Собака - верный друг человека
классный час (5 класс) по теме

Васильева Марина Николевна

Классный час для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobaka.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Собака верный друг человека

Цели: воспитание сострадания и доброты;

          развитие творческих способностей;

          развитие речи.

Предварительная подготовка:

  1. иллюстрации и фотографии с  домашними животными
  2. сочинения «Мой пушистый друг»
  3. фотографии памятников собакам
  4. распечатка рассказа «Дик»

Ход классного часа:

  1. Инсценировка по мотивам сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»   Появляются Маленький принц и Лис.

Л.: Здравствуй!

М.п.: Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый!

Л.: Я – Лис.

М.п.: Поиграй со мной. Мне так грустно.

Л.: Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

М.п.: А как это – приручить?

Л.: Это означает: создать узы.

  1. Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. К нам в гости пришли знаменитые герои  очень мудрой сказки. Они станут друзьями, им будет грустно расставаться друг с другом. Давайте оставим их на некоторое время и попытаемся ответить на вопрос Маленького принца. Что значит  - «приручить»? Что такое «узы»?

В словаре С.И.Ожегова даётся такое объяснение этим словам:

Приручить – приручить к человеку, сделать ручным, послушным.

Узы – перен. то, что   связывает, соединяет (узы дружбы, любви, братские узы, узы брака)

А что об этом говорит Лис? Прислушаемся к его словам, они очень важны.

Лис: Ты  для  меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озариться. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…  Просто каждый день ты садись ко мне поближе… Но в мире нет совершенства…

  1. Классный руководитель: Почему же Лис так грустен? Может быть, он знает одну сказку? В ней говорится о том, что по просьбе собак Бог собрал кости от каждого животного, кроме собаки, и создал из них человека. Поэтому и есть у него сила льва, трудолюбие верблюда, коварство кошки, великодушие коня; нет только… Чего?

В сказке ответ очень прост и очень жёсток – нет у человека собачьей верности. Об этом стихотворение Эдуарда Асадова.

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину.

 - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал:  - Что? Оставлен, бродяга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали,

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал  хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!

4. Классный руководитель: Что вы думаете о человеке, покинувшем собаку?  Что бы вы ему сказали при встрече?                                      Какие слова из стихотворения говорят о жестокости                                   человеческого мира? (огонь, взревел паровоз, непогодь ночи, красный свет)

            Как вы понимаете слова  последних двух строчек стихотворения?                                                         Да, этот человек не знает, что такое «узы дружбы», он забыл о собаке почти сразу, мог смеяться, он не задыхался от табачного дыма… Мне кажется, что в рыжей дворняге больше человечности,  чем в человеке… А вам? Знакомы ли вам подобные истории верности? Посмотрите на этот памятник. Он поставлен собаке по кличке Бобби. Послушайте его историю. (Ученик рассказывает о собаке)

Однажды в сторону Эдинбурга двигалась траурная процессия. За катафалком следовали поселяне, друзья и родственники умершего. К людям подбегали их собаки, которых отправляли домой. И только одного чёрного пёсика никто не уговаривал вернуться домой, и он продолжал плестись за процессией… На свежей могиле вырос холмик. Провожающие положили на него цветы, постояли и стали расходиться. Кто-то из соседей покойного пастуха заметил собаку, усевшуюся недалеко от могилы. Это был Бобби, верный пес пастуха. Его позвали домой, а пёс только повилял хвостиком, благодаря за внимание, но продолжал сидеть. Он выходил с кладбища, чтобы утолить голод и жажду, поиграть с детьми, но к вечеру неизменно возвращался к своему другу на кладбище. Однажды за Бобби приехали из села, отвезли к новому пастуху, но Бобби сбежал и вернулся снова в Эдинбург. Пёс 14 лет нёс бессменную вахту на могиле хозяина. В 1872 году в возрасте 16 лет Бобби умер, и ему установили памятник с надписью: «Самой верной собаке в мире»

А вот ещё один памятник собаке. Послушайте историю этой собаки. (Рассказ ученика)

На железнодорожной станции в штате Монтана появилась никому не известная собака. Она всюду бегала, выискивала еду в пищевых отбросах, но обязательно появлялась на платформе к каждому поезду, с опаской обнюхивала пассажиров и снова исчезала. То, с каким упорством собака держится возле станции, заставило людей задуматься об  ее судьбе. Речники вспомнили, что вниз по Миссури перевозили гроб с умершим пастухом, чтобы похоронить его в родных местах. Видимо, пёс (это был колли) остался здесь, не попав на пароход. Его окликнули так, как называют пастушьих собак – Шеп. Но почему же пёс так внимателен к поездам, а на пристань не приходит? Люди решили, что покойного, скорей всего, привезли поездом, в который, вместе с провожающими, попал и пёс, и для него перестук колёс оказался связанным с представлением о хозяине. Железнодорожники были растроганы такой преданностью Шепа. Он стал знаменитостью. Его хотели взять другие люди, но рабочие решили, что нельзя отнимать у собаки надежду на встречу с хозяином. Шеп подбегал к каждому поезду, заглядывал в окна вагонов. Он искал. Пять с половиной лет нёс он свою вахту.  В холодные дни января 1942 года он поскользнулся на платформе, его ударило подножкой вагона…Весной того же года на средства, собранные служащими станции, был сооружён памятник верному псу. А на склоне холма, под памятником, железнодорожники сложили из камней имя – Шеп. А чтобы проезжающим через эту станцию пассажирам ночных поездов был виден памятник, они  смонтировали электроподсветку. «Смотрите, люди, этот пёс преподал нам урок преданности!»

Посмотрите, какие памятники поставлены собакам в Японии и Италии. Послушайте истории этих собак. ( Рассказы  учеников)

В Японии, на станции «Сибуя» в Токио, установлен памятник Хачико – легендарному псу породы акита-ину. Хачико любил встречать своего хозяина, профессора Уэно, на перроне станции метро и вместе  с ним возвращаться домой. И вот однажды пёс не встретил друга и, растерянный, побрёл домой. Девять лет пёс ежедневно проделывал путь от дома до станции и обратно. В 1934 году на средства простых людей был создан памятник, на открытие которого вдова профессора привела старого Хачико, но он, сидя у подножия памятника, не обратил внимания на своего бронзового двойника.

Однажды итальянский рабочий Карло нашёл у обочины белого с чёрными пятнышками пса. Карло забрал его домой, пса назвали Фидо. Когда собака подросла, хозяин стал брать его до автобуса, с которым уезжал на работу. Фидо стал не только провожать, но и встречать хозяина. В 1943 году Карло погиб при обстреле Италии фашистами. 14 лет Фидо каждый вечер приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина. В 1957 году во Флоренции открыли памятник с надписью: «Фидо. Образцу преданности».

 5. Классный руководитель: В Тольятти есть памятник овчарке, которая семь лет ждала своих хозяев. Они погибли в автокатастрофе. За безграничную верность и преданность люди назвали пса Константином (греч.- постоянный, верный). Надпись на памятнике короткая и простая: «Преданности».

Может быть, об этой собаке поёт в песне «На кольцевой» В.Захаров (прослушивание песни)

6. У многих из вас есть домашние животные, которых вы любите и о которых заботитесь. Расскажите о них,  об их преданности и любви к вам. (Зачитывание сочинений)

7.  А вот ещё одна история из реальной жизни. Обратите внимание на рассказ под названием «Дик» у вас на партах. Прочитаем его.  

         Чтение рассказа с остановкой.

 Дик.

Пёс блаженно растянулся на коврике после полученной от хозяев взбучки за своё двухдневное отсутствие. «Зато незнакомка хороша! Какой нежный нос, какие огромные чёрные глаза, шёлковая шёрстка. Ах! А запах – до сих пор кружится голова». – Дик тихо вздыхал, улыбаясь, подёргивая лапами, и не замечал, что уже спит. Он был счастлив.

Утром Дик приоткрыл глаза, тихо вздохнул, снова закрыл. «Спит», - решил он. Через секунду поднял голову, услышав шорох, подошёл к Хозяйке, прикоснулся носом к её руке, коротко втягивая воздух. – «Спит». Отошёл, плюхнулся на место, загремев костями, шумно вздохнул.

 - Ну, Дик, чего разбудил? – сказала Хозяйка, потягиваясь и гладя улыбающуюся сопящую морду пса. Так проходило каждое утро. Чуть свет Хозяин и старший сын уходили на работу и в школу, а Хозяйка и Маленький оставались дома.

Маленького Дик помнил орущим свёртком, затем малыш начал ходить, но крику от него было все равно много. Сейчас ребёнок чуть-чуть подрос и все более обнаруживал настойчивый и упрямый характер.

Сегодня на прогулке Маленький все время капризничал. Дик старался его успокоить, прыгал рядом, заглядывал в лицо, даже лизнул в щёку. Хозяин и Хозяйка сначала то уговаривали, то ругали его, а потом вдруг ушли. Маленький сидел в пыли, размазывая по щекам грязь, вопя на всю улицу. «Разве можно бросать своих?» - укоризненно подумал Дик и сел рядом с ребёнком.

Прохожие с удивлением обходили странную пару: двухлетнего ревущего малыша и сидящего рядом, воинственно поглядывающего эрдельтерьера.

Дома вернувшуюся парочку ждал ужин. Дик оттолкнул от своей миски кота, который с завистью следил за ним, и стал с жадностью есть.

Коту Серому всегда казалось, что его недостаточно ценят, хуже кормят. А ведь он такой тихий, мягкий, не то, что этот вонючий пёс. Пса кот не любил, но терпел. Это началось, когда тот маленьким щенком появился в доме и внимание всех членов семьи переключилось на него.

 - Ешь, серый, - добродушно позволил пёс и брякнулся рядом, наблюдая, как кот вылавливает из миски кусочки печенки.

 - Ну, наелся, Серый, иди гуляй! – говорит Хозяйка коту, уныло сидящему метрах в двух от двери. Кот не реагировал.

 - Гуляй, сказали тебе, - вмешался Дик и, подцепив кота за шиворот, бросил к двери.

 - Ишь, раскомандовался, - обиженно оглянулся кот и медленно, с достоинством вышел в открытую Хозяйкой дверь.

Из всех членов семьи Дик больше всех был привязан к Хозяину, любил, уважал этого большого, сильного человека, хотя тот иногда больно бил его поводком – воспитывал. Хозяин водил Дика гулять, брал на рыбалку. И хоть Дик не был воспитанным псом, Хозяина он слушал. Любил запах хозяйских сапог, не терпел только, когда тот курил в машине. И если Хозяин был пьян, у пса падало настроение, и тогда он переставал понимать приказания.

Вот как-то вечером подвыпивший Хозяин взялся воспитывать старшего сына. Мальчик плакал. Хозяин достал какой-то странный широкий поводок и стал бить Старшего. «это же очень больно», - решил Дик и с лаем бросился на защиту. Он сел на полшага впереди мальчика, выпятив грудь: «Бей! Его нельзя, бей меня!» - коротко, но грозно взлаивал он.

 - Не плачь, вон какой у тебя защитник, - сказала Хозяйка сыну и приласкала собаку.

Кто мог знать, что развод Хозяина и Хозяйки станет трагедией для собаки. Пёс все время тосковал, ждал хозяина, встречал каждую красную машину, подолгу обнюхивал колёса, заглядывал вовнутрь: может, он всё-таки приехал?

Классный руководитель:  Давайте на время прервём чтение. Как вы думаете, что дальше случилось с Диком? (высказывание детьми версий, просим объяснить, почему они так думают)

Дочитаем рассказ.

Так  прошло несколько месяцев. С наступлением  зимы пёс ушёл из дома совсем. Теперь он видел всех членов своей уже бывшей семьи   издалека: смотрел на детей, катающихся с горки, видел бегущую в магазин Хозяйку, в другой части города наблюдал навеселе возвращающегося с работы хозяина. Сидел у знакомых дверей, когда его никто не видел.

   Сначала соседи говорили бывшим хозяевам собаки, что видели Дика, да и те сами замечали его следы, грустили, не понимая, почему он не дожидается их, не встречает, как раньше, радостным лаем. Оставляли ему еду, но он ничего не брал.

  Удивительно, неужели у собак ощущение ненужности пересиливает и голод, и одиночество?

  Дик больше не вернулся. Люди, погрязшие в своих заботах, не стали его искать. Но остался в их душах горький след ушедшей и ничем не оплаченной доброты.

  Зато серый вздохнул свободно.

  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  2. Почему, по вашему мнению, собака ушла из дома? Почему в душах людей остался горький след?
  3. Какими качествами обладал Дик? Назовите их (верность, гордость, забота о человеке, терпение, неравнодушие, благодарность)
  4. Какие хорошие качества, не правда ли? В ком вам хотелось бы видеть эти свойства характера? (в друзьях)
  5. Мы знаем  пословицу «Собака - друг человека», мы привыкли к ней и в суетных заботах забыли, что нет на свете преданней существа.  Но ведь и от нас наши четвероногие друзья ждут такой же любви. Давайте не будем об этом забывать, иначе не собака, а человек может остаться в леденящем  душу одиночестве.

   8. У многих известных поэтов и писателей были собаки. Им посвящали стихи и даже ставили памятники. К реальному псу обращается в своём стихотворении русский поэт Сергей Есенин. (Чтение стихотворения «Собаке Качалова») Поэт обращается к собаке с таким доверием, с каким можно обращаться разве что к самому испытанному, верному другу. Поэт доверяет очаровательному  псу самые сокровенные мысли.

Посвящает строки своего стихотворения верному псу Люату и шотландский поэт Роберт Бернс:

                  ..А пёс другой был сельский колли,

                  весёлый дома, шумный в поле,

                  товарищ пахаря и друг,

                 и самый преданный из слуг.

С восторгом встречал своего хозяина и друга лорда Байрона его пес – ньюфаундленд Ботсвайн. Он прыгал ему на грудь, стараясь лизнуть лицо, отбегал, возвращался и снова кидался к Байрону. Когда пёс угас на руках поэта, Байрон сказал: «Я потерял всё». На могиле любимого пса поэт поставил памятник. На нём такие слова: «Здесь покоятся останки существа, соединявшего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жестокости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом человека. Здесь – только надлежащая дань памяти Ботсвайна – собаки, родившейся на острове Ньюфаундленд в мае 1803 года и опочившей в Ньюстэдском Аббатстве 18 ноября 1808 года».

  1. О чём рассказывают эти истории?

(Эти истории рассказывают об отношении человека к собаке, о переживаниях человека, потерявшего своего четвероногого друга)

Классный руководитель: Много ещё подобных историй в мире, в каждой есть свои персонажи, совсем незнакомые для нас люди и собаки. Для нас они –  сто тысяч чужих собак и людей. Но  между двумя существами  -  человеком и собакой – может быть такая связь, которую не способны прервать  ни время, ни расстояние, ни даже смерть. Эта связь называется любовью и преданностью.  И вы  не предавайте своих друзей!

Использованная литература:

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»    

Бульванкер В.З. «От кота до кита» Л.: «Дет.лит.», 1991.

Материалы сайта http://dvornyaga-spb.narod.ru/  

 

               

 

  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Собака - верный друг"

Разработка классного часа (презентация и конспект) по нравственному воспитанию школьников 3 класс....

Проектная задача по литературе "Собака- друг человека"

Данный материал представляет собой конспект урока  решения проектной задачи по литературе "Собака-друг человека". В конспекте представлены все этапы урока, необходимые для сбора конечного "продук...

Викторина "Собака - друг человека"

формирование представлений о разнообразии собакДрузей не выбирают ради моды!Ведь красота душевная без лиц!И верность не зависит от породы!А преданность собачья — без границ!...

Урок решения проектной задачи "Собака - друг человека"

урок предназначен для учащихся 5 класса...

«Собака - мой верный друг».

Формирование умения ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы по содержанию....