Презентация: Опыт социальной реабилитации подростков с психотравмой в условиях иноязычной культуры "Культурный шок"
презентация к уроку

Бекетов Валерий Юрьевич

Негативные социально-психологические факторы, ставшие неотъемлемой частью существования общества, говорят о значительном влиянии кризисных и психотравмирующих событий  на дальнейшую адаптацию человека в социуме. 

Начало открытого изучения проблемы в России, совпало с процессом реформ в обществе. В начале 1990-х годов, была создана лаборатория посттравматического стресса и психотерапии при Институте психологии РАН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_sots_reabilitatsii_kulturnyy_shok.pptx794.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт социальной реабилитации подростков с психотравмой в условиях иноязычной культуры «Культурный шок» Бекетов Валерий Юрьевич Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Детский дом-интернат № 3, воспитатель .

Слайд 2

Психотравма и травматический стресс Активно о данном явлении заговорили в конце XIX , начале XX века. Жан Мартен Шарко, Пьер Жане и Зигмунд Фрейд говорят о том, что некоторые симптомы истерии связаны с травмами, пережитыми в детстве, и в этом случае травмирующие воспоминания постоянно возникают в сознании взрослого индивида, вызывая чувство сильного страха. В период русско-японской войны из-за применения созданных по последнему слову техники артиллерийских орудий, резко возросло число психических расстройств. Российские психиатры настаивали на том, что пациенты с психическими расстройствами должны быть признаны больными. В период Первой мировой войны было зарегистрировано около 80 тыс. случаев посттравматических расстройств; при этом некоторые военные теряли память, зрение, слух, обоняние, вкус, способность ходить. В этот момент основным диагнозом стал так называемый «снарядный шок», введенный в обиход английским психиатром Ч. С. Майерсом.

Слайд 3

Изучение проблемы в России - В России психологические проблемы участников Первой мировой и Гражданской войн изучали П. Ганушкин , Ф. Зарубин, В. Бехтерев. - Для обозначения ПТСР использовалось большое количество диагностических формулировок, таких как « истеро -травма», «реактивный невроз», «травматическая неврастения», и т. д. - Изучением психологических проблем лиц, получивших травмы не связанные с войной, занимались Л. Брусиловский, Н. Бруханский , Т. Сегалов, но информация была доступна только узкому кругу специалистов. - Начало открытого изучения проблемы совпало с процессом реформ в обществе: В начале 1990-х была создана лаборатория посттравматического стресса и психотерапии при Институте психологии РАН под руководством Н. В. Тарабриной . В Москве появилось Психологическое общество травматического стресса, задачей которого стало объединение исследовательской работы специалистов России и стран СНГ в области изучения данной проблемы [1] .

Слайд 4

Негативные социально-психологические факторы, кризисные и психотравмирующие события, оказывают значительное влияние на адаптацию человека в социуме. Важным аспектом является то, что любое кризисное явление, может восприниматься одним человеком, как психотравмирующее, оставаясь нейтральным для другого, что зависит от индивидуальной способности организма сопротивляться стрессу [2] . Вопросы изучения психотравмы и травматического стресса представлены в научных работах таких авторов, как Р . Лазарус , В. Франкл , Ганс Селье , В.Н . Мясищев, Н.Д. Лакосина , Г.К. Ушаков. Актуальность

Слайд 5

Психологическая (психическая) травма Ж изненно важное событие для индивида, затрагивающее значимые стороны его существования, которое приводит к глубоким психологическим переживаниям, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (по DSM - IV American Psychiatric Association , 1996) [3] . DSM-IV Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition — диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV издания (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам; Американская психиатрическая ассоциация).

Слайд 6

Травма может отразится как на формировании отдельных качеств (агрессивность, эмоциональные нарушения), так и на дальнейшем развитии в целом, включая расстройство личности. Чем младше ребёнок и чем менее была сформирована его эмоциональная сфера до травмы, тем выше этот риск. Интенсивность влияния травматического события на психическое состояние ребенка зависит от его возраста. В DSM-5 ( 2013) разработаны критерии посттравматического стрессового расстройства для детей 6 лет и младше.

Слайд 7

Диагностические критерии ПТСР для детей старше 6 лет, подростков и взрослых одинаковы. Симптомы ПТСР У подростков взрослых схожи, но у подростков чаще проявляется антисоциальное и суицидальное поведение, агрессия и аутоагрессия . - Подростки чаще чем дети проявляют симптомы депрессии и тревожности, так как по мере взросления ребёнок осознает и иначе оценивает событие (травму ) [1] . Диагностические критерии ПТСР

Слайд 8

Бордерлайн – пограничное расстройство ( высокая тревожность, ярко выраженная десоциализаця , иимпульсивность , низкий самоконтроль, эмоциональная нестабильность); Диссоциативное расстройство личности - (наличие двух или более л ичностей, отключение от внешнего мира, амнезия , оценочные и эмоциональные расстройства, ступор, страх, галлюцинации) . - Хроническая депрессивность, мысли о самоубийстве, аутоагрессия [ 4 ] . Агрессия, направленная на нанесение себе физического (или психического) вреда. Проявляется в состоянии депрессии как механизм психологической защиты [6] . Последствия психотравмы и симптомы посттравматического расстройства

Слайд 9

Терапевтическая и педагогическая помощь; социально-педагогическое сопровождение Неправительственная организация « Велленбрехер » (Германия) и кафедра социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена совместно разработали проект «Оказание помощи подросткам за границей на основе погружения в жизнь другой страны и переживания «культурного шока » (Проект – путешествие из Германии в другую страну) [7] . Культурный шок - к онфликт (противоречие культурных ценностей и норм). Люди, проходящие через определенные ступени переживания культурного шока, постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации ( Калерво Оберг , 1960). Формирование нового образа мышления : Что надо изменить, на что я могу влиять, позиция. «Нормальная реакция, на ненормальное событие». (Виктор Франкл : Метод парадоксального намерения - ликвидация тревоги ожидания и невротического состояния. Метод заключается в изменении отношения пациента к собственному неврозу [5] .

Слайд 10

Социально-педагогическое сопровождение - Состояние здоровья и эмоциональное состояние, сон; - Гигиена (личная гигиена, стирка, уход за верхней одеждой ); - Практические занятия и навыки (дом, сад, колка дров, топка печи, уборка территории и комнаты, мытье посуды, покупки, распределение бюджета ); - Дистанционное обучение в школе и выполнение домашних заданий; Наблюдение за состоянием подростка и уровнем владения социокультурными навыками Цель Возвращение в русло позитивной самоидентификации; Нивелирование негативных эмоциональных состояний и последствий психотравмирующих событий; Социальная интеграция;

Слайд 11

Л. Мама закрыла на ключ в темном подвале примерно на 2 часа (в дошкольном возрасте); П. Примерно в 2-2,5 года был помещен в детский дом, та как родители не хотели им заниматься; Ж. Мама оставила семью, папа работал водителем грузовика. Ж. жил у бабушки, все без исключения время проводил за электронными играми; М. Криминальная атмосфера семьи ( воровство, в том числе через сайты); Т. Папа проявлял себя по отношению к Т. и его сестре крайне агрессивно. Пребывание в проектном месте Создание атмосферы доброжелательности, доверия; Ориентир на позитивную модель взаимоотношений в семье; Формирование чувства защищенности, уверенности в себе; Выбор позитивной жизненной концепции; Примеры травмирующих событий

Слайд 12

Спасибо за внимание https://ru.wikipedia.org/wiki/ Посттравматическое_стрессовое_расстройство Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова , доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева . – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с. https://ru.wikipedia.org/wiki/DSM-IV Diagnose und Umgang mit den Folgen / Cordula Zywicki . Muellheim , 27.05.17 https://www.b17.ru/blog/36202/ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Аутоагрессия «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: Монография / Под ред. С.А. Расчетиной , В.Э. Зюсса. – СПб.: Изд-во «Росток». 2010. – 264 с. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...

Социально – культурная деятельность как средство реабилитации подростков "группы риска"

Обзор необходимости реабилитации подростков "группы риска" через привлечение к досуговой и социально-культурной деятельности....

Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната

Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением сл...

План социальной реабилитации подростка

План социальной реабилитации подросткаФО воспитанника сколько летЦель: Содействовать коррекции поведения воспитанника посредством социально - реабилитационных мероприятий.Направлять поведение подростк...