Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты
план-конспект занятия (8 класс)

Шерстнёв Эдуард Валерьевич

Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_urok_24.docx64.13 КБ

Предварительный просмотр:

План

проведения занятия с кадетами 8-ого класса

 по основам военной топографии

Тема №2: «Ориентирование на местности без карты»

 

Занятие № 1 (Урок № 24): «Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты»

  Учебные цели: 1. Ознакомить учащихся со способами ориентирования на местности.

                   

Учебные вопросы:  1. Азимут (определение, понятие). Определение азимута.

                                    2. Движение по азимуту.

Время: 40 минут (40 минут)

Место: класс

Руководства и учебно-материальная база: Военная топография. Учебник.

Ход занятия.

1. Вводная часть (5 мин.) – прием доклада командира о готовности класса к занятию,    проверка личного состава, внешнего вида.

2. Основная часть (30 мин):

- Первый учебный вопрос: «Азимут (определение, понятие. Определение азимута» - раскрыть понятие азимута, довести порядок определения азимута.

- Второй учебный вопрос: «Движение по азимуту» - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Заключительная часть (5 мин.) – подведение итогов занятия, указать на недостатки, объявить оценки, дать задание на самостоятельную подготовку.

Преподаватель: _____________________________________

«__» ______ 2021 г.

Движение по азимутам

Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки. Чтобы определить азимут на местности, надо:

– стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;

– ориентировать компас, т. е. подвести его нулевое деление (или букву «C») под затемненный конец стрелки компаса;

– вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;

– против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:

– установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;

– повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

– поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Включить звук

C помощью компаса можно определить угол между направлением на север (направлением магнитной стрелки компаса) и направлением на наблюдаемый предмет. Этот угол, измеренный по ходу часовой стрелки, называется магнитным азимутом.

В войсковой разведке магнитным азимутом пользуются при целеуказании, определении и выдерживании направления движения и в других случаях.

Для определения магнитного азимута на предмет (цель) с помощью компаса Андрианова он поднимается в горизонтальном положении с освобожденной магнитной стрелкой на высоту 10–12 см ниже уровня глаз, затем поворотом компаса под северный конец стрелки подводится нулевой штрих лимба, другой рукой, не сбивая положения стрелки и корпуса, поворачивается крышка с визирной линией (линией, проходящей через прорезь и мушку) в направлении на предмет (цель). Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать для этой цели компас до уровня глаз, так как при этом сбивается ориентировка компаса (лимб и стрелка не видны) и точность измерения не повышается, а снижается. Оптимальная точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова 2–3°.

C помощью артиллерийского компаса азимут можно измерить несколько точнее. Для этого компас с откинутой на 45° зеркальной крышкой берется пальцами обеих рук за корпус снизу и поднимается до уровня глаз; по визирной линии, проходящей через центр компаса и прорезь в основании зеркальной крышки, компас направляется на цель; поворотом совмещается нулевой штрих лимба с северным концом стрелки и снимается отсчет угла на лимбе против визирной линии у основания крышки. Это и будет магнитный азимут на цель. Контроль ориентировки компаса осуществляется по отражению в зеркале крышки. Нахождение направлений по указанному азимуту с помощью компаса производится в обратном порядке. Сначала устанавливают на лимбе нужный азимут. Компас Андрианова ориентируют и примерно определяют указанное направление на местности; затем, повернувшись в том направлении и держа компас на уровне 10–12 см ниже глаз, точно ориентируют его и визируют на местности установленный магнитный азимут. Для того чтобы запомнить это направление на линии визирования, замечают удаленный ориентир, который в последующем не теряют из виду. Артиллерийский компас держат в руке на уровне глаз и поворачиваются, глядя в зеркало, до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не подойдет к нулевому отсчету лимба; затем на линии визирования замечают ориентир, направление на который и будет направлением установленного на лимбе магнитного азимута.

Движение по азимутам – способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса; он применяется при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), а также при отсутствии карт на незнакомой местности. Данные, необходимые для движения по азимутам (магнитные азимуты направлений между точками поворота на маршруте и расстояния между ними), определяют по крупномасштабной карте. На ней определяют маршрут и точки поворотов у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (перекрестки дорог, мосты, отдельные строения). Расстояния между ориентирами при движении днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км, а при движении на машине и выдерживании направлении движения по гирополукомпасу – 6—10 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще.

Для движения по заданному азимуту надо:

– изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;

– начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;

– определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);

– все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.

Придя на исходный пункт, следует:

– ориентироваться по компасу;

– установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере – 335°);

– плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки, тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту – 335°;

– в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;

– у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Дирекционные углы направлений на точки поворотов измеряются транспортиром, артиллерийским кругом или хордоугломером. Измеренные дирекционные углы направлений переводят в магнитные азимуты по формуле

Ам = а– (±ПН),

где Ам – магнитный азимут; а – дирекционный угол; ПН – поправка направления[3].

Данные, необходимые для движения по азимутам, оформляют на карте, специально составленной схеме маршрута или в таблице.

Таблица 8. Данные, необходимые для движения по азимутам

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/428006_94_i_154.png

Движение по азимутам начинается с исходной точки, на которой с помощью компаса находят нужный азимут направления движения на местности. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (по спидометру, парами шагов, по времени). В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода оставляют знак или одного-двух разведчиков, а ориентир разыскивают в радиусе, равном 0,1 расстояния, пройденного от предыдущего ориентира. Для выдерживания направления в движении кроме периодического уточнения направления по компасу используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра и другие вспомогательные признаки. Для движения по азимуту ночью нужно перед выходом (при подготовке к действиям) подержать компас на яркую электрическую лампу или солнце, чтобы зарядить светящиеся части. Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов. При наличии видимости через препятствие:

– заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;

– обойти препятствие и продолжать движение от замеченного ориентира; ширину препятствия определить любым способом (на глаз, по известной угловой величине ориентира и т. д.) и прибавить к пройденному расстоянию.

Другой способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимуты и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. АЗИМУТ.

Что такое ориентирование и какие способы для этого существуют. Стороны горизонта и как определяется азимут....

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема "Ориентирование на местности. Азимут".

Технологическая карта урока географии в 5 классе составлена на основе учебной линии "Полярная звезда". Это первый урок в разделе "План и карта"....

Методическая разработка на тему: «Азимут и ориентирование на местности»

Ценностный компонент занятия: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность ...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Движение по азимуту. Особенности ориентирования на местности без карты

Азимут (определение, понятие). Определение азимута.                   Движение по азимуту...