Методика выявления одаренных детей на раннем этапе развития
статья

Хохулина Алина Михайловна

Статья, описывающая опыт работы по выявлению и диагностике особо одаренных детей в детской эстрадно-вокальной студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vyyavleniya_odarennyh_detey.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОРАНИЕНБАУМ"

198412, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г. ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А, Т. 422-50-88

 «Методика выявления одаренных детей

на раннем этапе развития»

Авторы:

Лукашина Елена Михайловна –

 директор, старший методист;

Назарова Елена Александровна,

педагог дополнительного образования

объединения эстрадно – вокальная студия «Модерн»;

Хохулина Алина Михайловна,

концертмейстер

12.04.2022 г.

часть I

Выявление на раннем этапе развития учащегося,

его степени одарённости методами диагностики.

        Музыкально - одарённые дети – это особые дети с ярко выраженным музыкальным талантом, с особым музыкальным внутренним миром и углублёнными знаниями. Одарённость ребёнка в творческой деятельности нуждается в особом внимании педагога. Чем раньше педагог расставит приоритеты в музыкальном развитии ребёнка, тем легче и быстрее будет результат.

В эстрадно – вокальной студии «Модерн» педагоги стремятся создать все благоприятные условия для развития таких детей. Студия - уникальное объединение с особой творческой атмосферой, педагогикой сотрудничества между педагогами, воспитанниками и их родителями. Используя методы педагогической диагностики, конструируют образовательный процесс на основе индивидуально-дифференцированного подхода и субъектного взаимодействия. Как правило, на занятиях «ансамбль» учащиеся исполняют сложные сольные партии или вокализы, а на занятиях по вокалу (индивидуальные занятия по постановке голоса) подбираются индивидуальные (более сложные) упражнения для развития голосового аппарата и музыкальные произведения (методом подбора репертуара по индивидуальному маршруту).

И тут на первый план выходит такое понятие как «способности», то есть уровень внутренней подготовленности и грамотности ребёнка. На мой взгляд «способность» – это наиболее быстрое и грамотное решение поставленной задачи. Говоря о степени выявления на раннем этапе одарённых детей нужно в первую очередь понимать, что мы будем иметь дело с разной степенью способности  этих детей. Так же будут сказываться возрастные особенности. Всё это следует учесть при составлении диагностических тестов и анкет для воспитанников.

Различные методы выявления и диагностика талантливых детей позволяют раскрыть склонности и интересы в углублённом изучении отдельных областей музыкальной культуры.

На основании диагностических материалов, выявляя одарённых детей, педагог ставит перед собой задачи в обучении и приобщении воспитанников к музыке.

Данные исследования нужны для того, чтобы у воспитанника, которого мы называем одарённым, развивались музыкальные способности.

Участие в различных проектах (вокальные конкурсы, музыкальные олимпиады и смотры, музыкальные сказки, презентации авторских песен и дисков, и т.д.) стимулирует развитие одарённых детей. Принимая участие в таких мероприятиях на 3-5 годах обучения, мы получаем (с помощью определённой системы оценок) результат, который заносится в таблицу успеваемости. Таблица успеваемости рассчитана только для одарённых детей и включает в себя: динамику усвоения основных составляющих музыкального воспитания (ритм, слух, вокальные навыки и умения, разноуровневую динамику результативности выступлений).

Диагностика – это средство управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и процесса обучения в объединении. Критерии оценки результатов диагностики: уровень обучения воспитанников, теоретические знания, знания технологии, уровень овладения практическими навыками умениями. Формы проведения диагностических срезов: контрольное занятие, зачётная работа, экзамен, защита проекта, открытое занятие и т.д.

часть II

Диагностики развития музыкальных способностей учащихся за период 5 -летнего обучения.

Цель диагностики учащихся – изучение качественных показателей достижений детей и составление объективного представления об индивидуальной траектории развития каждого учащегося в студии.

Задачи итоговой диагностики:

  1. Изучить особенности к разным видам музыкальной деятельности.
  2. Изучить особенности музыкальных способностей.
  3. Определить позиции детей в музыкальной деятельности с дальнейшим выявлением заинтересованных и музыкально - одарённых.

 Методы педагогической диагностики:

 -индивидуальные беседы с ребенком;

 -наблюдения на занятиях за детьми в музыкальной деятельности;

 -диагностические игровые ситуации;

 -диагностические игры и музыкальные тесты;

 -анкетирование родителей.

Данная диагностика, учитывает достижения современной музыкально – педагогической науки и разработана к программе «Эстрадно – вокальная студия «Модерн» в соответствии с требованиями Федеральный закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. В одно из направлений «Художественно-эстетическое развитие», входит образовательная область «Музыка».

 Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

 • развитие музыкально художественной деятельности и выявление на раннем этапе развития одарённых детей;

 • приобщение к музыкальному искусству с целью дальнейшей профориентации

 Решение этих задач в свою очередь реализуется с помощью следующих разделов:

 • Слушание музыки

 • Пение вокальных произведений

 • Музыка и движения

 • Изучение основ эстетики, нотной грамоты и игра на детских музыкальных инструментах

 • Музыкальное творчество и сценическое движение (песенное, танцевальное, игровое)

 Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей в студии, нужны постоянные наблюдения на протяжении всего обучения с проведением диагностических срезов развития: голосовых данных и диапазона, слуха, ритма, музыкальной памяти.

В ходе исследования осуществляется тестирование и диагностирование воспитанников в группах по годам обучения, данные заносятся в таблицы с подсчётами и дальнейшим анализом итоговых диаграмм (входная, промежуточная, итоговая диагностика).

Данная диагностика позволяет выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры:

  • Музыкальность.
  • Эмоциональная отзывчивость
  • Творческие проявления в музыке
  • Внимание.
  • Музыкальная память.
  • Пластичность и гибкость в сценическом многообразии номера

 Результаты диагностики отражаются в:

 • графике развития детей;

 • сравнительной таблице результативности работы за определенный период

Таким образом, можно подвести некоторые итоги: воспитанники, обучающиеся в студии, на протяжении 5 лет обладают высоким уровнем развития музыкальных навыков. Учащиеся эмоционально переживают музыку, с интересом отзываются на нее, а это является первым признаком наличия и развития музыкальности у детей за период 5 лет обучения.

На протяжении (25-летней) работы студии мы наблюдаем чёткую положительную динамику. Разработанные диагностические материалы дают чёткое представление о степени подготовки и развития воспитанников.

   Проанализировав результаты диагностик по музыкальному воспитанию  можно сделать следующие выводы:

- развился у детей музыкальный слух (различные его виды: динамический, тембровый, ладовое чувство, чувство ритма);

- сформировались певческие навыки (артикуляция, певческое дыхание, дикция и др.);

- сформировалось и усовершенствовалось качество звучания голоса: чистоту интонирования, тембра, диапазона, полетность и подвижность голоса.

- научились выразительно исполнять песни для более яркого и глубокого их переживания, с пением в микрофон и под фонограмму.

Это дает четкое представление о том, что данная работа может быть положена в основу совершенствования учебно-методических комплексов по музыкальному воспитанию детей.

(Раздаточный материал для педагогов дополнительного образования)

Личная карта одарённости учащегося

«Эстрадно – вокальной студии «Модерн»

  1. Сведения об учащемся.

Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, телефон, данные о родителях, анкета «Мои интересы»

  1. Результаты развития учащегося в процессе обучения.

Параметры исследования: ритм, слух, диапазон, интонация, артистичность.

  1. Репертуар учащегося по дисциплинам и  годам обучения.

Индивидуальный маршрут учащегося. Дисциплины: «Ансамбль» (1-5 год обучения), «Вокал» (3-5 год обучения)

  1. Диагностические тесты и выводы по годам обучения.

Диагностика успеваемости, уровень подготовки, степень освоения дисциплин, сведения о переводе на следующий учебный год по итогам формы фиксации и карты результативности.

  1. Динамика результативности учащегося по годам обучения.

Таблица.

  1. Динамика усвоения дисциплин по годам обучения.

Сводная таблица и выводы успеваемости.

  1. Творческие достижения учащегося.

Мероприятия различного уровня, дата и место проведения.

Сведения об учащемся

Ф.И.О.

год рождения

домашний адрес

телефон

данные о родителях

Примечания

(самостоятельный уход домой)

Результаты развития учащегося в процессе обучения

Параметры исследования

I полугодие

II полугодие

Итоги за учебный год

Примечание

1.

Ритм

2.

Слух

3.

Диапазон

4.

Интонация

5.

Артистичность

Репертуар учащегося по дисциплинам и  годам обучения

Индивидуальный маршрут

I год

обучения

II год

обучения

III год

обучения

IV год обучения

V год обучения

Упражнения на дыхание

*

*

*

*

*

Упражнения, распевы

*

*

*

*

*

Классический репертуар

*

*

*

*

*

Эстрадный репертуар

*

*

*

*

*

Джазовые репертуар (из мюзиклов)

*

*

Авторские произведения

*

*

*

Конкурсные произведения

*

*

*

*

Динамика результативности учащегося по годам обучения

Уровень (конкурсы, фестивали, акции, концерты…)

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

5 год обучения

1.

Международный

*

2.

Всероссийский

*

*

3.

Городской

*

*

*

4.

Районный

*

*

*

*

5.

Уровень учреждения

*

*

*

*

*

Динамика усвоения дисциплин по годам обучения

Ансамбль

Сольфеджио

Эстетика

Вокал

Сценическое движение

Итоги в %

1.

%

%

%

2.

%

%

%

3.

%

%

%

%

4.

%

%

%

%

%

5.

%

%

%

%

Творческие достижения учащегося

Мероприятие

Дата

проведения

Место проведения

Результативность

(дипломы, грамоты, благодарности, статья и фото в газете и т.д.)

Прочие

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностические методики по выявлению одаренности детей

Система психодиагностических методик по выявлению одаренных детей...

Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...

Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей. Этапы психологической диагностики.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестиро...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА – КАК МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Разработка посвящена раскрытию потенциала рейтинговой системы как методике выявления одаренных детей, мотивированных на занятия техническим творчеством. В ней представлен опыт реализации рейтинговой с...

методика выявления одаренности детей

Методика выявления одаренности детей. Методики самодиагностики. Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника Определить собственный уровень самооценки школьник смож...