ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
учебно-методический материал

Савченко Екатерина Сергеевна

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_vospitaniya_v_shkole-2020.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Алкинская ООШ»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МКОУ «Алкинская ООШ»  является основной общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года составляет 77 человек, численность педагогического коллектива – 9  человек. (2 внешних совместителя)  Обучение ведётся с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование.

    МКОУ «Алкинская ООШ»  (далее – школа) - это  сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются менее ста учащихся. Нет ставок педагога дефектолога, психолога, качество сети Интернет невысокое  и др. Данные факторы не могут не вносить  особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и  положительные стороны.

Социокультурная среда поселка более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наш  школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания.

 Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села.

Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Многие педагоги школы родились в нашем поселке, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что  способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,  школьниками и их родителями.

В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.

   Таким образом,  создавая  условия для  ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,  учитываем особенности сельской школы.

    В процессе воспитания сотрудничаем с Домами  досуга с.Алкин, Сулкет, Малая Кочерма администрацией Алкинского МО, КДН и ЗП, ПДН ОВД Куйтунского района. Принимаем участие в проектах, конкурсах и мероприятиях сельского, районного и областного уровня.  

    В школе функционирует школьное самоуправление, РДШ,  работает школьный краеведческий музейный уголок.

      Процесс воспитания  основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

 - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

 - ориентир на создание  психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

  - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые  объединяют детей и педагогов содержательными событиями,  позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

  - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

  -  ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

  -  коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ  результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;

  - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

  - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

  - явление ключевой фигурой воспитания в школе  классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую  функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. 

Достижению поставленной цели воспитания школьников  способствует решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.

Для этого в Школе используются следующие формы работы

На внешкольном уровне:

  •  социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
  • патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии Школы,  с 9 мая 2015 года шествие жителей с. Алкин с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
  • экологическая акция «Мы за чистое село» (в сборе мусора по улицам поселка активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки);
  • здоровье сберегающая  акция «мы за ЗОЖ» (традиционные четыре дня здоровья (осень, зима, весна и лето));
  • открытые дискуссионные площадки –  комплекс открытых дискуссионных площадок.
  • общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках  обсуждаются насущные проблемы;
  • Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
  • проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
  • досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы  ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;
  • концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников  в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.
  • Традиционные сельские гуляния (Троица, проводы зима и.т.д)

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
  • День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
  •  День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
  • праздники, концерты, конкурсные программы  в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок»  и др.;
  • Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
  • Одаренные дети (НПК) (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)  

  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
  • «Посвящение в первоклассники»;
  • «Посвящение в пятиклассники»;
  •  «Первый звонок»;
  •  «Последний звонок».
  • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
  • еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
  • награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе  «Лучший класс школы».

На уровне классов: 

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные  походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающимисяя или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности !!!!!!!!!!Кружки русского языка и математики, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным  проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности !!!!!!!!!!!!, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности !!!!!!!!, направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности !!!!!!!!!!!!!!,  направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности  !!!!!!!!!!!!!!!!, направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.  

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности !!!!!!!!!!!!!, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.  

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета обучащихся школы (далее СОШ), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне: 

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе 

Структура ученического самоуправления:

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

          Создание  общественного движения «Планета детства» – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся школы, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Делится на три возрастные группы:

Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. (Это посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с ДК по проведению культурно- развлекательных мероприятий; помощь в благоустройстве территории Детского сада «Ромашка»;  участие школьников в работе на прилегающей к школе территории  и т.п);
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: детско-юношеское движение «Планета детства» имеет эмблему, флаг, галстук. Флаг представляет собой полотнище сине-зеленого цвета, символизирует процветание планеты. Галстук также сине-зеленого цвета. Эмблемой объединения является изображение цветка как символа роста, жизни. Его сердцевина – земной шар (планета) с тремя лепестками, символизирующими три возрастные группы в составе объединения. Желтый лепесток – символ тепла, радости и света, красный – положительной энергии, синий – чистоты, мира);
  • участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
  • регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
  • выездные экскурсии в музей,  на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.

3.8. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры:  деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет;
  • освоение школьниками основ профессии в рамках  курсов внеурочной деятельности.  

3.9. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа  – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
  • участие школьников в конкурсах школьных медиа.

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, актового зала, окна и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • Общешкольный  родительский комитет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  •      педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классных руководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
  •   взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости 

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. В качестве школьных экспертов могут привлекаться  учителя-предметники и классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Анализ проводится с использованием анкет, опросников, мониторингов

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных результатов учащихся по итогам независимых оценочных процедур, стабильные результаты ЕГЭ, ОГЭ. Высокий уровень мотивации учащихся к участию в научно-практических конференциях, многопрофильных олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности. Низкий процент заболеваемости и пропусков занятий.  Отсутствие случаев преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма.

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

У некоторых обучающихся существуют проблемы в отношении к обучению и формулированию целей и мотивов к самоопределению, в том числе и профессиональному.

Повышенное внимание к качеству реализации модулей: «Работа с родителями» и «Профориентация» программы воспитания

  1. Воспитательная деятельность педагогов

Подавляющее большинство учителей и классных руководителей имеют квалификационные категории. Педагоги и классные руководители не испытывают затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности.

Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для школьников детско-взрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные отношения со школьниками.  Классные руководители стремятся стать для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

- недостаточный уровень сформированности у молодых педагогов компетенций в сфере организации воспитательной работы в классном коллективе;

- высока доля педагогов старше 25 лет;

Развитие системы взаимного наставничества педагогов и классных руководителей старшего возраста, с одной стороны, и молодых педагогов и классных руководителей, с другой стороны, направленной на преодоление профессиональных дефицитов в воспитательной работе.  

- высокая мотивация педагогов старше 25 лет к освоению компетенций по использованию в воспитательной работе возможностей информационных систем, виртуального пространства, интернет-технологий;

3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.

Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Отсутствие вакансий.  Рост контингента обучающихся и количества классов-комплектов. Воспитательная деятельность сопровождается достаточным нормативным обеспечением.  

Классные руководители и педагоги имеют чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности. Администрацией школы создаются условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой подготовки на базе ИРО. Школьные педагоги и классные руководители поощряются администрацией школы за хорошую воспитательную работу со школьниками (через стимулирующие выплаты).

Выявленные проблемы

Пути решения проблем

- доминирование традиционных подходов к процессу воспитания, иногда приводящим к росту непонимания между педагогами и обучающимися в организации воспитательной деятельности;

- отсутствие заинтересованности у педагогов и классных руководителей в реализации инновационных проектов в сфере воспитания

Выявление профессиональных дефицитов педагогов в сфере коммуникации с подрастающим поколением и разработка программы, направленной на преодоление выявленных затруднений в воспитательной работе.

Развитие системы стимулирования инновационной деятельности педагогов в области воспитания.

Иные проблемы, выявленные в результате анализа, могут быть решены посредством реализации программы воспитания. Это повлечёт за собой развитие инновационного потенциала и организационной культуры образовательного учреждения с ориентацией на выявление, поддержку и развитие талантливых, творческих детей как основы совершенствования качества результатов деятельности школы.

* ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

        1-4 КЛАССЫ        

Ключевые общешкольные дела

Дела

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Торжественная линейка «Первый звонок»

1-4

1.09.21

Заместитель директора по ВР

Классный руководитель 1 класса

Мероприятия месячников безопасности  и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка   схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная  эвакуация учащихся из здания)

1-4

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог ДОП

«Посвящение в первоклассники».

1-4

сентябрь

Классный руководитель 1 класса

Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья

1-4

сентябрь

Учитель физкультуры

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.)

1-4

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа.

1-4

октябрь

Заместитель директора по ВР

«Золотая осень»:  Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала.

1-4

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание

1-4

ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День правовой защиты детей.  Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье.

1-4

ноябрь

Заместитель директора по ВР

Спортивные соревнования

1-4

ноябрь

Учитель физкультуры

Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник.

1-4

декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Лыжные соревнования

1-4

январь

Учитель физкультуры

Час памяти «Блокада Ленинграда»

1-4

январь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно-патриотическая игра «Зарница», «Веселые старты», фестиваль патриотической песни,  акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества.

1-4

февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Неделя начальных классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы)

1-4

февраль

МО учителей начальных классов

Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ

1-4

март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник

1-4

март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра

1-4

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День космонавтики: конкурс рисунков

1-4

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Экологическая акция «Мы за чистый поселок»

1-4

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Итоговая выставка детского творчества

1-4

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья. Акция "Школа против курения". Туристические походы.

1-4

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы»

1-4

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Торжественная линейка «Последний звонок»

1-4

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Курсы внеурочной деятельности

Название курса

Классы

Количество

часов

в неделю

Ответственные

Самоуправление

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Выборы лидеров, активов  классов, распределение обязанностей.

1-4

сентябрь

Классные руководители

Работа в соответствии с обязанностями

1-4

В течение года

Классные руководители

Отчет перед классом о проведенной работе

1-4

май

Классные руководители

Профориентация 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Месячник профориентаций в школе:

- конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы

1-4

январь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Школьные медиа 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Школьный звонок»

1-4

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Видео-, фотосъемка классных мероприятий.

1-4

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

* Детские общественные объединения 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Трудовая акция «Школьный двор»

1-4

октябрь

Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день»

1-4

октябрь

Благотворительная ярмарка-продажа

1-4

ноябрь

Благотворительная акция «Детский орден милосердия»

1-4

декабрь

Акция «Дарите книги с любовью»

1-4

февраль

Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом:  «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших»,  «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Здоровая перемена» и др.)

1-4

апрель

Прием в пионеры

1-4

май

Участие в проектах и акциях РДШ

1-4

В течение года

Экскурсии, походы 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Посещение выездных представлений театров в школе

1-4

В течение года

Классные руководители

Посещение концертов в Доме досуга села

1-4

В течение года

Классные руководители

Экскурсия в школьный музей «Предметы крестьянского быта 19-20 вв.»    

1-4

октябрь

Классные руководители

Сезонные экскурсии в природу

1-4

По плану клас.рук.

Классные руководители

Поездки на новогодние представления

1-4

декабрь

Классные руководители

Туристические походы «В поход за здоровьем»

1-4

май

  Классные руководители

Организация предметно-эстетической среды 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам

1-4

В течение года

Классные руководители

Оформление классных уголков

 

1-4

В течение года

Классные руководители

Трудовые десанты по уборке территории школы

1-4

В течение года

Классные руководители

Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны»

1-4

Сентябрь, апрель

Классные руководители

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

1-4

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Мы за чистый поселок», «Подари ребенку день»,  «Бессмертный полк»,  «Зарница», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др.

1-4

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Общешкольное родительское собрание

1-4

Октябрь, март

Директор школы

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

1-4

1 раз/четверть

Классные руководители

Информационное оповещение через школьный сайт

1-4

В течение года

Зам.директора по ВР

Индивидуальные консультации

1-4

В течение года

Классные руководители

Совместные с детьми походы, экскурсии.

1-4

По плану классных руководителей

Классные руководители

Работа Совета профилактики с

неблагополучными  семьями  по вопросам воспитания, обучения детей

1-4

По плану Совета

Председатель Совета

Классное руководство

 (согласно индивидуальным по планам работы

классных руководителей)

Школьный урок

(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)

* ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

5-9 КЛАССЫ

Ключевые общешкольные дела

Дела

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Торжественная линейка «Первый звонок»

5-9

1.09.21

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячников безопасности  и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка   схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная  эвакуация учащихся из здания)

5-9

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья

5-9

сентябрь

Учитель физкультуры

День трезвости: конкурс плакатов

5-9

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Презентация волонтерского движения школы «Не будь равнодушным»

8-9

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

«Посвящение в пятиклассники»

5-7

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.)

5-9

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители по ЗПУОО

День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа, выставка рисунков «Мой любимый учитель».

5-9

октябрь

Заместитель директора по ВР

«Золотая осень»: Фотоконкурс. Праздник «Краски осени». Конкурс поделок из природного и бросового материала.

5-9

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание

5-9

ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День правовой защиты детей. Просмотр, обсуждение видеоролика «Наши права». Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье.

5-9

ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Предметная неделя математики, физики, химии и биологии (шахматно-шашечный турнир, интерактивные игры, квесты и т.п.)

5-9

ноябрь

МО учителей-предметников

Спортивные соревнования

5-9

ноябрь

Учитель физкультуры

Предметная неделя, географии, истории, обществознания (игры-путешествия, познавательные игры и т.п.)

5-9

декабрь

МО учителей-предметников

Торжественная линейка «День Конституции»

5-9

декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс плакатов, поделок, праздничная программа.

5-9

декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Предметная неделя литературы, русского и английского языков (конкурсы чтецов, сочинений, интеллектуальные игры и т.п.)

5-9

январь

МО учителей-предметников

Час памяти «Блокада Ленинграда»

5-9

январь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Лыжные соревнования

5-9

январь

Учитель физкультуры

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: пионерский сбор  «Пионеры-герои», фестиваль патриотической песни, соревнование по пионерболу, волейболу, спортивная эстафета, акции «Письмо солдату», по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс плакатов и рисунков, Уроки мужества.

5-9

февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ

5-9

март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

8 Марта в школе: конкурсная программа «Вперед, девчонки!», выставка  рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек.

5-9

март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра

5-9

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День космонавтики: выставка рисунков

5-7

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Итоговая выставка детского творчества

5-9

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Конкурс  «Безопасное колесо»

5-7

апрель

Руководитель отряда ЮЗП

Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья Акция "Школа против курения". Туристические походы.

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», Вахта памяти у памятника «Павшим в годы войны»,  концерт в ДК, проект «Окна Победы» и др.

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Торжественная линейка «Последний звонок»

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Выпускной вечер в школе

5-9

июнь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Курсы внеурочной деятельности

Название курса

Классы

Количество

часов

в неделю

Ответственные

Самоуправление

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Выборы лидеров, активов  классов, распределение обязанностей.

5-9

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в  Совет обучающихся школы, голосование и т.п.

5-9

сентябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Конкурс «Лучший ученический класс»

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Работа в соответствии с обязанностями

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Отчет перед классом о проведенной работе

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Общешкольное отчетное собрание учащихся:  отчеты членов Совета обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Профориентация

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Мероприятия месячника профориентации в школе «Мир профессий». Конкурс рисунков, профориентационная игра, просмотр презентаций, диагностика.

5-9

январь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Школьные медиа 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Школьный звонок»

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Видео-, фотосъемка классных мероприятий.

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Детские общественные объединения 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Трудовая акция «Школьный двор»

5-9

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день»

5-9

октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Благотворительная ярмарка-продажа

5-9

ноябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Благотворительная акция «Детский орден милосердия»

5-9

декабрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Акция «Дарите книги с любовью»

5-9

февраль

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Экологическая акция «Бумажный бум»

5-9

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом и волонтерским движением школы:  «Чистый поселок - чистая планета», «Памяти павших»,  «О сердца к сердцу», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Помощь пожилому односельчанину на приусадебном участке», «Здоровая перемена» и др.)

5-9

апрель

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Прием в пионеры

5-7

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Участие в проектах и акциях РДШ

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Экскурсии, походы 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Посещение выездных представлений

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Посещение концертов в Доме досуга села

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Сезонные экскурсии в природу

5-7

По плану клас.рук.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Поездки на представления в драматический театр, на киносеансы- в кинотеатр

5-9

По плану клас.рук.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Экскурсии в музеи, пожарную часть, предприятия

5-9

По плану клас.рук.

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Туристические походы «В поход за здоровьем»

5-9

май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Организация предметно-эстетической среды 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам

5-9

В течение года

Рук-ль движения  «Страна непосед»

Оформление классных уголков

 

5-9

В течение года

Классные руководители

Трудовые десанты по уборке территории школы

5-9

В течение года

Классные руководители

Трудовой десант по озеленению школьных клумб

5-9

Сентябрь, апрель

Классные руководители

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

5-9

В течение года

Классные руководители

Работа с родителями

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время

проведения

Ответственные

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Бумажный бум», «Подари ребенку день»,  «Бессмертный полк»,  новогодний праздник, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», классные «огоньки» и др.

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Общешкольное родительское собрание

5-9

Октябрь, март

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

5-9

1 раз/четверть

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Информационное оповещение через школьный сайт

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Индивидуальные консультации

5-9

В течение года

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Совместные с детьми походы, экскурсии.

5-9

По плану классных руководителей

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Работа Совета профилактики с

неблагополучными  семьями  по вопросам воспитания, обучения детей

5-9

По плану Совета

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Классное руководство

 (согласно индивидуальным по планам работы

классных руководителей)

Школьный урок

(согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....