Педагогический проект «Мир музыкальных инструментов» ( детско –родительский ).
проект

Светлана Станиславовна Казакова

Материал по  систематизации у детей знаний о музыкальных инструментах симфонического и народных оркестров, в формате педагогического проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko_-roditelskiy_proekt_mir_muz.instrumentov.docx33.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Лесная сказка» 

                   Педагогический проект

            «Мир музыкальных инструментов» 

                   (детско –родительский).

                                                                                                                                                                               

                                                            Участники проекта: дети старшей

                                                            группы -10 человек, возраст 6-7 лет,

                                                            родители, педагоги.

                                                            Вид проекта: творческий, познавательный

                                                            Продолжительность: 2 недели, апрель.

                                                           Автор-разработчик:

                                                            Казакова Светлана Станиславовна.

1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

1.1. Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта.

    Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.

 Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие  

искусства и окружающего мира.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям

мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального

воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

   Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти,

развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника  пока нет.

Чтобы научить  ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.

     Поэтому важно использовать  те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки  в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций  с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных. Классическая музыка оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игре. Если в играх использовать музыку  и те знания о музыкальных инструментах, которые ребенок приобрел, то появляется возможность в интересной и доступной ребенку  форме систематизировать и закрепить сложный для понимания музыкальный материал.

    Для систематизации у детей знаний о музыкальных инструментах симфонического и народных оркестров я применяю музыкально-дидактические игры, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с музыкальными инструментами.

 «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн. «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В. Ротенберг.

  Технология проектирования делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса 

      Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами.

За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным группам (ударные, духовые, струнные и т.д.), об использовании инструментов в разных оркестрах (симфоническом, народном, духовом). В работе по теме моими помощниками и единомышленниками всегда были воспитатели. Некоторые родители откликались на просьбы о помощи, но большинство пап и мам воспитанников не проявляли интереса  к слушанию детьми музыки и работе по знакомству с инструментами, проводимой в ДОУ.

      Причиной, по которой выбрана тема проекта, послужили, прежде всего, наблюдения за детьми в НОД и их самостоятельной деятельности.  

2. Концепция проекта:

2.1. Цель и задачи проекта:

      Вид проекта: Творческий, познавательный.

                               Длительность: 2 недели, апрель.

                              Участники: 10 детей старшей группы (возраст 6-7 лет),педагоги и родители.

     

Цель проекта: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами.

Задачи проекта:

 Образовательные задачи:

- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп  (духовые, струнные,  ударные);

- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;

- обогащать словарный запас и  активизировать речь детей.

 Развивающие задачи:

-  способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;

-  обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

-  раскрывать творческий потенциал детей, содействовать  проявлению инициативы и самостоятельности   дошкольников;

-  способствовать  совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.              

3. Стратегия и тактика проектных действий.

Этапы проекта

Задачи проекта

Проектные мероприятия

Временной отрезок

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Выбор темы «В мире музыкальных инструментов»

Образовательные: - уточнить  знания детей  о музыкальных инструментах

Развивающие:      - развивать представления о  

роли инструментов в жизни человека; Воспитательные: - воспитывать положительные эмоции к теме проекта.

Сюжетная НОД «В музее муз. инструментов».

Цель:

закреплять знания о музыкальных инструментах разных групп. Выявляют проблему через наблюдение, беседу с детьми. Задают детям вопросы. Предлагают, родителям ответить на вопросы анкеты.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какие инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их родители.

Анкетирование родителей. Цель: выявление интереса к музыке и музыкальным инструментам, желание принять участие в проекте.

Первая

неделя,

(понедель-ник, вторник)

2.Подготовка к проекту.

Образовательные:

-повысить информационный уровень педагогов по теме проекта:

-выявить отношения родителей к работе по ознакомлению с инструментами в ДОУ;

Развивающие:

-активизировать речь детей;

-развивать умение различать музыкальные инструменты;

Воспитательные:

 -воспитывать

желание участвовать в проекте;

-способствовать формированию

доброжелатель-ных отношений, развивать умение слушать высказывания друг друга.

 

Изучают методическую литературу по теме проекта.  

Составляют план  реализации проекта. Помогают  детям в организации игр, слушания музыки. Подбирают материал для пополнения среды группы, наглядный материал для  НОД. Обрабатывают результаты анкетирования родителей. Отвечают на вопросы родителей.

Проводят НОД познавательной направленности «Симфонический оркестр».

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях  струнных инструментов.

Предлагают детям просмотр фильма, помогают удобно разместиться,

спрашивают о  впечатлениях после просмотра.

Делают фотографии детей (вовремя просмотра) для  

оформления папки-передвижки в  приемную.

Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Что принес Незнайка?», «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю».

В свободное время слушают фрагменты муз. произведений в исполнении инструментов симфонического и народного оркестров, известные детям по НОД.

Консультация музыкального руководителя «Игры наших детей». Цель: познакомить родителей с музыкально - дидактически  ми играми, которые освоили дети,

Количеством инструментовизвестных

дошкольникам. Индивидуальные беседы с педагогами по теме проекта. Просмотр родителями папки - передвижки «Дети и музыка».

Первая

неделя

(среда - четверг)

3.Реализация проекта.

Образователь

ные:

-систематизация и закрепление знаний о       музыкальных инструментах разных групп (ударных,      струнных,      духовых) через слушание музыки и музыкально - дидактические игры;                    

-совершенствовать уровень накопленных  навыков через продуктивную деятельность. Развивающие:

-развивать     связную речь и речевое       творчество;  

-способствовать развитию познавательной  активности, воображения.

Воспитательные:

-воспитывать    доброжелательные отношения детей друг к     другу в процессе коллективной деятельности.

Воспитатель проводит НОД по  художественному творчеству (аппликация) «Мой любимый инструмент». Цель: поддерживать      интерес к теме проекта, закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной вдвое.                 Воспитатель проводит НОД по образовательной области «Коммуникация» -составление рассказов «Если бы я учился в музыкальной школе».

Цель: развитие связной речи,

Умений составлять описательные   рассказы. Педагог рассказывает о школе, просит детей подумать и рассказать, хотят ли они научиться     играть на       музыкальном  инструменте и какой инструмент выберут. Помогает детям  правильно назвать инструмент, задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется,    отмечает интересные рассказы и записывает их.

Комплексная НОД «Мастерская       Самоделкина».

Цель: закреплять знания о музыкальных  инструментах, игровых действиях и правилах знакомых игр.  В группу приходит Самоделкин (воспитатель), зовет детей в его мастерскую и приводит дошкольников в музыкальный зал. Рассказывает, какие игры уже изготовлены и просит, чтобы ребята стали его помощниками. Педагоги предлагают поиграть в знакомые игры, оказывают помощь в организации игр. Взрослые задают вопросы, помогая выбрать, какую игру дети сделают сами, подводят к определению правил и игровых действий. Педагоги выбирают несколько картинок и объясняют детям, как можно разместить их, чтобы получилась игра. Воспитатель помогает в работе одной подгруппе детей, музыкальный руководитель – другой.

Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, смотрят         фрагменты  концерта классической  музыки, отвечают на вопросы педагогов.     Дети слушают выступление ученика музыкальной школы.    Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться  играть.

Дети отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации  с изображением музыкальных инструментов; обсуждают, какой инструмент выберут. Дети слушают рассказ Самоделкина, музыку в исполнении разных инструментов, выбирают игры, в которые хотели бы поиграть, сами договариваются, кто будет ведущим в игре. Дети решают, какую игру они сделают, какие игровые действия, и правила в новой игре будут. Ребята решают, кто, что будет делать.

Рассматривают коллективную работу детей.

Читают    рассказы, составленные детьми.

Игра, сделанная детьми, выносится в приемную для ознакомления родителям.

Родителям предлагается сделать игру дома со своими детьми.

Первая  

неделя,

пятница

Вторая

неделя,

понедель  

ник  

Вторник

4. Подведение итогов.

Образовательные: - уточнить и расширить знания о музыкальных инструментах.  Развивающие:    

 -развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус.                      Воспитательные:

 -через игровую деятельность воспитывать интерес к музыке;                 - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат.

Педагоги организуют выставку игр, изготовленных детьми и родителями.               В музыкальном зале проводится развлечение «Помощники Самоделкина».  Воспитатели приглашают родителей принять участие в играх детей. Педагоги спрашивают детей, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Высказывания детей записывают.  

Педагоги, принимавшие участие в проекте, проводят   самоанализ, отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему?                Педагоги готовят презентацию для    показа  родителям.

Дети помогают разместить игры на выставке,  рассматривают, обсуждают, как придумали игру, кто в семье принимал участие в изготовлении. Ребята объясняют игровые действия и правила выполненной ими игры.  

Дети выставляют игры в музыкальный уголок  группы для всех детей.

Родители приносят игры в группу. Пап и мам приглашают принять участие в итоговом мероприятии проекта.

Родители смотрят презентацию, подготовленную педагогами.

Вторая       неделя,        среда -     четверг

Вторая       неделя,       пятница.

5. Ресурсная база проекта:

      5.1. Кадровые ресурсы:

      -дети;

      -педагоги;

      -родители.

       5.2. Литература:

        - О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание

           дошкольников»;

        - О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»;

        - С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»;

        - Г. Левашова «Музыкальный словарь в рассказах»;

        - О.И Давыдова, А.А Майер, Л.Г.Богославец «Проекты в работе с семьей»;          

        - журналы «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;

                        «Дошкольное воспитание» №4 2007г.;

                        «Обруч» №3 2001г.

        - Интернет-ресурсы.

     5.3. Технические средства:

- музыкальный центр;

- аудиокассеты - 7 кассет О.П.Радыновой «Мы слушаем музыку»;

                             3 кассеты О.П.Радыновой «Беседы о музыкальных  инструментах»;                                                                  

-компьютер;

- DVD-плейер;

- диски.

5.4. Методическое сопровождение проекта:

-музыкальные центры групп;

-пианино музыкального зала;

- перспективный план «Ознакомление детей старшей и подготовительной групп с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров»;

- конспекты НОД, бесед с детьми, развлечений;

- иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

- раздаточный материал для НОД по ознакомлению с музыкальными инструментами;

-  музыкально-дидактические игры,

-  подборка загадок о музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Педагогический проект « Применение ТРИЗ в детском техническом творчестве.»

Целью данной работы является выявление методов и приемов технологии ТРИЗ в детском техническом творчестве , формирующей развитие технического интеллекта обучающихся в детских творческих объединениях.С...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".

Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...

проект "Мой музыкальный инструмент"

проект "мой музыкальный инструмент"...

Педагогический проект "Моя музыкальная семья"

Данный проект является одной из форм внеурочной деятельности. Реализация проекта включает в себя проведение концерта, где учащиеся исполняют фортепианную музыку  в  ансамбле с членами своей ...