Проект: "Лес наше богатство".
проект

Майсюк  Альвина   Мунировна

Название проекта: «Лес – наше богатство»

Возраст детей: младшая группа 3-4 года.

Тип проекта: краткосрочный (10 дней).  

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети младшей группы. Воспитатели  

 

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Введение

       Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektles_nashe_bogatstvo_5.docx259.41 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Краткосрочный проект(10 дней)

«Лес - наше богатство»

 

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ – ДЕФЕКТОЛОГ:

МАЙСЮК А. М.

 

                                                            г. Урай

 

Название проекта: «Лес – наше богатство»

Возраст детей: младшая группа 3-4 года.

Тип проекта: краткосрочный (10 дней).  

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники: дети младшей группы. Воспитатели  

У страны есть богатства немалые,

Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй,

Для дыханья Земли – леса!

В них здоровья и мудрости кладези,

В них несказанная краса,

В них источник естественной радости,

Это – жизни основа — леса!

Введение

       Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров. Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Роль леса в жизни человека очень велика. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет влесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса – грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат лекарственными растениями, которые используются и животными и в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива. Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Актуальность проекта

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. Это формирует экологическое сознание. И мало, кто задумывается одальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу естьмножество разнообразных жителей, что человек сам является частью природы. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках,так как дети в первую очередь берут пример с родителей.Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров.

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том,какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам

необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего

возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять

своим поведением на природе.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно

ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,

выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов

и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать

ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и

природоохранного сознания.

Причины этому следующие:

1. Экологическое образование и природоохранная деятельность

живущих на планете людей не является сегодня приоритетной.

2. Несформированность экологического

сознания у детей и родителей.

3. Отсутствие системы непосредственного общения с природой

(экскурсии, прогулки в природу).

С этой целью я разработала экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей иих родителей о роли леса для существования жизни на Земле, о которыхнужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, мы заметили, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «Лес – наше богатство».

Объект изучения – лес.

Цель:

  • формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле

Задачи:

•        сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.

•        Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать  деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

•        Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Методы:

  • Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
  • Беседы;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Практическая (продуктивная) деятельность.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

Дети:

  • Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса), повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
  • Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.

Родители:

  • Повышение интереса к познанию природыродного края;
  • Расширение кругозора экологических знаний

Этапы проекта

I. Подготовительный этап

Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью

- Какие деревья ты знаешь?

- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?

- Как правильно использовать лес?

- Какие меры по охране леса вам известны?

Чтобы найти ответы на эти вопросы:

- определила цель и задачи проекта,

- разработала план мероприятий.

- подобрать художественную литературу для детей по теме

- подобрать дидактический и наглядный материал.

II. Основной этап

Теоретическая часть:

  • составление плана мероприятий, разработка конспектов ООД, бесед и мероприятий.

Практическая часть:

  • Чтение рассказов по теме
  • беседы по теме.
  • ООД по теме.
  • Просмотр развивающих мультфильмов, правила.
  • Музыкальное развлечение «Малыши в гостях у лета».

III. Заключительный этап

• Выставка детских работ.

План реализации проекта

21.06. 2020 - Чтение рассказов «Листопад» М. Пришвина,  «Лесной голосок» Г.Скребицкий. Чтение пословиц, поговорок и загадок о лесе

Цель: формировать у детей интерес и потребность в чтении книг. Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (см.  приложение 1).

22.06.2020 – Беседы на тему: «Что такое лес?», «Лес – наше богатство».

Цель: ознакомление с окружающим миром. Расширять представления детей о пользе леса в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации с изображением лесов, полевых цветов, птиц, насекомых, животных, книги о лесе  (см. приложение 2).

23.06.2020-Организованная образовательная деятельность (аппликация). Конспект занятия по аппликации «Укрась дерево».

Цель: способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности через аппликацию и воспитанию доброжелательного отношения к природе.

       Оборудование: изображения деревьев, полоски зелёной бумаги, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги с изображением стволов (см. приложение3).

24.06.2020 - Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Прогулка в  лес».

Цель: сформировать у детей обобщенное представление о лесе, культуру общения с природой.       

Оборудование:   плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; Аудиозапись «Звуки леса»; губка, блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей (см. приложение 4).

25.06.2020 - Художественно-эстетическое развитие. Тема: «Сказочный лес» (рисование).

 Цели: учить создавать в рисунке образ волшебного леса, используя необычное строение деревьев, сказочные узоры и т.д.;

•        знакомить детей с жанром пейзажа, развивать навыки грамотного заполнения листа (выделение главного, сочетание больших предметов и мелких), изображение переднего и заднего плана.

Оборудование: альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки (см. приложение 5).

26.06.2020 -Просмотр развивающих мультфильмов «Берегите лес от пожара».

Цель: расширить кругозор, углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу.

27.06.2020- Художественно – эстетическое развитие. Лепка «Дерево в лесу».

Цели: закрепить понятие «листопад», следуя указаниям, которые даются в игровой форме; сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями.

Оборудование: влажные салфетки, доски для пластилина на каждого ребенка, цветной пластилин, клеенка (см. приложение 6).

28.06.2020-Художественно – эстетическое развитие. Объемная аппликация «Берегите Лес». Коллективная работа.

Цель: Формирование умения детей вырезать ножницами предметы из бумаги, делать сложения вдвое или гармошкой.

Оборудование: ножницы, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны, клей, кисточка салфетки для рук (см. приложение 7).

29.06.2020 – Беседа «Правила поведения в лесу». Релакс прослушивание пение птиц.

Цель: расширить кругозор, углубить и систематизировать знания о правилах поведения в лесу.

Оборудование: магнитофон, диск (см. приложение 8, муз.).

30.06.2020 - Музыкальное развлечение «Малыши в гостях у лета».

Цель: обогатить музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей.

Оборудование: музыкальные инструменты, резиновые игрушки, картинки о природе леса, шишки, грибочки.


Литература

1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и

социальной действительностью. Младшая  группа. – М.:ЦГЛ, 2004.

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Вераксе

3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.

– М., 2001.

4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. – М.: Просвещение, 1981.

5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль:

Академия развития, 1997.

6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные

техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ «Сфера». 2005.

8. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду:

планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. младшая

группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.


Приложение 1

Рассказ «Листопад» М. Пришвина

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы. Рассказ «Лесной голосок» Г.Скребицкий

 Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.


Пословицы и поговорки о лесе:

  • И лес шумит дружней, когда деревьев много.
  • Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.
  • Возле леса жить – голодному не быть.
  • Что в лесу родится – дома пригодится.
  • Лес богат, не как наш брат.
  • В лесу живём, по-лесному и поём.
  • Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.
  • Из-за леса стоячего не видно леса лежачего. |
  • Поле видит, а лес слышит.
  • В лесу и сковорода звонка.
  • Грибов ищут – по лесу рыщут.
  • Лесная трава сочнее степной.
  • Ветер не подует – лес не зашумит.
  • Над лесом дождь дважды идёт.
  • Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.
  • Лес и вода – родные брат и сестра.
  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.
  • Лес зимой – второй тулуп.
  • Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.
  • В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

  • На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)
  • Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)
  • Весной - в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)
  • И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)
  • Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)
  • Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падёт - чернеет. (Лист)
  • Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)
  • Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)
  • Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
  • Что цветет без цвета? (Сосна)
  • Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
  • Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина)
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Что не сеяно родится? (Трава)


Приложение 2

Беседа

«Что такое лес?»

Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева — это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

• Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.

Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых.  Обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу.

Большая часть лесов — хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы — короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке.

гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями.

• Вспомните, какие деревья растут  лесах.

Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, тополь и рябина.

• Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Мы зайдем в смолистый ельник —

Там и в жаркий полдень — тень,

Там заметим муравейник

И большой замшелый пень.

Огонечки земляники

Зажигаются в траве,

Золотой волною блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчел.

Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.

• Припомните, какие птицы живут в лесах.

Верно! Синица, дятел, сорока,ворона, кукушка, воробей . Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев.

• Давайте припомним, какие звери живут в лесу.

Обитатели леса — медведь, волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось. В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами.

• Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.

Верно! Еж, лиса.

• А кто прячется в дуплах деревьев?

Правильно! Белочка.

Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах — лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.

Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу. Красные жучки с черными точечками на спине — божьи коровки — тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья.

• Попробуйте отгадать загадку.

Зимой — в белом кафтане,

Весной — в зеленом сарафане,

Летом — в платье цветном,

Осенью — в плаще золотом.

Правильно! Это лес в разное время года.

Беседа на тему

«Лес - наше богатство».

Цели: Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Уметь внимательно слушать . Воспитывать чувство ижелание заботиться о природе.

Материал: иллюстрации с изображением лесов, полевых цветов, птиц, насекомых, животных, книги о лесе.

Ход беседы:

Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д. (рассмотреть иллюстрации). Человек многим обязан природе. лесу.

-Чем же именно дорог нам лес?

-Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен (ответы детей?

Лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух, это дом для зверей и птиц, это наш друг. Задерживая влагу, он помогает выращивать человеку богатый урожай. Это кладовая, которая щедро отдаёт свои дары: орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился подснежник.

-А какие ещё полевые цветы вы знаете, ребята (ландыши, одуванчики?

(чтение стихотворения «Ландыш»-Серова)

-А вы знаете, ребята, что между лесом и его обитателями есть тесная связь. А ещё есть тесная связь между лесом, с его силой и богатством и между человеком. Человек помогает лесу, а лес человеку.

-Почему? (ответы детей)

Лес- наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в одной области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватывал на полях верхний плодородный слой почвы вместе с семенами пшеницы. Но там, где поле окружал лес буря оказалась бессильной. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре. Прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти в степях урожай от бури и зноя на сотни километров сажают леса.

-Ребята, когда вы идёте в лес, вы должны знать, как надо вести себя в лесу.

1. Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

2. Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу».

5. Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают засохшие деревья, охраняют лес от пожаров. Большую помощь им оказывают «зелёные патрули»- люди, которые лес никогда не обидят. Школьники помогают ухаживать за лесом, сажают саженцы, ухаживают за ними.

-Какие  цветы растут в лесу? (фиалка, ромашка, одуванчик, незабудка).

Загадка:         1. Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать?

    2. Тонкий стебель у дорожки

        На конце его серёжки.

       Нам он, как хороший друг

        Лечит ранки ног и рук.

- К каким растениям относятся эти травы? (к лекарственным)

(Чтение стихотворения под фонограмму):

        Если я сорву цветок,

        Если ты сорвёшь цветок,

        Если все  и я и ты,

        Если мы сорвём цветы,

        То останутся пусты

        И деревья, и кусты.

        И не будет красоты.

(На доске вешаются золотые правила общения с природой, собирая цветы и ягоды).

Приложение 3

Организованная образовательная деятельность (аппликация)

Ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия по аппликации «Укрась дерево»

Цель: способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности через аппликацию и воспитанию доброжелательного отношения к природе.

Задачи:

- образовательные: учить детей создавать простую композицию - изображение дерева; закреплять знания о деревьях;

- развивающие: развитие мелкой моторики, цветового восприятия, чувства формы и композиции;

 - воспитательные: воспитывать интерес к изобразительной деятельности и положительное отношение к природе.

Тип занятия – ознакомительное.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.

Методы – словесные, наглядные, игровые, практические.

Материал и оборудование: изображения деревьев, полоски зелёной бумаги, клей, кисточки, салфетки, листы бумаги с изображением стволов.

Предварительная работа: беседа о лесе, лесных животных, растениях, о профессии лесника, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки. Вы все очень хорошо сегодня выглядите, весёлые, лучезарные все, мне очень приятно! Садитесь все полукругом на стулья.

Введение в тему

-Ребята , напомните мне пожалуйста какое сейчас время года? -Верно, лето. Молодцы. (повторить названия летних месяцев, назвать признаки и приметы лета; рассмотреть летний пейзаж «Времена года»)

-Сегодня, мы будем с вами делать… -А вот ,что именно мы будем делать, догадайтесь, отгадав загадку:

В шубе летом, а зимой раздето. (Дерево)

Правильно.Молодцы!

Отгадывание загадок

Отгадайте загадки. (Вывешиваю изображения отгаданных деревьев.)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Берёзы)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это? (Дуб)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? (Тополь)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Беседа о деревьях.

О чём были все загадки?

Какие ещё деревья вы знаете?

Посмотрите внимательно на изображения деревьев. Какое из них лишнее? Почему?

Вспомним вместе части дерева.

Какую пользу приносит дерево нам и животным?

За лесом во все времена года присматривает лесник. Они помогают лесным животным в трудное время, оберегают лес от пожара, поддерживают порядок и чистоту в лесу, высаживают молодые деревья

Давайте и мы с вами сделаем доброе дело – посадим деревья! А сначала немного отдохнём.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (махи руками)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише. (приседания)

Деревце все выше, выше. (тянем руки вверх)

Показ приёмов аппликации

Садитесь все за столы. Посмотрите, перед вами лежат полоски зелёной бумаги,  и наброски дерева на листе. Ствол уже есть, чего не хватает ещё на рисунке?

Вот из полосок мы и сделаем крону дерева, посмотрите как. Берём полоски и отрываем  квадратики, это будут у нас листья. Потом берём кисть, намазываем помаленьку дерево клеем и приклеиваем листики, так делаем, пока ваше дерево не будет готово.

Ребята, приготовим наши ручки для работы.

Пальчиковая

гимнастика

Листочки

У дерева ствол.

На стволе много веток.

А листья на ветках зелёного цвета.

Приступайте к работе!

Рефлексия

Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились.

А если мы объединим наши работы, то получится целый лес!

C:\Users\ПЕТРОВИЧ\Desktop\Новая папка (2)\DSCN2230.JPG

Итог

Ребята, чем мы занимались на занятии?

Красивый лес у нас получился?

Понравилось, вам, сажать деревья?

Молодцы! Очень хорошо потрудились!


Ознакомление с окружающим миром             Приложение4

Тема: «Прогулка в  лес»

Цель: сформировать у детей обобщенное представление о лесе, культуру общения с природой.

Задачи:

Систематизировать представления детей о грибах и деревьях;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Прививать любовь к родной природе;

Воспитывать познавательный интерес к растительному миру;

Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Развивать навыки проведения простых опытов, а так же культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать;

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Материалы и оборудование: плакат «Деревья», картинки - «Грибы съедобные и несъедобные»; Аудиозапись «Звуки леса»; губка,блюдце, емкость с «грязной» водой; корзина из картона, нарезанные нитки, клей.

Ход

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, чтобы узнать куда мы с вами пойдем вы должны отгадать загадку.

Загадка.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

- Куда мы сегодня пойдем? (В лес) .

- А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

2. Стихотворение «Лесные правила»

- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

- Прогуляемся по тропинкам леса?

3. Упражнение «Приятный запах». Развитие длительного плавного выдоха.

- Чувствуете, какой здесь чистый воздух? Давайте подышим.

(Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах») .

4. Зрительная гимнастика. Снятие зрительного напряжения.

- Посмотрите глазками влево - вправо, кто так щебечет? (Аудиозапись «Звуки леса»)

5. Загадка.

- Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных обитателей леса.

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

(Дерево)

6. Пальчиковая гимнастика «Дерево». Развитие мелкой моторики.

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу.

Пальцы растопырены и подняты вверх.

Шевелить кистями и пальцами) .

- Посмотрите, сколько деревьев в нашем лесу.

- А какие деревья вы знаете? (береза, осина, дуб, ель, сосна и т. д.)

- Деревья в лесу служат домом, укрытием, пищей. А что растет в лесу под

деревьями? (Мох, грибы, ягоды).

7. Пальчиковая гимнастика «Ягоды». Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются»,начиная с больших).

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательным исредними пальцами по столу) .

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная сбольшого).

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. (Обе руки «идут» указательным исредними пальцами по столу) .

8. Беседа о грибах.

- Грибы в моем лесу растут с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага.

Какие грибы вы знаете? Ответы детей (красноголовик, подберезовик, подосиновик и т. д.)

- Правильно, это съедобные грибы. В каком виде вы любите есть грибы? Ответы детей (Грибной суп соленые, жареные и т. д.)

- А еще в лесу есть ядовитые грибы. Назовите их. Ответы детей (Мухомор, поганки).

- Можно ли их собирать в корзинку? (Нет).

- Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей и украшают лес.

- Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? Ответы детей

(Осторожно срезать ножиком, не топтать несъедобные и т. д.)

- Знаете ли вы, как долго живет гриб?

Предположения детей (гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда больше 10 лет.)А что такое грибница? Предположения детей(Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба).

9. Физкультминутка

По тропинке шли, (Маршируют)

Подберезовик нашли.

По дорожке шли,

Боровик нашли. (Наклонились)

10.Рефлексия


Приложение 5

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

Тема: «Сказочный лес»

Цели :

 -учить создавать в рисунке образ волшебного леса, используя необычное строение деревьев, сказочные узоры и т.д.;

- знакомить детей с жанром пейзажа, развивать навыки грамотного заполнения листа (выделение главного, сочетание больших предметов и мелких), изображение переднего и заднего плана;

Задачи:

- развивать воображение и творческие способности;

- побуждать детей к отражению в рисунке своих впечатлений, к самостоятельному нахождению выразительных средств;

- закреплять приемы рисования цветными карандашами и мелками.
Раздаточный материал: альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас увлекательное занятие - мы с вами будем рисовать сказочный лес.

Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои.

Вспомните русские-народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок». А сейчас представьте, что мы с вами отправляемся в сказочное путешествие и будем гулять не в простом лесу, а в сказочном.

Постушайте стихотворение:

Я иду по сказочному лесу.

И такая тишина вокруг.

Солнца луч пронзает чуть завесу,

И трепещет позолоты круг.

Сказочные жители лесные

Веселились ночью до утра.

И фонарики горят живые,

Будто искры дивного костра.

Я хочу остаться в этом мире,

Где царит добро, не правит зло.

Раскрываю сердца дверь пошире.

Чтоб и мне сегодня повезло.

(Николина Озерная)

Деревья в этом лесу могут быть живыми и даже разговаривать. Пофантазируйте, как могут быть раскрашены деревья в вашем волшебном лесу (листья на деревьях могут быть синими, красными, фиолетовыми, в точку, в кружочек; стволы деревьев могут быть причудливо изогнуты, украшены крестиками, ромбиками, разноцветными полосками и т. д.), каких сказочных героев можно увидеть там. Придумайте и нарисуйте свой сказочный лес.

       Дети начинают рисовать. В ходе занятия напоминаю о правильной осанке. Звучит классическая музыка — В. А. Моцарт «Дождь», «Фантазия», «Симфония сердца».

Физкультминутка.

В темном лесу есть избушка.
В темном лесу есть избушка.
(Дети шагают.)
Стоит задом наперед.
(Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка.
(Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет.
(Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком,
(Показывают пальчиком.)
Глаза большие,
(Показывают.)
Словно угольки горят.
(Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая!
(Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят.
(Руки вверх.)

А теперь, дети, садимся и продолжаем создавать свои волшебные рисунки.

Для пробуждения фантазии, творческого мышления  предлагаю детям послушать четверостишья о сказочных героях, которых можно встретить в волшебном лесу.

Не лежалось на окошке

- Покатился по дорожке...

(Колобок)

А дорога - далека,

А корзина - нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок...

(Маша и медведь)

Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!..

(Снегурочка)

Ах, ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

(Петушок - золотой гребешок)

По тропе, шагая бодро,

Воду Сами Тащат Ведра!

(По щучьему велению)

Колотил да колотил

По тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом...

(Лиса и журавль)

(А.Шибаев)

Ребята, посмотрите, какие красивые рисунки у нас с вами получились: загадочные, сказочные, неповторимые и очень красивые.

А теперь расскажите мне о своем сказочном лесе и о том, кто в нем живет.

(Каждый ребенок подходит и делится со мной своими впечатлениями).

                                                                  Приложение 6

Лепка « Дерево  в лесу»

Цель: Закрепить понятие листопад, формировать умение выполнять разные способы лепки; учить использовать природный материал для создания выразительного образа, передавать форму основной части изделия и дополнительных деталей;

Ход занятия:

Воспитатель. Жил – был в лесу старичок-годовичок. Жил, не тужил. Лес охранял, чтобы никто зря веток не ломал, деревьев не пилил. А еще наш старичок-годовичок любил сажать деревья. Деревья вырастали самые разные: и с круглой кроной, и пирамидальные, и с листвой, и с хвоей. И каждое он любил, холил, лелеял. И вот однажды к нему на крылечко залетело маленькое семечко. Таких семян годовичок еще никогда не видел. Решил он посадить семя недалеко от своего дома. Выкопал ямку, положил семя, хорошо полил родниковой водой и пошел спать. А утром старичок-годовичок вышел на свое крылечко и очень удивился. Рядом с его домом за одну ночь выросло удивительно красивое, просто сказочное дерево. Так лес отблагодарил годовичка за заботу о нем. И растет до сих пор это сказочное дерево в лесу, но видит его только тот, кто любит и охраняет лес. А мы с вами можем представить себе это сказочное дерево и вылепить его.

Показ приемов работы.

Воспитатель: так как дерево сказочное, то и лепить его мы будем необычным способом. Сначала на картон мы нанесем достаточно толстые раскатанные жгуты (валики) коричневого цвета.  Это ствол дерева, а из тонкого – веточки. А листочки мы будем скручивать так же из жгутов, колечками (как улитки). Посмотрите, похоже мое деревце на сказочное?(ответы детей) А как вы представляете себе сказочное дерево?

Практическая работа.

Итог занятия. Воспитатель. Посмотрите, в нашей группе вырос целый лес из сказочных деревьев. Тут и высокие, и совсем небольшие, и с раскидистой кроной, и с пирамидальной. Деревья очень разные, но все они красивые. Попробуйте и вы, как старичок – годовичок, вырастить свое сказочное дерево дома. Пусть оно не будет расти так быстро, как в сказке, но пройдут годы – и оно станет большим и сказочно красивым, радуя не только вас, но и всех людей вокруг.

Приложение 7

 Художественно – эстетическое развитие.

Объемная аппликация «Берегите Лес». Коллективная работа.

Цель: Формирование умения детей вырезать ножницами предметы из бумаги, делать сложения вдвое или гармошкой.

Задачи:

1.    Совершенствовать технику вырезания ножницами, учить детей вырезать крону деревьев из бумаги сложенной гармошкой. Закреплять умение работать с шаблоном. Закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях.

2.    развивать воображение, мелкую моторику, глазомер.

3.   воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, наблюдательность, композиционные умения, прививать желание работать в коллективе.

Предварительная работа: Рассматривание деревьев, иллюстрации художников пейзажистов на лес тему, чтение стихов и загадок про деревья , беседы.

Раздаточный материал: ножницы, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны, клей, кисточка салфетки для рук.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки  деревьев, образцы объемных аппликаций деревьев, образец аппликации « лес».

Ход

Вводная часть.

    Сегодня возле сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Скажите, а какое время года у нас сейчас Какие деревья вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Из каких деталей состоит дерево? (ствол, кора, крона, листья, веточки). А давайте сделаем и в нашей группе красивый лес. И в нашем сказочном лесу будут расти грибы. Сколько разноцветных красок использовали в лесу, чтобы показать всю свою красоту. Посмотрите на полянку. Что вы видите? Это сказочный лес. Чего здесь не хватает? Давайте заполним эту полянку и у нас в группе вырастет свой сказочный лес.

Давайте сядем за стол и начнем делать наши деревья.

Будем чертить, детали вырезать

Клеить, композицию на основе составлять.

Все готовы? Что ж начнем, Так как, мы с вами будем работать, используя инструмент ножницы, то я вам напомню ТБ при работе.

- Держать ножницы кольцами вверх

- Во время резания находится на своем месте.

- Оставлять ножницы на столе  закрытыми.

- Ножницы кладите кольцами к себе

- Передавать кольцами  вперед.

Посмотрите внимательно, что лежит у нас для работы.

Ответы детей: у нас на столе лежат предметы для аппликации: шаблоны для поделок, клей, цветная бумага, ножницы и т.д.

И сейчас мы с вами начнем выполнять аппликацию. Но сначала повторим план действий

 План:

1.    Вы должны сложить цветную бумагу пополам  несколько раз.

2.    Затем склеить ее наполовину.

3.    Приложить шаблон и обвести карандашом.

4.    Вырезать по шаблону.

5.    Наклеить детали на нашу поляну и собирать их в общую работу.

6.    Получаем готовую аппликацию.

Воспитатель показывает, как складывается  и вырезается объемное дерево.      

Дети изготавливают дерево.

Физкультминутка «Листочки»

Мы- зеленые листочки. Покачивание руки вверх

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул-полетели. разбегаются в разные стороны

Полетали, полетали, бегают , кружатся

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- приседают на корточки

Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул вновь разбегаются

И листочки быстро сдул. махают руками над головой

Все листочки полетели приседают

И на землю тихо сели.

А теперь давайте вернемся к столу и доделаем наш осенний лес.

Какие красивые у вас получились деревья. Осталось добавить ствол.

Давайте же быстрее поставим их на поляну, чтобы у нас получился осенний лес.

Анализ:

- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья! Какое дерево у нас получилось самым веселым, какое грустным, тонким, могучим, смешным? Скажите, дети, у нас получился осенний лес?

Ребята, чем запомнилось вам сегодняшнее занятие? Чему вы сегодня научились? А что мы делали сначала? А что мы делали потом? Затем? И наконец, что получилось? Молодцы!


Приложение 8

Запомните правила

  • Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

  • Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.

  • Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Урок толерантности "Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила".

Данное занятие поможет учителю создать условия для формирования знаний учащихся по вопросам толерантности....

Внеклассное мероприятие "Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила"

Веклассное мероприятие было проведено в 7 классе  для ознакомление с традициями и обычаями узбекского народа...

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса.

Классный час "Все мы разные, и в этом наше богатство. Все мы вместе, и в этом наша сила" для учащихся 10 класса. Предлагаемый классный час - это своего рода презенация увлечений. Его цель - не только ...