Роль учителя в истории человечества
статья

Харнутова Татьяна Базаровна

Международная научно-общественная конференция 

«Роль учителя в истории человечества» Учитель — герой нашего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья11.22 КБ

Предварительный просмотр:

Международная научно-общественная конференция 

«Роль учителя в истории человечества»

Учитель — герой нашего времени 

Харнутова Т.Б., учитель русского языка и литературы «МБОУ Еланцынская СОШ», педагог ДО ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» 

Ключевые слова: Герой нашего времени. Учитель-творец. Учитель-классный руководитель

Аннотация: Учительство - основа человеческой культуры. Воспитательная возможность урока. Воспитательные ресурсы классного руководителя

Сегодня, в такое смутное время, когда многие задумываются о том, кто герои сегодняшнего дня, понимаешь, что у тех настоящих мужчин, которые защищают честь Отечества, были и есть учителя в обычной жизни, обычные школьные учителя и Учителя жизни. Действительно, у этих солдат были учителя — родители, школа, друзья, разные институты жизни, и такие учителя были и остаются героями нашего времени. Прежде всего, герой - это деятельный человек, имеющий творческий характер, с внутренней свободой и отвагой.[4] «Учительство представляет основу человеческой культуры, без которой она не может существовать» [6]. В любой области нашей жизни, творчества есть учителя. Учителя сопровождают на протяжении всей нашей жизни. Меняются задачи учительства, формы преподавания, сфера деятельности, в которых действует учитель, но всегда остается принципиальная основа — передача знаний, навыков, опыта. Но никакой  передающий свои знания и опыт не будет учителем, если нет учеников,  «учитель — это прежде всего, вечный ученик. Когда учитель перестает быть учеником, он перестает быть учителем».  Настоящий учитель всегда опережает время современности,  «и следствие их поступков остается в течение многих веков» [6].                                                                                  

Великими учителями становятся пройдя путь святости. Они появляются в переломные моменты истории. Будда, Конфуций, Святая Тереза, Святая Екатерина, Жанна д’Арк, Святой Франциск, Фома Кемпийский — строители великих дорог, Великие Учителя. Они трудились бесконечно. Они боролись с невежеством, нетерпимостью.[3] Учителя те, которые знают: отдавая, получают. В этом созидательном труде они стали светочами. Святой Франциск выявил величайшую мудрость: любить значит прощать, прощать — значит понять, понять — значит знать, знать — значит приблизиться к порогу мудрости. Следуйте его заветам: творите, творите и творите [2]. В основе существования лежит творящая мысль. Великий учитель современности Ш.А. Амоношвили открыл себе свой смысл жизни в служении «учительству». Перестать служить - значит изменить своему жизненному пути, и как говорил Конфуций, тогда учитель уже становится человеком Пути, свернуть с этого пути невозможно. Смысл жизни облагораживает все вокруг, обретая смысл жизни, преодолеваем все трудности, эти трудности позволяют нам расти [1].

Заканчивается урок, некоторые дети автоматически благодарят за урок и уходят, потому что их так учили в начальной школе; но иногда дети по-особенному говорят «Спасибо за урок...», это чувствуешь, когда ребенок на уроке освоил что-то важное для себя, хочется верить, что дети нашли хоть частицу смысла жизни, приблизились к чему-то значимому. Хочется верить, что на уроках мы приближаем своих детей к порогу мудрости, приближаем к пониманию смысла жизни исходя из своего понимания смысла жизни.[1] Важным условием эффективного воспитания учащихся в любой школе является реализация воспитательных возможностей урока. Ведь урок – это не только возможность дать школьникам знания, но еще и прекрасная возможность создать неповторимый стиль общения между учителем и учениками, что способствует повышению авторитета учителя, позволяя ему стать для ребят значимым взрослым. Взрослым, которому доверяют и к которому прислушиваются, а это, в свою очередь, способствует позитивному восприятию учащимися предметных знаний, требований и просьб педагога. Именно на интересном уроке происходит интенсивная активизация познавательной деятельности учеников. Во время урока школьники учатся соблюдать нормы и правила общения с учителем и со своими одноклассниками, а также осваивают основы самоорганизации. 

Содержание урочного материала позволяет учителю демонстрировать примеры гражданского поведения, проявления человечности, честности, солидарности, преподнесенные таким образом знания помогают учащимся задуматься об общечеловеческих ценностях, нравственных ориентирах. Именно на уроке ученики приобретают навыки ведения конструктивного диалога, рассуждения, критического мышления, учатся работать в команде и самостоятельно, приобретают социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Поэтому учитель, несомненно, является значимым специалистом в области воспитания. Но воспитательную функцию урок приобретает только в том случае, если учитель интересен своим ученикам, если отношения, установленные между классом и педагогом уважительные, если сам педагог заинтересован в результатах ребят и прикладывает для этого усилия, позволяющие сделать процесс приобретения знаний увлекательным и неутомительным. 

Перечисленными воспитательными возможностями при грамотном построении может обладать каждый урок. Реализация этих возможностей позволяет мотивировать школьников к обучению и развить необходимые навыки для социализации. Хорошо развитая внеурочная деятельность в школе представляет собой единое целое всех видов деятельности, которые объединены общими ценностями и целями воспитания. Именно внеурочная деятельность оказывает значимое влияние на разностороннее развитие личности, ее социальной активности, патриотизма и культуры, творческих способностей. Благодаря разнообразию форм реализации внеурочной деятельности в школе можно добиться воспитательных результатов разных уровней. 

На сегодняшний день в методической копилке школ имеются разнообразные педагогические инструменты, способные сделать воспитательный процесс результативным и интересным. Важно, чтобы педагоги, реализующие воспитание в школе, не зацикливались на одной или двух формах работы со школьниками, а использовали весь потенциал педагогических практик, имеющихся в собственном арсенале и накопленных коллегами. Важно, чтобы работа всех членов педагогического коллектива была направлена на решение общих задач воспитания и способствовала достижению основной цели воспитательной работы – личностному развитию школьников. 

Главным человеком в области воспитания для учеников класса является классный руководитель. Кто он? Каким должен быть современный классный руководитель? Это универсальный учитель: и социальный педагог, психолог, и ответственный за питание, ответственный за безопасность, ответственный за дистанционное обучение, организатор всех мероприятий, блогер — и все в одном лице. Наверное, должен быть культурным героем, носителем знаний и мудрости. [5] Воспитательные ресурсы педагога, осуществляющего функции классного руководителя, будут результативными в том случае, если классный руководитель систематически осуществляет ряд профессиональных действий: 

1) инициирует и поддерживает участие класса в общешкольных ключевых делах, оказывает ученикам необходимую помощь в их проведении, организует рефлексию; 

2) организует внеурочную деятельность учеников класса (экскурсии, проекты, творчество, совместный просмотр и анализ фильмов, игры, волонтерство, спорт); 

3) организует часы общения, способствующие усвоению ценностных ориентиров и формированию активной жизненной позиции каждого ребенка; 

4) предоставляет ученикам возможность делать свой выбор и принимать решения; 

5) поддерживает и развивает позитивные традиции класса; 

6) способствует сплочению классного коллектива и созданию психологического комфорта учеников класса. 

Но работа классного руководителя не должна замыкаться в пределах школы. Формированию ценностных ориентиров школьников способствует социокультурная среда села, города, области, региона, предоставляющая обширный материал для познания своего края, общения и активного взаимодействия детей и взрослых, воспитания культуры личности ребенка. Проводником социализации остается учитель. Именно классный руководитель, учитель сегодня в ответственности за то, кто в конечном счете  встанет  за Отечество. Россия - страна, расположенная между Западом и Востоком, и учителя ей отводят особую роль, место для нового эволюционного витка истории человечества.  Хочется вспомнить слова  Николая Константиновича Рериха: «Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества. Можно ли поручать детей человеку удрученному? Можно ли забыть, какое излучение дает горе, можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать Учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв Учителя, забыл свое будущее» [7].  И действительно,  без Учителя нет ни эволюции, ни человека. 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. О смысле  жизни. - URL: https://pub.wikireading.ru/22869

2. Вернадский В.И. Фрагменты из писем и дневников. - URL: https://public.wikireading.ru/22879 (дата обращения 13.11.2011).

3. Духовный Свет в жизни учителя. Сборник философских статей - URL: https://pub.wikireading.ru/22868 (дата обращения 06.11.2011).

       4. Рерих Н.К. Душа народов. Москва, Международный Центр Рерихов, 1995. - URL: http://lib.icr.su/node/677 (дата обращения 13.11.2011).

5. Шапошникова Л.В. Учителя – кто Они? // Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – С. 82–117. – URL: https://lib.icr.su/lyudmilashaposhnikova/master-3/files/assets/seo/page84.html (дата обращения 13.11.2021).

6. Шапошникова Л.В. Учителя // Международный Центр Рерихов: сайт. - URL: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6966 (дата обращения 13.11.2011).

7. Шапошникова Л.В. Энергетическая роль Учительства в духовно-культурной эволюции человечества // Культурно-просветительский портал Адамант: сайт. – URL: https://lomonosov.org/article/energetiheskaya_rol_uchitelstva_v_duhovno_kulturnoj_evoljucii_chrlovehestva.htm (дата обращения 06.11.2011).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для старших классов "История письма - история человечества?"

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например,  «адекватное восприятие устной и письме...

7 класс. Роль музыки в будущем человечества

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Роль музыки в будущем человечества", знакомство с инструментами Ханг, Арфа, для урока так же было использовано видео "Инструмент будущего", которое можно...

"Роль математики в развитии человечества"

Математика очень важная наука, которая применяется во многих сферах нашей жизни: начиная от бытовых задач и заканчивая всевозможными делами, решающимися на работе. Но вот насколько она (математ...

«Роль математики в развитии человечества»

В этой статье рассмотрен вопрос: На сколько важна математика?Роль математики в развитии окружающего нас мира и человечества вообще....

Вводный урок по Всеобщей истории для 6 класса, презентация "Место истории Средних веков в истории человечества"

Вводный урок по Всеобщей истории для 6 класса, презентация "Место истории Средних веков в истории человечества" с учетом реализации ФГОС...

Роль математики в развитии человечества

    Для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении применять индукцию и дедукцию, обобщение и кон...