Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (5 класс)

Программа внеурочной деятельности "Давай научимся читать" адресована учащимся 5-го (6-го) класса общеобразовательной школы. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными во ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном обществе важно сформировать у школьников функциональную грамотность, а показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает усвоение новых знаний и умений.  Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа

«Программа внеурочной деятельности «Давай научимся читать»

(номинация: лучшая образовательная практика по повышению качества образования)

ФИО исполнителя: Сафонова Наталья Гериковна

Должность и место работы исполнителя:

учитель Филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45»-

«Илимская основная общеобразовательная школа»

Введение

Программа внеурочной деятельности «Давай научимся читать» адресована учащимся 5-го (6-го) класса общеобразовательной школы.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными во ФГОС ООО на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном обществе важно сформировать у школьников функциональную грамотность, а показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает усвоение новых знаний и умений.  Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы способствует повышению этого интереса и  формированию потребности использовать чтение как способ познания мира.

Основы смыслового чтения закладываются в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5-6 классах и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Практическая часть

Цели программы:

  • Формирование и развитие основ читательской компетенции
  • Формирование функциональной грамотности учащихся

Задачи:

  • Освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности
  • Учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и оценки информации
  • Активизировать потребность в чтении

Программа рассчитана на 17 часов, время проведения занятия – 45 минут.

Теоретические основы даются дозированно, переплетаются с практической деятельностью, что обеспечивает формирование основ читательской компетенции, побуждает к чтению.

Формы проведения занятий: беседа, практикум, тренинг, игра, конкурс, наблюдение и исследование.

Диагностику читательских умений учащихся возможно провести на первом и последнем занятии (см. Комплект заданий для диагностики читательской грамотности учащихся 5-6 классов, разработанный в 2-х вариантах учителем Сафоновой Н.Г. и успешно представленный на муниципальных педагогических чтениях Шалинского городского округа). Формой предъявления результата является также участие детей в фестивалях и конкурсах, проведенных по данному направлению.

Учебно-тематический план

Тема занятия

1

Практикум- диагностика читательской грамотности учащихся

2

Умею ли я читать? Из чего состоит книга?

3

Зачем я читаю текст?

4

Что такое текст?

5

Заголовок в тексте. Как озаглавить текст?

6

Какую роль играет эпиграф?

7

Наши верные друзья (словари, справочники, энциклопедии)

8

Учимся читать учебный текст

9

Учимся читать учебный текст (практикум)

10

Как читать несплошной текст?

11

Как читать несплошной текст? (практикум)

12

Строение текста разных типов

13

Разговор с текстом: учимся выделять главную мысль, задавать вопросы к тексту

14

Что помогает понять текст?

15

Я прочитал текст: обработка, предъявление и оценка информации

16

Представление портфолио «Мои достижения»

17

Итоговое занятие. Практикум - диагностика читательской грамотности учащихся

Обязательным является требование предлагать для работы текстовый материал из разных предметных областей, что позволяет формировать чтение как универсальное учебное действие для овладения этими дисциплинами.

Реализация программы возможна в том случае, если учитель владеет необходимой базой для формирования читательских умений учащихся, технологией развития критического мышления, исследовательскими и игровыми технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...