Познавательное занятие "Лес - верный друг человека"
классный час (5 класс)

Калюгина Юлия Ивановна

Познавательное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Лес – верный друг человека»

Цель: расширить знания о значении леса для нашей планеты и для ее жителей и определить способы сбережения леса.

Задачи: познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы; развивать интерес к природоохранной деятельности; воспитывать любовь к природе, гражданский патриотизм.

Ход мероприятия

  1. Вводная часть.

Воспитатель: (Слайд 1)

Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться,

И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка

Я люблю гулять по лесу

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,

Зверей понятен мне язык.

Зовусь я дедом Спиридоном.

Я не волшебник, я — …

Дети: Лесник. (Слайд 2)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона.

Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

 (Слайд 3) Тема сегодняшнего занятия «Лес – верный друг человека». Мы с вами постараемся ответим на вопросы: (Слайд 4)

 - Почему лес называют другом?

- Узнаем, что такое лес, как он устроен?

- Вспомним лесных обитателей?

- Узнаем чем дорог нам лес?

  1. Основная часть.

И вот мы с вами в лесу. (Слайд 5)

- Ребята, а что же такое лес?  Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

- А какие растения растут в лесу?

- А как устроен лес? (Слайд 6)

Лес невозможно представить без деревьев, кустарников, мхов, лишайников, грибов, животных. Всем им для жизни необходимы свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Как же это им удается? Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже – низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

-  А как вы думаете, чем дорог нам лес?

Лес  - кормилец. Он снабжает человека пищей; грибами, ягодами, мясом зверей и птиц. (Слайд 7, 8)

А сейчас поищем грибы и ягоды в лесу.

Воспитатель: - ( Слайд9) Ребята, посмотрите, а вот и лесник Спиридон. Какой то грустный он, давайте узнаем что случилось? Он  говорит, что

- Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Слышу, он идет сюда!

Прячтесь, дети, кто куда!

(Показ картинки «Гришка в лесу») (Слайд 10)

Воспитатель: Нужно научить мальчишку,

Злого хулигана Гришку!

- Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.

(давайте вспомним правила поведения в лесу….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Игра «можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – можно, красная- нельзя)

можно (нельзя): ломать ветки, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор.

- Молодцы ребята вспомнили, как нужно вести себя в лесу, теперь будем искать грибы и ягоды.

Загадки. (Слайд 11)

1) Шоколадно-бурый гриб
К скользкой шляпке лист он прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут …(Масленок)

2) Под листочком вдоль дорожки
Вырос редкий важный тип.
Твердо встал на  толстой ножке
Гордый ценный …(Белый гриб)

3) Эти хитрые грибочки,
Прячутся от нас в листочках
Светло-рыжие сестрички.
Как зовем мы их? (Лисички)

4) На пеньке растут, теснятся
Небольшого роста братцы
Ох, и дружные ребята
Эти крепкие …(Опята)

5) Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (Подосиновик)

6) Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)

7)  Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)

Лесные ягоды (Слайд 12 )

1) Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)

2) Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)

3) Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)

4) Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)

5) Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)

6) На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)

Лес – это аптека. В лесах растёт много растений, из которых делают всевозможные лекарства. (Слайд 13)

Лес – это дом для зверей и птиц. (Слайд 14)

А сейчас заселим наш лес зверями. Загадки. (Слайд 15)

1) Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)

2) Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу.
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...(Лиса)

3) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4)Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (Лось)

5)Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Еж)

6)На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

7)Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц)

8)У этих ловких кисочек
Есть маленькие кисточки,
Они на кончиках ушей
У взрослых и у малышей. (Рысь) 

Физминутка «Прогулка» (Слайд 16)
Дети по лесу гуляли,
(Ходьба на месте)
За природой наблюдали.
(Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
(Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
(Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
(Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
(Хлопки в ладоши)
Ногами топаем.
(Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли
(Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.

- Как вы думаете, какое значение имеет лес для человека? Смогли бы люди жить без лесов?

(Слайд 17) Лес – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Именно благодаря лесам  на нашей планете есть пригодная для жизни, содержащая достаточное для дыхания количество кислорода атмосфера. Без лесов Земля была бы безжизненным шаром с непригодной для дыхания атмосферой.

(Слайд 18) Лес – это защитник водоемов и почв. Почва в лесу покрыта мхом, опавшей хвоей, перепревшими листьями. Они хорошо удерживают воду, выпадающую в виде дождя и снега. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Просочившаяся в землю вода питает ручьи и реки. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.

(Слайд 19) Леса служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.

(Слайд 20) Лес используют для борьбы с сыпучими песками. Корни деревьев и кустарников сильно разрастаются в песке и удерживают его около своих корней. Это не позволяет ветру передвигать песок с места на место и засыпать им поля, сады и огороды.

(Слайд 21) Лес – это зеленый наряд Земли. «Леса, так же, как озера, моря и реки, — лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд» - говорил советский писатель Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 26)

- Ребята, а что можно получить из леса? (Слайд 22)

Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели.  При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов. Древесную муку используют для изготовления такого интересного материала, как натуральный линолеум для кухни. Бумага, на которой ты пишешь, и книги, по которым учишься, тоже приготовлены из деревьев. Из них же получают уксусную кислоту, скипидар, дёготь. Из дерева делают спички и спичечные коробки, ручки и карандаши. Спички могут также быть интересным материалом для творчества и конструирования. Из дерева изготовляют мебель, бочки, фанеру, ящики для упаковки товаров, применяемые в комнатах, на кухнях, в офисах, на предприятиях.

(Слайд 23) Лес даёт ценный строительный материал — брёвна, доски. Из стволов деревьев делают железнодорожные шпалы, подпорки для крепления подземных коридоров в шахтах.

Лес – это источник топлива. (Слайд 24)

Чтобы печку истопить,
Надо чурки накопить.
Нам работа не нова -
К печке принесём дрова.

- Самый страшный враг леса это?  (Слайд 25)

В настоящее время проблема лесных пожаров стала частью проблемы охраны окружающей природной среды. Согласно лесному законодательству, все леса подлежат охране от пожаров. Лесные пожары наносят огромный ущерб, выражающийся в: уничтожении леса на больших площадях, гибели животных, уничтожении запасов семян и прекращении естественного возобновления леса. В огне нередко гибнут готовая продукция и находящиеся в лесу постройки.

- Как вы думаете,  что нужно делать, что бы сохранить леса?  (Слайд 26) Бережное отношение к природе, посадка молодых деревьев под силу каждому из нас. Этим мы сможем спасти  и восстановить запасы леса. 

Воспитатель: Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Давайте поблагодарим лесника дедушку Спиридона за приглашение в гости.

- О чем было наше занятие? Что нового вы узнали? Какую пользу приносит нам лес? Что нужно делать что бы охранить леса? (Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. )

Ребята! Лес – это наше богатство! Берегите лес! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если рядом настоящий верный друг..."

Классный час направлен на формирование нравственных качеств у детей, умение дружить, беречь дружбу ....

Классный час по ПДД на тему: «Мой верный друг-велосипед» для обучающихся 6-7 классов

На классном часе  ребята 6-7 класса познакомятся с основными правилами езды на велосипеде, повторят дорожные знаки, связанные с велосипедом, поговорят о пользе велосипедного спорта, ответят на во...

Собака - верный друг человека

Классный час для 5 класса...

"Собака - верный друг"

Разработка классного часа (презентация и конспект) по нравственному воспитанию школьников 3 класс....

Верный друг - живое сокровище

Классный час на тему: « Верный друг- живое сокровище »Цель. 1)Понимание ценности дружбы;           2) Умение аргументировать свою точку зрения...

Классный час для 5-классников "Вот, что значит настоящий верный друг"

Классный час "Вот, что значит настоящий верный друг" в необычной форме с элементами тренинга поможет пятиклассникам подружиться, узнать поближе друг друга, предупредить межличностные конфликты в ...