«Собака - мой верный друг».
план-конспект занятия (5 класс)

Бабий Ольга Антоновна

Формирование умения ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по содержанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила-Воспитатель Бабий Ольга Антоновна

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

развитие речи, 5 класс

Тема урока: «Собака - мой верный друг».

Цель урока:

Формирование умения ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по содержанию.

Задачи урока:

  1. образовательные - выяснить уровень знаний учащихся по теме, сформировать знания учащихся по новому материалу, пополнить словарный запас;
  2. воспитательные - воспитывать бережное отношение к животным;
  3. коррекционные - развивать логическое мышление, вербальную память, слуховое внимание, формировать произношение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Место урока в учебном плане: 6 урок по теме «Животные - наши друзья».

Методы: словесные, наглядные, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование урока:

  1. компьютеры;
  2. картинки с изображением собак разных пород;
  3. кроссворд;
  4. аудио кассета с песней « Пропала собака»;
  5. таблички со словами и фразами по теме.

  1. ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент - 5 мин.
  2. Проверка домашнего задания - 3 мин.
  3. Работа по выбору дополнительной информации с экрана на слухозрительной основе - 5 мин.
  4. Отгадывание кроссворда - 4 мин.
  5. Разбор ситуаций (работа над развитием слухового восприятия):
  1. прослушивание аудио записи «Пропала собака» - 4 мин.
  2. монолог учащегося о слове «предатель» - 3 мин.
  1. Зарядка для глаз - 1мин.
  2. Самостоятельная работа учащихся - 5 мин.
  3. Работа с текстом - 8 мин.
  4. Подведение итогов урока - 2 мин.

  1. ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Установка на правильную речь. Вспомнить, что изучали на предыдущих уроках. Знакомство с темой урока. Работа по развитию слухового восприятия в режиме «учитель - ученик - ученик»:
  • Ира, спроси Люду, есть ли у нее собака.
  • Лена, спроси Диму, что ест собака?
  • Денис, как ты ухаживаешь за собакой?
  • Где живет Димина собака?
  • Дома или во дворе?
  1. Проверка домашнего задания.
  • Кто читал рассказы о собаках или учил стихи?
  • Может, загадаете загадки об этих животных?
  1. Работа по выбору дополнительной информации о собаках. На большом экране фразы. Учитель читает фразы вразброс, дети за своими компьютерами находят прочитанную фразу и соотносят её с одной из иллюстраций, повторяют или читают эту фразу на экране (идет работа над слухом):
  • Люди каменного века использовали собак для охоты на мамонтов.
  • Мастиф и ламбрадор в своих краях помогают пасти скот.
  • Крысолов-пинчер в соревнованиях по уничтожению крыс установил рекорд. Он съел 500 крыс за 1 час 3- секунд.
  • При военных действиях в Афганистане миноискателем трудно найти мину в пластиковой оболочке, а собака своим чутьём улавливала запах взрывчатки.
  1. Отгадывание кроссворда. На экране пословица с пропущенным словом. «Собака - ... человека». Детям нужно разгадать нижеследующий кроссворд и прочитать ключевое слово. Это слово нужно будет подставить в пословицу.
  2. Кроссворд (на большом экране). Учитель читает задания:
  • У этой собаки стрижка, как у льва. (Пудель)
  • Их считают охотничьими собаками. (Борзые)
  • Маленькая собачка китайской породы. (Чау-чау)
  • Собака ростом с теленка. (Дог).

Вместе со словами на экране появляются картинки с породами собак. Читаем по вертикали ключевое слово «друг». Пословица будет звучать так: «Собака – друг человека».

  1. Работа по развитию памяти.
  • Какие породы мы еще не называли?
  • Учащимся с умственной отсталостью можно искать породы по методике доктора Базарного - на табличках, развешанных по стене, читать с соблюдением правил орфоэпии.
  1. Разбор ситуаций. Работа по развитию слухового восприятия:
  1. Ситуация 1
  1. Прослушивание аудио записи песни «Пропала собака».
  • Какие слова услышали?
  • О чем эта песня?
  • Как мы себя поведем в этой ситуации?
  • Учащиеся дают варианты ответов:
  • Буду плакать.
  • Буду искать собаку один.
  • Попрошу помощи у взрослых.
  • Дам объявление в газету.
  • Ответы высвечиваются на экране. Какой самый правильный? (верный вариант ответа остается на экране, остальные исчезают)
  1. Ситуация 2

Прослушивание звукозаписи на компьютере – монолог ученика «о предателе»: Каждый школьник мечтает о собаке. Хочется иметь верного друга. Завел себе собаку. Надо ухаживать за ней. Надоели человеку заботы. Выбросил он собаку. Как назвать такого человека?

  • На большом экране появляется слово «предатель».
  • Дети на своих компьютерах смотрят значение слова «предатель» в словаре «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на CD.
  • Задание: разделить слово на слоги, поставить ударение, образовать глагол (на большом экране иллюстрируется выполнение задания)
  1. Зарядка для глаз: иллюстрация книги Сутеева «Кто сказал: «Мяу?». Обратить внимание на обложку книги.
  • За кем наблюдает щенок? За пчелой.
  • Мы тоже будем наблюдать за пчелой (на экране схема для речевых зарядок по методике доктора Базарного, пчела движется по схеме, дети глазами следят за ней).
  1. Самостоятельная работа учащихся (за компьютерами): текст с пропусками, в который надо вставить слова, подходящие по смыслу в нужном падеже, но не повторять. Для детей с УО задание облегченное: слова даны в нужном падеже их просто нужно вставить в предложения:
  • Я давно мечтал о собственной ...(собаке).
  • Как-то раз я подобрал на улице маленького ... (щенка).
  • Это был черненький … (песик) на высоких ножках.
  • Я терпеливо ухаживал за смешной … (собачкой).
  • Через два года из нее вырос большой, красивый и добрый … (пес).
  1. Работа над текстом - подготовка к изложению текста. На экране высвечиваются пункты плана работы над изложением:
  • Прочитайте внимательно текст:

Мне подарили щенка. Как я рад! Щенок именно такой, о каком я  мечтал. Похож на серого волчонка, только мордочка и спина немного темнее. Веселый, подвижный. Пробовал поднять его - тяжелый. И высокий. Я поставил щенка у стены и отметил карандашом - 34 сантиметра. Вот что значит овчарка! Глаза у моего щенка чистые, сообразительные, грудь широкая, лапы толстые, тяжелые. Уши торчком. Бегает за мной и тявкает. Смешно! Стал я с ним играть тряпкой, дразнить. А он схватил тряпку - не вырвешь. Я решил назвать щенка Буяном.

Я сразу полюбил Буяна. Ни за что с ним не расстанусь.

  • Значение, каких слов вам не понятно?
  • Определите основную мысль текста.
  • Назовите текст.
  • Опишите щенка по плану. Постепенно на большом экране разными цветами высвечиваются пункты плана. Ученики за своими компьютерами работают над текстом в текстовом редакторе MS Word (Работа над текстом.doc)
  1. Итог урока:
  • Что мы делали на уроке?
  • Как работали?
  • Как говорили и слушали свою речь и речь товарищей?
  1. Домашнее задание:
  • Внимательно еще раз прочитать текст.
  • Дать описание щенка по плану (устное описание щенка без опоры на текст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если рядом настоящий верный друг..."

Классный час направлен на формирование нравственных качеств у детей, умение дружить, беречь дружбу ....

Классный час по ПДД на тему: «Мой верный друг-велосипед» для обучающихся 6-7 классов

На классном часе  ребята 6-7 класса познакомятся с основными правилами езды на велосипеде, повторят дорожные знаки, связанные с велосипедом, поговорят о пользе велосипедного спорта, ответят на во...

Собака - верный друг человека

Классный час для 5 класса...

"Собака - верный друг"

Разработка классного часа (презентация и конспект) по нравственному воспитанию школьников 3 класс....

Классный час в 3 классе на тему "Кошки и собаки – наши верные друзья"

Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к животным. Задачи:1. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных.2. Развивать мышление, посредством вы...

Мастер-класс по изготовлению сувенира-игрушки из пряжи "Собака - наш верный и надежный друг в 2018 году"

Мастер-класс с родителями и воспитанниками по изготовлению игрушки из пряжи "Собака - наш верный и надежный друг в 2018 году"...