегу реки Нил. (нет)
  • Жители Двуречья изобрели стекло. (нет)
  • Царь Хаммурапи ввел законы для того, чтобы защищать бедных. (нет)
  • Финикийцы известны как мореплаватели, торговцы и пираты. (да)
  • Самой крупной колонией был город Карфаген. (да)
  • Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию. (да)
  • Ассирийское государство было державой – большим и сильным государством. (да)
  • Первые монеты чеканили в Лидии. (да)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках истории и обществознания

Описание различных типов ролевых игр на уроках в среднем звене, методические рекомендации для их применения....

Дидактическая игра на уроках истории и обществознания

Применение игр и игровых моментов на уроках истории и обществознания...

Игра как форма организации повторения и обобщения знаний учащихся на уроках истории и обществознания.

В своей практической работе я применяю игры разного вида: устные и письменные, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Разумеется, ни один урок-игра не обходится без современных компьютерны...

Дидактические игры на уроках истории и обществознания

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анашкина Оксана Михайловна -  учитель истории и обществознания в МБОУ СОШ №7 станицы Воронежской.Третий год я преподаю в школе и посещаю районные методи...

Интерактивные игры по формированию понятийного мышления на уроках истории и обществознания.

Интерактивные  игры по  формированию понятийного  мышления  на   уроках  истории и  обществознания.   В свете современных  требований ФГОС о...

Методическая разработка "Интеллектуальные игры на уроке истории и обществознания"

В настоящее время образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются...