Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания
статья

Васинова Александра Николаевна

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_po_vospitatelnoy_rabote.docx25.19 КБ
Файл k_dokladu_na_seminar.pptx170.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКАРЬГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

Выступление на семинаре руководителей муниципальных общеобразовательных организаций

 Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Подготовила: Васинова Александра Николаевна

                                                    зам директора по ВР

                                                                         МБОУ «Новокарьгинская СОШ»

2023г

В последние годы все больше и больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения. И это не случайно, ведь именно от воспитания зависит то, как ребенок будет вести себя в обществе, какие жизненные ценности он привнесет с собой во взрослую жизнь, к чему будет стремиться, и как будет добиваться поставленной цели.

         В своём выступлении я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания.

         Воспитательная работа в школе начиная с 1 сентября 2021 года была организована на основе рабочей программы воспитания, которая являлась обязательной частью основных образовательных программ, и её структура включала в себя:

 

     1.            Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

     2.            Цель и задачи воспитания.

     3.            Виды, формы и содержание деятельности.

     4.           Основные направления самоанализа воспитательной работы.

 

23.06.2022 г. была одобрена и рекомендована к работе министерством просвещения новая примерная программа воспитания.

Цель воспитания стала более развернутой, кроме этого вернулись направления воспитания.

По каждому направлению сформулированы целевые ориентиры, т. е. личностные результаты, которые должны быть сформированы у учащихся на момент окончания каждого из трёх уровней образования.  Данные целевые ориентиры появились в связи с конкретизаций личностных результатов в новых ФГОС НОО и ООО и над формированием данных результатов должен работать весь педагогический коллектив школы.

В настоящее время школы должны вновь обратиться к корректировке рабочих программ воспитания.  СЛАЙД 2

Это связано с введением Федеральных основных образовательных программ (ФООП), в целях реализации государственной политики по созданию единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и  обеспечения единых подходов по вопросам  нормативно-правового регулирования в сфере общего образования СЛАЙД 3 В структуру федеральных образовательных программ (ФОП) (в содержательный раздел) включена федеральная программа воспитания, структура и содержание которой является основанием для разработки (корректировки) программы воспитания общеобразовательной организации до 1 сентября 2023 года. (т.е. школьная программа разрабатывается на основе федеральной, а учитывая то, что последняя была разработана на основе рабочей программы воспитания, рекомендованной к реализации в прошлом учебном году, значительных изменений школьная рабочая программа воспитания не претерпела.)

Рабочая программа воспитания образовательной организации проектируется и реализуется в неразрывном единстве с другими программами.

Содержание рабочей программы воспитания вместе с другими программами должно быть направлено на достижение единых результатов ООП        СЛАЙД 4

Программа воспитания школы:

- предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности образовательной организации;

- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организации;

- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности;

- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

- предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.

СЛАЙД 5

Структура программы воспитания для всех уровней образования единая.

СЛАЙД 6  Программа воспитания включает пояснительную записку (это не обязательный раздел программы) и 3 обязательных раздела: целевой, содержательный, организационный. СЛАЙД 7

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания целевой раздел Федеральной рабочей программы воспитания включается в обязательном порядке, так как он отражает требования к личностным результатам ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Целевой раздел включает:

  1. Цель воспитания обучающихся
  2. Задачи воспитания
  3. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
  4. Направления воспитания      СЛАЙД 8

Которые конкретизируются федеральной рабочей программой воспитания.

Что касается трудового воспитания, 4 августа 2023 г. подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором говориться об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Документ обязывает детей участвовать в оформлении класса или площадки к мероприятию, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке или музее и т.д.

Содержательный и организационный разделы могут изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в т.ч. предусматривающей углубленное изучение отдельных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

Содержательный раздел включает следующие подразделы:

  1. Уклад общеобразовательной организации

В рабочую программу воспитания школы должны быть заложены ценности, принципы и традиции воспитания, которые отражают самобытный облик образовательной организации. Для этого необходимо отдельно описать и раскрыть особенности уклада своей школы, которые определяют отличительные черты воспитательного процесса

  1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности, который представлен по модулям. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. СЛАЙД 9

Инвариантные модули ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО

1) «Урочная деятельность»

2) «Внеурочная деятельность»

3) «Классное руководство»

4) «Основные школьные дела»

5) «Внешкольные мероприятия»

6) «Самоуправление»

7) «Работа с родителями»

8) «Организация предметно-пространственной среды»

9) «Профилактика и безопасность»

10) «Социальное партнерство»

Вариативные модули (например)

1) «Орлята России»

2) «Школьный спортивный клуб»

3) «Детские общественные объединения»

4) «Музей»

5) «Школьный театр»

В рамках актуализации рабочей программы воспитания:

В модуль «Классное руководство» включен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном», а также изучение символов государства и вопросы региональной истории.

В модуль «Детские общественные объединения» добавилась реализация программы «Орлята России» и описание интеграции на уровне образовательной организации РДДМ «Движение первых».

В модуль «Основные школьные дела» включены церемонии награждения обучающихся и педагогов.

В модуль «Организация предметно-пространственной среды» включен церемониал поднятия государственного флага Российской Федерации.

В модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями) включен вопрос привлечения родителей в реализацию проекта «Разговоры о важном».

В модуль «Внеурочная деятельность» включен школьный театр, школьный музей, школьный спортивный клуб.

В модуль «Профориентация» - реализация профориентационного минимума.

Организационный раздел.

В этом разделе Федеральная программа воспитания содержит информацию о кадровом и нормативно-методическом обеспечении, прописывает требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и др.

И новый подраздел – это система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

- Принципы поощрения

- Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся

- Формы фиксации достижений обучающихся

- Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

СЛАЙД 10

Федеральный календарный план воспитательной работы является компонентом ФООП и в обязательном порядке должен найти отражение в Календарном плане воспитательной работы каждой образовательной организации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания с. Новая Карьга, 2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКАРЬГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КРАСНОСЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Выступление на семинаре руководителей муниципальных общеобразовательных организаций Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: Васинова Александра Николаевна зам директора по ВР МБОУ «Новокарьгинская СОШ»

Слайд 2

2022 год Вводятся Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) Федеральный закон 371- ФЗ от 21 сентября 2022 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) введены с 1 января 2023года в целях реализации государственной политики по созданию единого образовательного пространства на территории Российской Федерации и обеспечения единых подходов по вопросам нормативно-правового регулирования в сфере общего образования

Слайд 3

Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее – Программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП ООО. основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, содержание рабочей программы вместе с другими программами должно быть направлено на достижение единых результатов ООП

Слайд 4

Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся

Слайд 6

Какие разделы, пункты рабочей программы воспитания (РПВ) должны соответствовать ФОП (федеральной рабочей программе воспитания), а что может изменяться ? В целевой раздел РПВ школы переносится без изменений текст целевых ориентиров из ФОП соответствующего уровня образования ( НОО,ООО,СОО) • Структура РПВ должна соответствовать федеральной рабочей программе воспитания, представленной в ФОП • Содержание РПВ за исключением целевого раздела , может изменяться в соответствии с особенностями общеобразовательной организации

Слайд 7

Направления воспитания

Слайд 8

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Модуль «Урочная деятельность» Модуль «Внеурочная деятельность» Модуль «Классное руководство» Модуль «Основные школьные дела» Модуль «Внешкольные мероприятия» Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Модуль «Самоуправление» Модуль «Профилактика и безопасность» Модуль «Социальное партнёрство» Модуль «Профориентация»

Слайд 9

Федеральный календарный план воспитательной работы Федеральный календарный план воспитательной работы является единым для образовательных организаций . Федеральный календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание рабочей программы

Что важно знать о структуре и содержании программы?...

«Составление рабочих программ по математике. Новые требования к рабочим программа в 2018-2018 уч.году»

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомен...

Федеральная программа воспитания

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ* *является структурным элементом Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....