Статья на тему: Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке
статья

Соколов Илья Геннадьевич

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколов Илья Геннадьевич

Учитель

ЧОУ «Школа «Эпиграф»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке 

Для каждого ученика глубокие и солидные знания - это задача, которая требует от учителей постоянного совершенствования своих знаний и тщательного обдумывания всех элементов учебного процесса. Однако, если сами ученики не станут первыми помощниками, решившими эту задачу, все усилия учителей могут оказаться напрасными. Основной мотивацией к обучению является интерес к знаниям, и этот интерес следует систематически развивать в каждом ученике. Однако основным условием совершенствования познавательной деятельности младших школьников является содержание и организация учебной программы. При выборе материалов и рассмотрении технологий, которые будут использоваться в классе, учителя должны оценить возможность стимулирования интереса учащихся к изучаемым материалам и поддерживать его как можно дольше.

В таких областях знаний, как психология и философия, игры рассматриваются наиболее подробно как феноменальный человеческий феномен. В методике обучения и методике обучения больше внимания уделяется дошкольникам (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) И школьникам (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.) .). Это связано с тем, что учителя считают игры важным методом обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выдающиеся учителя современности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) Провели множество специализированных исследований игровой деятельности. Арутюнян С.В., Газман О.С., Григорьев В.М., Дьячкова О.А., Фрадкина Ф.И., Щедровицкий Г.П. и др.

Рассмотрели все аспекты игровой деятельности средней школы. В школах такая форма занятий занимает особое место, чтобы каждый ученик активно участвовал в учебной программе, повышая авторитет знаний и индивидуальную ответственность детей за результаты воспитательной работы. Эти задачи можно успешно решить с помощью игровых приёмов обучения. В.П. Беспалько в книге «Составляющие учебной технологии» определяет учебную технологию как систематическое выполнение заранее запланированной практики учебного процесса. Согласно словарю СИ. Ожегова, технология - это совокупность процессов в отрасли производства и научное описание методов производства. Технология (от греч. Techne-искусство, мастерство, умение и логика, от греч. Logos - слова, обучение) - совокупность методов, реализуемых в любом процессе, поэтому технология обучения - это совокупность правил и соответствующих им методов и методов обучения, которые влияют на развитие, обучение и тренировку учащихся.

Игровые технологии - неотъемлемая часть образовательных технологий. Понятие «игровая технология обучения» включает в себя достаточно широкий набор методов и приемов организации учебного процесса в виде различных обучающих игр. В отличие от обычных игр, обучающие игры имеют базовые особенности, четко определенные цели обучения и соответствующие результаты обучения, которые могут доказать их рациональность, выделить их в ясной форме, а также указать на обучение и когнитивную ориентацию. Игровая форма урока создается на уроке с помощью игровых технологий и ситуаций, которые служат средством мотивации и стимулирования учебной деятельности. В мире педагогики игрой считается любое соревнование или соревнование между игроками, поведение которых ограничено определенными условиями (правилами) и направлено на достижение определенной цели (победа, победа, приз).

Обучающая игровая технология позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от копирования действий до преобразования и до основной цели творческой поисковой деятельности. Будет более эффективно, если перед творческими исследованиями будут проводиться мероприятия по воспроизводству и трансформации, и в процессе обучения учащиеся будут овладевать навыками преподавания.

По мнению большинства исследователей, «человеческие» игры выполняют обучающие функции в онтогенезе. Исследователь детства М. Мид де Моз указывал, что игра детей в первобытной культуре обычно является имитацией профессионального поведения взрослых. Дети играли с луками, горшками и домиками. Даже сейчас, когда детские игры изменились не только атрибутами, но и природой, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых - лопатки, ведра и т. д.

Наиболее распространенное мнение о функции игры - тренировка навыков «взрослых» движений. Об этом пишет А. Н. Леонтьев в своей книге «Психологические основы дошкольных игр». Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игры выполняют следующие важные функции:

1. Развлечение (основная функция игры - развлечь, вдохновить, вызвать интерес);

2. Общение: овладеть диалектикой общения;

3. Используйте самореализацию в игре как «полигон для человеческой практики»;

4. Терапия: преодоление различных трудностей в другой жизни;

5. Диагностика: выявление отклоняющегося поведения и самосознания во время игры;

6. Коррекция: внести положительные изменения в структуру показателей личности;

7. Межэтнические обмены: усвоение социальных и культурных ценностей, общих для всех людей;

8. Социализация: интегрироваться в систему социальных отношений и усвоить нормы человеческого сообщества.

Большинство игр имеют четыре основных характеристики (по С. А. Шмакову):

• Бесплатные развивающие мероприятия проводятся только по просьбе детей, цель - получить удовольствие от процесса деятельности, а не просто получить удовольствие от результата;

• Творчество, в основном импровизация, очень активный характер этой деятельности;

• эмоциональное усиление активности, противостояния, соревнования, соревнования и т.д.;

• Наличие прямых и косвенных правил отражает содержание игры, логику и временную последовательность ее развития.

Интерес к использованию игровых технологий в образовании не случаен. Педагоги и психологи видят в игре мощный потенциал преодоления феномена образовательного кризиса и уже много лет успешно используют его в своей деятельности. Игровые технологии обладают большим потенциалом с точки зрения приоритетных образовательных задач: формирование у детей субъективных позиций относительно собственной деятельности, общения и самих себя.

В процессе обучения, с самого начала человеческого общества на его пути развития, игры служили методом передачи обучения и тренировки, а также накопления опыта. Г.К. Селевко отмечал: «В современных школах, которые делают ставку на активизацию и подкрепление учебного процесса, игровые действия используются в следующих ситуациях:

• Как самостоятельный прием для усвоения концепций, тем и даже частей тем;

• Как элемент более широкой технологии (иногда очень важный);

• Как курс или его часть (введение, объяснение, закрепление, практика, контроль);

• Технология как внешкольная деятельность.

Понятие «игровая технология обучения» включает в себя достаточно широкий набор методов и технологий организации учебного процесса в виде различных обучающих игр, отличие которых от общих игр состоит в том, что в них четко определены цели обучения и соответствующие методы обучения. Результат, в свою очередь, был подтвержден, ярко выражен и характеризовался познавательной и познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игр, следует обратить внимание на специфику их трансформации в обучающие игры: ситуация с классной системой обучения не позволяет выражать игры в так называемой «чистой форме». «Учитель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Форма игр в классе создается с помощью игровых навыков и ситуаций в классе. Ее следует использовать как средство мотивации для стимулирования учащихся к участию в учебной деятельности.

Форма игр в классе включает в себя игровые навыки и ситуации как средство мотивации учащихся к участию в учебной деятельности. Широкое использование предметов, визуализаций и игрушек способствует развитию ассоциаций и метафорических воспоминаний.

Но если ученики начальной школы, пятого класса и даже шестиклассники ценят внешние развлечения, тогда в подростковом возрасте будет стремление к взрослой жизни. Старшеклассникам интересны вещи, требующие самостоятельного мышления, для них характерно стремление к обобщениям и поискам общих признаков и закономерностей. Одна из характеристик школьных игр - направленность речевой деятельности. На смену тематическим сюжетным играм приходят ролевые, сюжетно-ролевые и коммерческие игры, имитирующие отдельных людей, группы и деятельность организации.

Такие игры должны мобилизовать все силы, навыки и опыт школьников, чтобы они могли приобрести социальные навыки. В то же время студенты учатся оценивать ситуацию, ориентироваться в различных ситуациях и отстаивать свое мнение. Не следует забывать обучающие игры. Этот тип игры помогает развить психологическую подготовку детей к языковому общению, обеспечить естественную потребность повторять языковые материалы много раз, а также научить учащихся выбирать подходящие материалы для подготовки к спонтанной речи. Игры помогают сделать повторяющиеся действия более интересными. Игры дают детям возможность проявить навыки реакции в общении, проявить самостоятельность в решении речевых задач, мобилизовать внутренние резервы. Эти игры учат студентов творчески использовать навыки презентации.

Таким образом, при соблюдении определенных требований использование игр может повлиять на личностные потребности ученика-область мотивации. Пробуждение устойчивых интересов приведет к активизации познавательной и психологической деятельности, что, в свою очередь, влияет на процесс самовыражения и самореализации детской личности, помогает сформировать положительную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка

В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания. Введение Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общест...

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре....