Статья "Проблемы организации и проведения внеурочной работы по математике"
статья

Молодых Галина Ивановна

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке). Она позволят развить у детей столь важные качества, как способность к творчеству, рефлексии, прогностической деятельности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность мышления, умение контролировать собственную учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих ее действий, высокий уровень мотивации и, в конечном счете,  добиться главной цели образования – воспитать грамотного, свободно и самостоятельно мыслящего человека, готового к жизни в современном обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_rabota_po_matematike.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы организации и проведения внеурочной работы  по математике.

 

        Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, а также подготовки и проведения различных видов внеурочной деятельности: викторин, конкурсов, математических утренников и вечеров, математических недель.

        Внеурочная деятельность способствует удовлетворению потребностей школьников, максимальному развитию индивидуальных способностей и интересов, в том числе в области математики.

        Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует указать на несколько распространенных заблуждений. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются очень хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывал академик Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, чисел, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Однако быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо. Но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.         Чем же характеризуется умственная деятельность способных к математике учащихся? Прежде всего, нужно отметить, что способности к математике сказываются в характере восприятия математической задачи (задачи в широком смысле слова). Способные учащиеся, воспринимая задачу, сразу выделяют показатели, существенные для данного типа задач, величины, не существенные для данного типа задач, но существенные для данного конкретного варианта. Это позволяет способным учащимся при восприятии задачи сразу видеть ее «скелет», освобожденный от всех конкретных значений и словно просвечивающий сквозь конкретные данные.         Мышление способных учеников (в процессе математической деятельности) характеризуется:

1) быстрым и широким обобщением (каждая конкретная задача решается как типовая);

2) тенденцией мыслить свернутыми умозаключениями (при наличии очень четко логически обоснованной канвы);

3) большой подвижностью мыслительных процессов, многообразием аспектов в подходе к решению задач, легким и свободным, переключением от одной умственной операции к другой, с прямого на обратный ход мысли;

4) стремлением к ясности, к простоте, рациональности, экономности (изяществу) решения.

Задача учителя математики в работе с такими детьми состоит в следующем:

  • Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
  • Организация системы исследовательской работы учащихся.
  • Организация участия учащихся в школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных играх, дистанционных проектах.
  • Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования.

 Эту задачу можно решить в полной мере только во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется в самых разнообразных видах и формах.

Условно можно выделить следующие три основных вида внеклассной работы.

1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в математической олимпиаде.

2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащимся. К ней относятся факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы.

3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п. На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом. Для полноценного развития одаренных учащихся, всесторонней реализации их задатков, способностей и возможностей необходимо активно привлекать их к разнообразной учебной и внеучебной деятельности. Плодотворными способами организации такого рода деятельности являются:

  • математические олимпиады, в том числе дистанционные;
  • творческие проекты;
  • викторины и подобные им соревнования;
  • организация групп углубленного изучения математики;
  • система математических кружков.

        Таким образом в течение ряда лет в нашей школе сложились прочная система воспитательной работы, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности.  Так появилась наша модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) организации внеурочной деятельности.

        Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.         Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности: реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям.

         Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. Учащиеся должны попробовать реализовать себя в каждом из направлений, для того чтобы в 10-11 классах более осознанно сделать выбор. Результатом участия в каждом виде внеурочной деятельности являются научно-исследовательские работы, участие в проектах, олимпиадах и предметных неделях.  Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результаты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную газету, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т.д. Все результаты внеурочной деятельности по математике фиксируются в портфолио ученика в разделе «Научно – исследовательская деятельность».

        Внеурочная деятельность школы во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным так, как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке).          Она позволят развить у детей столь важные качества, как способность к творчеству, рефлексии, прогностической деятельности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность мышления, умение контролировать собственную учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих ее действий, высокий уровень мотивации и, в конечном счете,  добиться главной цели образования – воспитать грамотного, свободно и самостоятельно мыслящего человека, готового к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению внеурочного мероприятия «Заигрыш на Масленицу»

Последняя неделя перед Великим постом всегда отмечалась на Руси весело. Это были и проводы зимы, и встреча весны. Недаром символ Масленицы - румяный горячий блин - напоминает собою солнце, котор...

Сотрудничество образовательных организаций в проведении внеурочных занятий в условиях реализации ФГОС

За последние несколько лет в обществе кардинально изменилось представление о целях образования и путях их осуществления. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образо...

Методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности с подростками по направлению «Основы восточных единоборств и самозащиты»

В ХХ веке, благодаря тому, что Восток “открылся” Западу, восточные единоборства (В.Е.) стремительно распространились в Европу и Америку. Особый интерес к ним во всём мире стали проявлять в...