Эссе по основам православной культуры "Женщина в православной церкви"
проект

Дмитриева Лидия Николаевна

     Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Будем говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаиваю точку зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, призывает уважение к мужу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_esse_dmitrieva_l.n.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основы религиозных культур и светской этики: Формирование профессиональных компетенций педагогов для преподавания основ духовно-нравственной культуры.

Эссе на тему: «Женщина в православной церкви»

Обучающаяся: Дмитриева Лидия Николаевна, учитель истории МОУ Деденевская СОШ им.Н.К.Крупской Дмитровский г.о. Московская область

апрель

2022 г.

Оглавление:

  1. Введение. Роль женщины в православной церкви. Актуальность вопроса.

II.           Служение женщины в Православии:

               1.Женщины у истоков православия

               2. Женщина в благотворительности и милосердии

               3. Женщина – мать и супруга.

  1. Служить церкви – служить людям.

  1.         Заключение.

VI.         Список использованных источников.

Введение.

Какую роль занимают женщины в Православной Церкви? Этот вопрос задаёт не одно поколение людей на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. Размышляя над этим вопросом, мы приходим к выводу, что за последние две тысячи лет назначение женщины во всем Мире нисколько не изменилось. Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе.

     Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Будем говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаиваю точку зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, призывает уважение к мужу.

       Все, чему нас учат Священное Писание, Церковь, как и раньше актуально, жизненно, и неизменно остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2, 18). На шестой день Своего творческого акта Бог создает человека. С благоговением читаем об этом в книге Бытие: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт. 1: 26) [1, с. 6]. Согласно хронологическому порядку – «ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2: 13) [3, с. 719]. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2: 18) [1, с. 6]. Как это было: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2: 22-23) [1, с. 6-7]. Согласно Евангельским рассказам, Иисус не исключает из общности Церкви женщин, более того, Он называет их Своими сестрами. Он позволяет Женщинам – Марии Магдалине, Марии матери Иакова, Саломее, Сусанне и другим – не только служить Ему (Лк.8:3) [3, с. 210], но и уйти из дома, сопровождая Его на проповедях перед народом. Свою любовь Он проявляет к женщинам отверженным, униженным, изгоям общества, тем самым возрождая их достоинство и проявляя таким образом Свою Любовь.

Слово «помощник», используемое для характеристики женщины, в Ветхом Завете используется еще девятнадцать раз, и семнадцать из них — как помощь Божья, помощь Святого Духа. Таким образом, роль женщины как помощницы мужчины очень важна и ответственна. Это помощь, без которой просто невозможно обойтись. В наше время феминизм давно вышел за рамки борьбы за равные права для мужчин и женщин. Права на образование, голосование на выборах, владение имуществом доступны для женщин абсолютного большинства цивилизованных стран. Проблемы равенства полов стали менее очевидными, но, конечно, не исчезли полностью. Вопрос лишь в том, как эти проблемы решать. Исторический опыт показывает, что борьба за права отдельных групп людей неизбежно приводит к ущемлению прав и свобод других категорий граждан. Сейчас мы наблюдаем этот процесс в западных странах, где люди публично просят прощения за то, кем они родились: определённое сочетание цвета кожи и половой принадлежности автоматически обязывают человека становиться на колени по каждому требованию прогрессивной общественности. В долгосрочной перспективе это может привести к ответной реакции со стороны новых «угнетённых», и вряд ли этот путь ведёт к миру и взаимоуважению.

Через две недели после Пасхи православная церковь празднуют день святых жен-мироносиц. Жены-мироносицы стали первыми свидетельницами и проповедницами Воскресения Христова: свой «титул» они получили как раз потому, что несли благовонное масло (миро) ко гробу своего Учителя, чтобы должным образом завершить обряд Его погребения. Но застали пустой пещеру, в которой был похоронен Христос. А явившийся им ангел, рассказал, что не стоит искать живого с мёртвыми. Жены-мироносицы были и среди тех, на кого через пятьдесят дней после Воскресения Христова в виде огненных языков сошёл Святой Дух. Они подали пример последующим поколениям христианок, которые теперь были в праве посвятить себя не только замужеству и рождению детей. Многие девушки предпочитали так и оставаться девами, избирая путь служения Богу. Существовал даже особый церковный чин – диакониссы. Они становились наставницами для тех, кто готовился к принятию Крещения, прислуживали во время богослужений, занимались делами милосердия.

Великое совершенство Божьего замысла, где есть мужчина и женщина взаимоотношения которых находятся в гармонии. Для меня четко определено, что Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. Иисус показал равную ценность души мужчины и женщины перед Богом. Женщины были среди Его учеников, они служили Ему. Иисус Своей любовью и прощением поднял статус женщины.

        В истории Русской Православной Церкви был период, когда от женщин зависело её существование. Советская пропаганда всеми силами боролась с «религиозными предрассудками», храмы рушили, духовенство подвергалось репрессиям и гонениям, как и другие «враги народа». Сохранить народную память о Боге, спрятать на чердаках и в подвалах уцелевшие святыни, переписать заученные наизусть тексты молитв – всё это смогли сделать православные женщины. Только они зачастую имели возможность пройти на богослужения мимо дружинников, дежуривших у храмов во время церковных праздников. Нам, нынешнему поколению, надо помнить о них и о всех тех сестрах и матушках, которые не жалели сил, сохраняли Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь, да и просто ради того, чтобы помочь чем-то одному конкретному ближнему. Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти безвозвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что их гонители называли «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жизни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени.

Их простая, чистая вера стала тем ростком, из которого выросли новые поколения христиан. Почти у каждой из нас, детей 1970-х, первый разговор о Боге был с бабушкой. Моя бабушка, незаметно и ненавязчиво для моих родителей-атеистов, окрестила меня в годовалом возрасте, а по вечерам, укладывая спать, читала мне на ночь «Отче наш»…

Безусловно, милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет человеческую задачу и задачу христианскую. Думаю, что человеческая задача проявляется в плане профессиональной деятельности, христианская – посвящение себя ближнему. Отсюда следует, сестра милосердия – это символ сострадания и любви к ближнему, помощь страдающим, обездоленным, образование малообеспеченных. Высоко ценю, что такая женщина делиться с ближними своим душевным теплом, сохраняет «чувствительное сердце». В истории есть много примеров подвига женщин в благотворительности и милосердии. Например, в 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности. Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых.    Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность. Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Федоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих. Она основала Марфо-Мариинскую обитель.

       Еще самое главное предназначение женщины – быть матерью. Все в ней Богом устроено для вынашивания ребенка. И апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие, то есть через рождение детей может угодить Богу и получить блаженство в будущей жизни». (1 Тим. 2:15) [3, с. 719].Первоначальное воспитание детей лежит на матери; а воспитание не должно быть иным, как в духе веры и нравственности. Насколько сумеет мать внушить веру, каким молитвам научит своих детей, как утвердит их в правилах христианской любви, так и получит за их воспитание соответствующую награду. Поэтому, отцы и матери сами должны быть достойным примером: глубоко верующими, любящими, честными, чтобы воспитать себе подобных. Образ идеальной женщины в христианстве – это Мария – Мать нашего Господа Иисуса Христа. «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28) [3, с. 177]. Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью Сына Божьего. Но, она могла отказаться! Мария знала Бога и любила его, она доверяла Господу и это открыло путь для рождения Христа. Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг нее! Материнство, чудо рождения детей – особый, удивительный дар от Господа, который приближает женщину ближе всего к Творцу и дает ей возможность острее всего ощутить и познать ответственность и глубину переживаний за рожденное дитя.

     Забота о детях, проявление радости материнства, любовь ко всему, что связано с рождением и воспитанием детей, придает женщине особую внутреннюю красоту и прелесть. Значит, материнство – это особое чувство, это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Дети – это Божий дар (Псалмы 126:3-5). Им необходимо оказывать поддержку, заботиться о них. Основной смысл - «в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им. Материнство не может быть рутинным и неприятным. Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекается ним в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни, будь он подростком, молодой особой или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее любовь, опека, наставления и одобрение неизменны!

       Женщины – образец православного супружества! Приведем некоторые примеры женщин, оставивших нам светлый образ жены – преданных и верных спутниц, «плоть от плоти» своих мужей. «Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».       

       История жизни Праведных Богоотца Иоакима и Анны, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте  Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих. Святые Петр и Феврония так же дали пример идеальной христианской семьи. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога умереть в один день. По воле Божьей так и случилось. Хотя погребение производилось в разных обителях, на следующий день обнаружили их вместе лежащими, как они и завещали. Это примеры женского достоинства, верности, преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности жены к мужу. На мой взгляд, данное предназначение женщины сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство супружеской, материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина преданности, нежности и любви, но и ответственности. Церковь- это семья! Она немыслима без женщины – жены, матери, мудрой хранительницы домашнего очага. Женщина – продолжатель жизни на земле, значит, роль ее действительно особая! Церковь как институт также немыслима без женщины. Сегодня, когда Церковь возрождается, кто может воспитать новое поколение современных православных? Только женщина-мать, жена. Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно, помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного труда православной матери оно практически невозможно. Перед каждой из нас стоит сверхзадача: сочетать в себе все предназначения, данные нам Богом.

В отличие от некоторых других вероучений—таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе—православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п. «Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключается главный и обобщающий принцип всего православного сознания. Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

     Нам, живущим в третьем тысячелетии, нужно сделать так, чтобы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с конкретным зрительным образом, а с определенными человеческими и чисто женскими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом, с Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека. Уважение и взаимное принятие никогда не произрастают из борьбы, даже самой благородной. И, наверное, именно сердечности нам порой не достаёт, чтобы услышать оппонента! Ни одно высокоумное поучение подчас не сравнится с сердечностью и терпением, которые так ценятся в Женщине.

Список использованных источников:

  1. Библия. - М: Библейские общества, 1995. - 1008 с.
  2. Григорий Богослов, святитель. Святые отцы церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. – М.: Сибирская благозвоница, 2011. – 384 с.
  3. Новый Завет. – М.: Правило веры. Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь, 1999 -  829 с.    
  4. Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml 
  5. Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых. [Электронный ресурс]. Адрес: https://pravoslavie.ru/32790.html.
  6. А. Моисеенков, «Жены-мироносицы. Чудо обыкновенной любви», 15.05.2016г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html.
  7. Иван Васильевич Баженов «Положение женщины в христианстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 14 июня 2019 года) https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/
  8. (Женщина – жена и мать в свете Библии.  [Электронный ресурс]. Адрес:poslannikmira-detyam.jimdo.com)
  9. [Электронный ресурс]. Адрес: http://voskrcerkov.ru/2013/07/08/svyatye-blagovernye-knyaz-petr-i-knyaginya-fevroniya-muromskie-chudotvorcy-†1227
  10. Роль женщины в православной церкви Православный журнал... № 4 (48) апрель 2007 Электронный ресурс]. Адрес foma.ru›rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные Таинства Православной Церкви

Урок по православной культуре по программе В.Д.Скоробогатова в 9 классе...

Тематическое планирование предмета "Основы православной культуры" для 6 класса. Раздел "История церкви"

Тематическое планирование составлено к учебнику и программе "История христианской церкви" Щербаковой Е.В. и учебнику "История христианства. Духовные традиции и культура" под ред. Сахарова А.Н. Планиро...

Эссе "Я- учитель!" для регионального этапа конкурса "Учитель года Кубани по основам православной культуры"

Раскрытие мотивов выбора учительской профессии, отражение собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире....

Соборы и церкви Московского Кремля.. Презентация к урокам МХК, Основам Православной культуры.

Соборы и церкви  Московского Кремля.. Презентация к урокам МХК, Основам Православной культуры....

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.

Выступление обучающихся на Городской ученической конференции «Сохранение нравственных ценностей и укрепление духовного единства» в рамках Московских областных Рождественских чтений...

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.

Городская ученическая конференция «Сохранение нравственных ценностей и укрепление духовного единства» в рамках Московских областных Рождественских чтений...

Эссе на тему:"Женщина в православной церкви"

Красавица-миру на диво,Румяна,стройна,высока;Во всякой одежде красива,Ко всякой работе ловка.                 Н.А.Некрасов Христианство- единственная ...