Критериальное оценивание на уроках в современной школе.
статья

Кузьмина Ольга Владимировна

Сейчас все чаще говорится об объективной оценки знаний учащихся. Добиться эффективности можно если использовать в практике своей работы критериальное оценивание .Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie_na_urokah_v_sovremennoy_shkole.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное оценивание на уроках в современной школе.

Сейчас все чаще говорится об объективной оценки знаний учащихся. Добиться эффективности можно если использовать в практике своей работы критериальное оценивание .Технология критериального оценивания как одна из современных методик обучения в принципе должна решить многие проблемы современного образования. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:

– отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;

– педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником;

– отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

– при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;

– отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению .

Нам пора уходить от этих недостатков оценивания, а ориентироваться на определенные критерии изучения той или иной темы учебного занятия.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Само понятие критерий означает – признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

В основных принципах критериального оценивания (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание означает такую шкалу как определение степени приближения ученика к данной цели .

Кроме этого критериальное оценивание подразделяются на формативное и суммативное оценивание. Формативное (текущее) оценивание – определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на урокеили дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.

Суммативное внутреннее оценивание – определение уровня сформированности знаний и универсальных учебных действийпри завершении изучения определенной темы.

Теперь попробуем разобраться какие преимущества и недостатки имеет критериальное оценивание, по сравнению с другими педагогическими методиками.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса [2, 3].

Нужно отметить, что при введении в учебный процесс технологии критериального оценивания нужно это условие непременно согласовывать между всеми учениками и родителями, так как сам процесс оценивания знания учащихся должен быть прозрачным для всех.

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания по тесту или письменной работы заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Возникает вопрос где взять эти критерии или как их разработать?

Начать можно с сайта « единое содержание образования» https://edsoo.ru/, в разделе Тематический классификатор. В этом разделе выбираете класс и предмет. Открываете тему урока.

В открывшийся вкладке даны.

КЭС ФИПИ- контролируемые элементы содержания

КУ.КЭС ФИПИ- контролируемые умения

ПЭС – программные элементы содержания

ПУ. ПЭС ФИПИ- программные умения

Рассмотрим пример.

Тема

Понятие о гидролизе солей

КЭС ФИПИ

Изменение окраски индикаторов в различных средах Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена Химические свойства солей

КУ.КЭС ФИПИ

Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии

 

Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении

 

Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире

ПЭС ФИПИ

Понятие о гидролизе солей

ПУ.ПЭС ФИПИ

Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии

 

Использовать при выполнении учебных заданий и в процессе исследовательской деятельности научно-популярную литературу химического содержания, справочные материалы, ресурсы Интернета

 

Использовать при выполнении учебных заданий тексты учебника, справочные материалы (периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде, электрохимический ряд напряжений металлов)

 

Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций

 

Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента

 

Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения; возможности протекания химических превращений

 

Раскрывать смысл основных химических понятий, иллюстрировать их взаимосвязь и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений

 

Следовать правилам безопасной работы в лаборатории при использовании химической посуды и оборудования

Личностные результаты

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

Международные исследования

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

 

Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания

 

Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества

 

Предложить способ научного исследования данного вопроса

 

Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы.

Так же можно воспользоваться « Универсальным кодификатором для процедура оценивания качества образования» на сайтеhttps://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/241959901-4

Исходя из этого определяются цели и задачи для учителя и ученика. Подбираются задания желательно не репродуктивного характера, а задания на классификацию, сериацию, работа с текстом и т.д. На основании этого выстраиваем критерии, доводим до учащихся. Составлением эталоны. На ря Основными составляющими данной технологии оценивания образовательных результатов  обучающихся:

  • развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки;
  • фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
  • дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

Технология оценивания образовательных результатов  направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности.

Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

 Технология оценивания опирается на основные правила:

  • «что оценивать?»
  • «кто оценивает?»
  • «когда оценивать?»
  • «где фиксировать результаты?»
  • «по каким критериям оценивать?»

И так что оценивать.

Результаты обучающегося  это действия  или умения по применению знаний в ходе решения личностных, метапредметных или предметных задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки, а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

Первое правило «Оцениванию подлежат результаты  предметные, метапредметные». И вот здесь возникает вопрос,  как оценить метапредмет?

 Если вы анализировали задание впр, то обратили внимание, что там нет репродуктивных заданий. В этом и проблема расхождения отметок.

ду с этим выстраиваем траекторию формирующего оценивания.

Вот только при такой прозрачной работе с учениками, при открытом диалоге между учениками и учителем можно объективно оценивать работу учеников, со стороны родителей тоже не будет возражений, такие объективные оценки результатов удовлетворяют всех .

Главной задачей учителя несомненно должно стать создание условий способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха. Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является объективность, открытость, прозрачность новой системы технологии критериального оценивания, самое главное естественно – это стимулирующий потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей .

Литература:

Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, МЕТОДИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 215-218;

Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — М.: Академия, 2009 – 224с.

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей

https://edsoo.ru/

https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#!/tab/241959901-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику"

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос  оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

В статье представлен опыт применения технологии критериального оценивания на уроках информатики. Особенность применяемой методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определ...

ДОКЛАД на тему «Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику»

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику...

Использование критериального оценивания на уроках истории

В рамках технологии формирующего оценивания и предметных результатов по истории основного общего образования...

Критериальное оценивание на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.

Презентация для публичного выступления на тему "Критериальное оценивание на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС" раскрывает следующие аспекты:- Что такое оценивание;- Проблема...

Критериальное оценивание на уроках в начальной школе

В статье  рассказывается о  принципах оценивания,  раскрыт смысл принципа критериального оценивания,  дано понятие критериальной оценки, приведены задачи использования критериально...