Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с целью формирования личностных качеств учащихся
методическая разработка

Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в учебный процесс таких приёмов и методов, которые помогут детям не только приобрести определенные знания, навыки и умения в определенной сфере деятельности, но и развить свои творческие способности, развить личную ответственность и мотивацию к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_zanyatiy.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с целью формирования личностных качеств учащихся

Одним из эффективных средств воспитания, формирования личностных образовательных результатов детей школьного возраста могут стать занятия по декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство влияет на формирование ряда личностных качеств учащихся, кроме того, развивает интеллектуальные способности, формирует эстетический вкус ребёнка.  

Важность практики декоративно-прикладного искусства с детьми очень важна для обогащения их духовной жизни, развития эмоционального и целостного отношения к миру, развития эстетических знаний и художественного вкуса, а также утверждения в обществе.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству должен осуществляться с учётом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их развития. Если творческая деятельность детей младшего возраста на занятиях происходит на эмоционально-чувственной основе, то начиная с подросткового возраста, она основывается на аналитическом уровне, всегда с сохранением эмоционально-образного творчества.

Важную роль в развитии личностных качеств обучающихся играют внеурочные занятия. Именно такие занятия как выставки, ярмарки, мастер-классы, экскурсии и т.п., в которых школьники принимают участие на добровольной основе во внеурочное время, позволяют углубить знания и умения учащихся, полученные на занятиях и осознать их значимость и важность. Внеурочные занятия в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей детей, в стремлении получить знания сверх обязательных программ. Расслабленная обстановка обеспечивает проявление творческих способностей каждого ребёнка. Дружеские отношения со всеми учащимися создают радостный, творческий настрой на занятиях.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству ученики знакомятся с народным творчеством. Впитавшее в себя исторический, эстетический, нравственный, духовный опыт народа, это искусство обладает плодотворной силой воздействия на человека. На занятиях происходит знакомство учеников с современным декоративно-прикладным искусством и работой с конкретным материалом. Знакомство с произведениями современного ДПИ позволяет учащимся сравнивать два образа мышления: народный, основанный на традициях, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности.

В процессе создания объёмных и плоскостных композиций в определённом материале учащиеся учатся работать поэтапно – от разработки эскизов до финальной стадии, используя знания данного вида искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству очень интересны и увлекательны. В процессе увлечённой работы над изделиями учащиеся часто забывают отдохнуть. Однако, через определённые промежутки времени необходимо делать небольшие перерывы, предотвращающие появление защитного торможения в нервной системе детей. Для каждого ребёнка отдых от работы может быть индивидуальным. Это не отвлекает других учеников от собственных задач, не прерывает творческий процесс создания произведений ДПИ.

Методика изучения ДПИ направлена на формирование и развитие у школьников следующих личностных образовательных результатов:

  • чувство гордости за народную культуру и искусство Родины;
  • творческие способности, богатый духовный мир;
  • сформированность представлений о красоте и гармонии;
  • трудолюбие, уважение к трудящимся и старшему поколению;
  • бережное отношение к природе;

Для того чтобы достичь этих целей, педагог выполняет ряд этапов:

  • постановка целей и проведение начальной диагностики;
  • отбор содержания учебного материала;
  • выбор форм методов и средств;
  • оценка уровня сформированности личностных качеств.

На начальном этапе реализации курса необходимо провести входную диагностику для выявления стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личностных качеств учащихся и выявляет их интересы и потребности в области содержания предмета, а также предпочтения в формах организации деятельности на занятии. Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.

Рассмотрим некоторые методы диагностики:

1. Наблюдение. Наблюдение может быть прямым, непосредственно по ходу действия, и косвенным, когда педагог получает информацию от других лиц. В ходе наблюдений можно отследить характер отношений между членами коллектива в процессе совместной деятельности: доброжелательны и отзывчивы, помогают друг другу или наоборот, выбирают для себя наиболее лёгкое или сложное задание. 

Для определения уровня творческих способностей обучающихся на первом занятии можно предложить выполнить несложное творческое задание. Например: самостоятельно выполнить аппликацию из цветной бумаги на произвольную тему.

        Определение уровня творческих способностей обучающихся в группе на начальном этапе обучения необходимо педагогу для того, чтобы он смог подобрать соответствующий уровень сложности заданий для каждого ребенка. Также педагог будет иметь представление об общей картине творческих способностей своих воспитанников, сможет проследить их динамику роста.  

  1. Беседа. Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребёнок, какие у него склонности и интересы.  
  2. Тестирование. С помощью тестов распознают умственное развитие, степень одарённости, устанавливают состояние ученика и его особенности и т.д.

4. Анкетирование. Это целенаправленная подборка вопросов в письменном виде. Вопросы тщательно продумываются с учётом возрастных особенностей учащихся.

Таким образом, учитывая цели, потребности и возможности детей, начальный уровень знаний и умений по предмету, выявленные на этапе начальной диагностики учащихся, производим далее отбор содержания учебного материала.  

Содержание учебного материала должно соответствовать начальной диагностике, учитывать интересы и потребности учащихся, отражать традиции и культуру разных народов, историю развития разных видов и техник ДПИ, влиять на бережное отношение к природе и материалам.   

Для формирования представлений детей о качествах личности педагогу логично использовать минимально объяснительно-иллюстративный метод (разъяснение, определение норм и правил поведения), частично-поисковый метод применять для формирования представлений и отношений к реальности у школьников (педагог, организует деятельность школьников, помогает им добывать, искать знания самостоятельно, к примеру, с помощью метода проблемного изложения материала).

Для формирования личностных образовательных результатов на занятиях по декоративно-прикладному искусству можно выделить следующие основные методы и средства:

  • Образ педагога (внешний вид, культура поведения, манера речи и др.)
  • Содержание учебного предмета (подбор текстов, иллюстраций, интересных фактов в соответствии с учебными задачами занятия)
  • Форма организации работы учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая)  
  • Методы обучения (словесные, наглядные, практические, поисковые, исследовательские и др.)
  • Средства обучения (учебники, пособия, видеофильмы, иллюстрации

и т. д.)

  • Стили взаимодействия с детьми (сотрудничество, наставничество, диктат, попустительство и др.)

Рассмотрим каждое средство формирования личностных результатов подробно.

Образ педагога. Педагог даёт знания детям, но согласно Стандарту, задача педагога состоит не столько в том, чтобы давать знания, сколько воспитывать и развивать учащихся. Лучший способ обучения – не назидание, а личный пример. Поэтому современный педагог должен быть примером для подражания. Имеется в виду, что речь идёт о моральном облике педагога, его интеллектуальном развитии, мировоззрении, духовности, умении использовать невербальные средства. Важную роль играет также внешность педагога: элегантность, ухоженность и др.

Содержание учебного предмета – это средство формирования личностных результатов на основе целенаправленного отбора текстов, иллюстраций, интересных фактов и т. д. в соответствии с учебными задачами занятия.  

Форма организации работы учащихся – это средство формирования личностных результатов, характеризующих внешнюю сторону организации образовательного процесса (индивидуальная, фронтальная, групповая). Педагог должен осознанно подходить к выбору формы организации учебного процесса: используя групповые формы работы, педагог развивает навыки работы в команде, ответственность; индивидуальная работа развивает самостоятельность, формирует ответственность при принятии решений; фронтальная работа развивает самоконтроль, прививает уважение к мнениям других людей, учит планировать и структурировать свой ответ.

Методы обучения – это процесс взаимодействия педагога и ученика, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Дидактика различает словесные, наглядные и практические методы обучения. Словесные методы воспитывают у ребёнка культуру общения, прививают умение слушать собеседника и выстраивать своё высказывание. Наглядные развивают эстетический вкус, помогают структурировать полученную информацию. Практические прививают любовь и уважение к работе, позволяют применять свои знания на практике.

Средства обучения – это средство формирования личностных результатов на основе использования педагогом набора материалов для реализации образовательного процесса. Выделяют средства обучения материальные (учебники, текстовый материал, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование) и идеальные (язык, письмо, система условных обозначений различных дисциплин – нотная грамота, математический аппарат, достижения культуры или произведения искусства, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности).

Все средства обучения должны представлять собой образец, на который будет равняться учащийся. Пособия должны выглядеть эстетично, чтобы ученики бережно относились к труду тех, кто их изготовлял.

Стили взаимодействия с детьми – это средство формирования личностных результатов, на основе построения линии поведения с учащимися. Существуют следующие стили взаимодействия с детьми: сотрудничество, наставничество, диктат, попустительство. Попустительство и диктат одинаково разрушительны для личности ребёнка.  

Занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся примерно по следующему плану:

  1. Беседа по теме.
  2. Анализ объекта труда.
  3. Показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов, дополнений.
  4. Составление плана работы.
  5. Самостоятельная работа учащихся с консультацией у учителя.
  6. Обсуждение готовых работ.

Составляя план занятия, педагог должен использовать различные средства и методы обучения. Особенно тщательно педагог должен обдумать и спланировать инструктаж на занятиях. Его цель: привитие учащимся практических навыков; объяснение и показ выполнения трудовых действий; последовательности работы; объяснение правил пользования инструментами.

Анализ объекта труда может быть выполнен примерно по следующему плану:

  • Какие чувства у вас вызывает данная работа?
  • Какие сложности возникли при выполнении данной работы?
  • Интересно ли было выполнять данную работу?
  • Что своего вы добавили в изделие? Или чётко выполняли его по образцу?
  • Потребовалась ли вам помощь других детей или учителя?
  • Какие материалы вы использовали в работе?
  • Вы делились с одноклассниками материалами и инструментами во время выполнения данной работы?  

После анализа продукта обсуждаются дополнения и изменения. Но этот этап следует включать позже, когда дети приобретают ряд практических навыков, поскольку они, не обладая достаточными навыками, могут не справиться с работой или выполнить её грязно, неряшливо, что снижает активность и интерес детей.

Затем составляется план работы:

- По графическому изображению;

- По наглядной инструкции;

- Словесный план;

-  Смешанный план;

- Письменный план.

Следующий этап – самостоятельная работа учащихся с консультацией педагога. Педагог следит во время работы, помогает детям советами. Педагог должен направлять работу в правильном направлении своими тактичными замечаниями и объяснениями. Комментируя спокойным тоном отдельных учеников, педагог фактически работает со всеми, все дети слышат это, стараются перенять хороший опыт, чтобы не повторять эти ошибки.

Для детей, которые не справляются с заданием, педагог ещё раз показывает, как выполнить задание индивидуально, не отвлекая внимание других детей.

Большую помощь ученикам оказывают действия педагога во время демонстрации, при этом он должен строго соблюдать точные приёмы отдельных трудовых операций, правила техники безопасности.

Очень важно проанализировать работу детей. Важно научить учащихся критически относиться к своей работе. Часто, очарованные яркостью своих работ, они не замечают, что небрежно вырезали или пришили детали, видны пятна от клея, фон не соответствует работе и т. д. Поэтому детям нужен дружелюбный, но принципиальный анализ их работы, где педагог вместе с ребятами отмечает все положительные стороны, успешно завершённые этапы работы, а затем обсуждают неудавшиеся и намечает варианты возможных исправлений.

В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовным, содержательным и образно-языковым проблемам. Занятие должно стать средством общения с искусством, средством совершенствования культурного человека.

Учащимся, освоившим виды и техники ДПИ на основе народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче освоить другие виды пластических искусств.

В процессе ознакомления учащихся с декоративно-прикладным искусством важно включить активные средства эмоционального и образного воздействия – слова, музыку и визуальные образы. На занятиях, посвященных народному искусству, необходимо использовать различные виды фольклора – устный и поэтический (сказки, пословицы, поговорки и т.д.), а также музыкальные и визуальные материалы, помогающие учащимся понять целостность народной культуры.  

Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории различных видов рукоделия.  

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение поделки. Техника выполнения таких изделий должна быть несложной, а время, потраченное на изготовление – минимальным, чтобы учащиеся могли быстрее увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, побуждает стремление к самостоятельности. Это изделие должно найти практическое применение в быту (оформление интерьера, в качестве подарка и т.п.)

Учитывая психические и интеллектуальные особенности детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), также предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (учащемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно (при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определённой работы).  

Большое значение в личностном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие занятия по разделам или в конце четверти, которые можно устраивать как праздники.

Занятия декоративно-прикладным искусством представляют собой педагогически организованное общение со школьниками, в ходе которого учащиеся участвуют в процессе совместного мышления, совместной деятельности и создании благоприятных условий для формирования личностных качеств.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся...

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся

     Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок .   Опытный учитель с привлечением истории математики к о...

Формирование личностных качеств учащихся

Формирование личностных качеств учащихся...

Методика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству. Мозаика из камня.

    В условиях художественной школы техника мозаики из камня  вполне приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10 человек. Это связано с технологией....

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур

   Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:1.     Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.2....

Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Декоративно-прикладное искусство является частью национальной и художественной культуры, вобравшее в себя богатый опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, откры...