Нетрадиционные формы и методы преподавания русского языка и литературы
статья

Ермолаева Вера Серафимовна

Данная статья отражает мой опыт применения на уроках русского языка и литературы игровых элементов. Она будет полезна учителям, желающим повысить интерес обучающихся к изучаемым предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы и методы преподавания

 русского языка и литературы

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда она живёт в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого она засушенный цветок.
В.Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что преподавание предмета исключительно традиционным методом способно снизить эффективность учебного процесса, поскольку урок, многократно повторяющийся по своей структуре и выполняемым умственным операциям, притупляет внимание обучающихся, надоедает и даже вызывает отрицательные эмоции. А когда на смену «окаменевшей от времени традиционной методике» приходит нестандартный урок, возникает живой диалог, появляются игровые моменты, тогда и рождается интерес к изучению предмета. Уроки русского языка и литературы особенно не терпят шаблона, так как они призваны развивать творческое мышление и индивидуальность. Ученик должен постоянно видеть перед собой примеры творческого отношения к делу, тогда он сам всё время стремится к творчеству и уже не мыслит для себя другого возможного стиля деятельности.

Примечательно, что нестандартные методы можно применять на любом этапе урока. Так, при определении его темы и целей я использую такие педагогические приёмы, как «Погружение» и «Эпиграф», позволяя учащимся самим обозначить цели учебной деятельности, варианты формулировки темы или соответствующего ей изречения. В этом случае учащиеся вовлекаются в процесс получения знаний не как пассивные, а как активные участники. К примеру, при изучении жаргонной лексики ребятам захотелось именовать урок следующим образом: «Язык реальных пацанов», целеполагание выразилось в желании «доказать, что русский литературный язык круче жаргона». Несмотря на столь фривольное начало урок в целом прошёл весьма продуктивно и вселил в учащихся уверенность в необходимости пополнения словарного запаса посредством нормативной лексики.

Если подходить к преподаванию с позиции творчества, то даже самые обыденные вещи можно облечь в нестандартную форму. Я широко использую на уроках метод опорных конспектов, однако никогда не преподношу их учащимся в готовом виде, они сами пытаются воспроизвести прослушанный учебный материал и отразить его в тетради каким-либо оригинальным способом. Например, фрагмент биографии Александра Сергеевича Пушкина «Годы скитаний 1827 г. – 1830 г.» можно представить в виде географической карты с обозначением Москвы, Петербурга, села Михайловского, Кавказа, села Болдино, т.е. тех мест, где проживал поэт в это время. А жизненный путь героев повести Гоголя «Портрет» легко показать в виде графика с указанием судьбоносных событий. Так, жизнь художника из Италии будет соответствовать восходящей линии, путь художника-иконописца – ломаной линии, олицетворяющей собой его духовное падение и воскресение, и, наконец, судьба главного героя будет являть собой нечто вроде перевёрнутой параболы, вершина которой ознаменует переломный момент в судьбе Чарткова.

При всём многообразии нестандартных уроков все они имеют ярко выраженную мотивацию достижения, подчинённую определённой игровой задаче: победить в каком-либо конкурсе, осуществить поиск, выступить в определённой роли и т.п. Перед обучающимися не ставится прямая цель овладеть определёнными знаниями, умениями, это оказывается как бы побочным продуктом игровой деятельности. Игра отличается ярко выраженным добровольным характером, что привлекательно само по себе для всех учащихся без исключения.

На своих уроках я применяю самые разнообразные игровые элементы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать любые темы. Это могут быть весёлые стишки, которые облегчают усвоение правописания или запоминание слов-исключений из правил.

Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНы поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.
Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».

При изучении омонимов использую фразы, основанные на игре слов («Живу я более, чем умеренно: страстей не более, чем у мерина»), или загадки:

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить. (марка)

У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове. (шпильки)

Установленная плата
За услуги и проезд
Мчится, тявкая, куда-то
И котлеты даже ест. (такса)

Штанге вес придаст в охотку,
На плите ему почет –
Сам себя на сковородке
За минуту испечет. (блин)

Раздел «фразеология» вдохновил меня на проведение игры «крокодил», когда одним учащимся нужно «изобразить» загаданный мной фразеологизм, а другим – отгадать его. Порой  бывает непросто объяснить ребятам, что фразеологизмы употребляются не в прямом, а исключительно в переносном значении. Тогда мне на помощь приходит забавный стишок:

Рано утром

Мама-квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись!

Не дразнись!

Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!

Через час,

Едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем,

И в самом деле,

Нет пи пуха, ни пера!

        Нередко использую шуточные диктанты, иллюстрирующие определённую орфограмму, например, «правописание гласных о-ё после шипящих в корне слова»:

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора и жонглёр. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

        Можно предложить ребятам поиграть в «лингвистический футбол», когда ученик приглашается к доске (встаёт на ворота), а группе даётся возможность «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов; сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил. С удовольствием учащиеся отвечают на шуточные вопросы: В каком глаголе 100 отрицаний? (Сто-нет.) В каком – 100 букв «ю»? (Сто-ю.) Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком). Что стоит посередине земли? (Буква М).

        Не менее разнообразными и являются  нестандартные формы работы на уроках литературы. Я отдаю предпочтение сценически-игровой деятельности, применяя такие виды упражнений, как «проба на роль», «узнай героя», «разговор с писателем», «суд над героем», «режиссёрский комментарий» и другие.

        Для проверки и актуализации знаний учащихся организую  игры соревновательного характера: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Литературный ринг», «Поэтическая викторина» и даже «Поле чудес».

        Всем известно, что современные подростки не воспринимают книгу как источник знаний и непреходящую ценность, максимум, что они читают, это sms-сообщения и статусы в социальных сетях. Потому приобщение ребят к прочтению программных произведений – задача не из лёгких. Вот почему нередко приходится прибегать на уроке к педагогическому приёму, который условно можно назвать «сюжетная интрига». Суть его состоит в том, чтобы, начав излагать содержание произведения, учитель остановился на самом интересном, кульминационном месте; когда учащиеся с неподдельным энтузиазмом захотят услышать продолжение, стоит предложить им, чтобы они самостоятельно удовлетворили своё любопытство и тем самым утолили духовную жажду, прочитав данное произведение к следующему уроку. Не стану лукавить, подобный приём действует лишь на 15-20% ребят, однако я считаю, что и это большой плюс. Конечно же, таких учеников необходимо стимулировать положительными оценками и позволять им на занятиях выполнять роль консультантов учителя.

        Если я замечаю, что мой урок утомил аудиторию, стремлюсь разрядить обстановку средствами иронической поэзии, которая, не выходя за рамки литературы, способна не только развеселить, но и заставить задуматься:

В сердцах кому-нибудь грубя,

Ужасно, вероятно,

Однажды выйти из себя

И не войти обратно…

Учился много я, но скверно,

Хотя обрывки помню прочно,

И что я знаю, то неверно,

А всё, что верно, то неточно.

В заключение своего выступления хочу порекомендовать всем преподавателям как можно чаще обращаться к нестандартным методам проведения уроков, поскольку это не только способствует повышению мотивации к обучению, но и делает ваши занятия яркими и запоминающимися. Игра в руках хорошего организатора, по словам К. Д. Ушинского, превращается в действенное орудие как обучения, так и воспитания, требуя от учеников большого умственного напряжения и в то же время принося им огромное удовольствие и удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Применение нетрадиционных форм уроков в преподавании иностранного языка

Статья: "Применение нетрадиционных форм уроков в преподавании иностранного языка"...

Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...

Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"

Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ русского языка и литературы"

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.Для того, чтобы процесс о...

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы

Современные приемы и методы преподавания русского языка и литературы...