Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого
методическая разработка по истории

Хайруллина Надежда Васильевна

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promyshlenniki_pri_petre_razrabotka.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа  N16»

Методическая разработка

внеурочного мероприятия

Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом»

Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

                                         

                                          Подготовила: учитель высшей категории

 Хайруллина Надежда Васильевна.

2021

Ход мероприятия

(участники: две команды из обучающихся 9 –х классов)

Звучит песня Непоседы «Мы дети твои, Россия»

Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

- Зачем создают музеи?

Тема сегодняшней нашей игры-экскурсии – это Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Экскурсовод-ведущий:  В наследие Петру I от Русского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Была унаследована и задача завоевания выхода к морю. Пётр быстро приступил к решению этой задачи, начав войну со Швецией и решив вести её по-новому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это требовало огромных финансовых затрат. Русское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами.

Экскурсовод-ведущий:  Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. Трудно сказать, как и когда у царя появилась эта мысль, но вероятно, это произошло во время Великого посольства, когда Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств.

Экскурсовод-ведущий:  В то же время желание удешевить содержание войска и флота естественно наводило на мысль, что было бы дешевле производить всё то, что нужно для экипировки и вооружения армии и флота. А так как фабрик и заводов, которые могли бы выполнить эту задачу, не было[, то возникала мысль, что их надо построить, пригласив для этого знающих иностранцев и отдав им в науку «своих подданных», как тогда выражались. Эти мысли были не новыми и известны ещё со времён царя Ивана Грозного.

Экскурсовод-ведущий:  Поставив себе цель вооружить экономику лучшими западными технологиями производства, Пётр реорганизовал все отрасли народного хозяйства. Во время Великого посольства царь изучил все стороны европейской жизни, в том числе, и техническую. За границей Пётр усвоил основы экономической мысли того времени — меркантилизма. Своё экономическое учение меркантилизм основывал на двух положениях: первое — каждый народ, чтобы не обеднеть, должен сам производить всё, что ему нужно, не обращаясь к помощи чужого труда, труда других народов; второе — каждый народ, чтобы богатеть, должен как можно больше вывозить из своей страны произведённую продукцию и как можно меньше импортировать иностранную продукцию.

Экскурсовод-ведущий:  Сознавая, что Россия не только не уступает, но и превосходит другие страны обилием природных богатств, Пётр решил, что государство должно взять на себя развитие промышленности и торговли страны. «Наше русское государство, — говорил Пётр, — передъ иными землями преизобилуетъ и потребными металлами и минералами преблагословенно есть, которые до настоящаго времени безъ всякаго прилежанія исканы» 

Экскурсовод-ведущий:  Таким образом, осознав значение торговли и промышленности и усвоив на Западе идеи меркантилизма, Пётр приступил к реформированию этих сфер, принуждая к этому подданных, хотя бы и насильственным методом

Разминка. Участники мероприятия отвечают на вопросы интеллектуальной викторины. ( участники сами выбирают себе вопросы, которые написаны на небольших листах, текстом вниз)

Вопросы:

  • Что послужило причиной преобразования экономики России в начале 18 века
  • Какое событие показало, что Российская экономика остро нуждается в переменах
  • Меркантилизм – это
  • Каковы два основных положения меркантилизма
  • Что такое Великое посольство и каковы его результаты
  • Что надо было развивать в России в первую очередь и почему
  • Почему Петр 1 был уверен в том, сто Российская экономика сможет догнать и перегнать экономику Запада

Вашим  домашним заданием было узнать о первых промышленниках России - современниках Петра1.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства

Перед вами семь представителей купцов-промышленников знаменитых семей. Они взяли с собой образцы товаров  (фото), благодаря которым они разбогатели. Ваша задача узнать кто  они и рассказать о них.

Бахрушины  (кожевенные заводы), Мамонтовы   (знаменитый откупщик), Щукины   (ткани), Рябушинские  (бумажный товар), Демидовы   (металлургические заводы), Третьяковы   (льняньщик), Матвей Сергеевич Нечаев     (рыба)

Участники отгадывают представителей промышленников России и рассказывают о них.

Жюри подводит итоги. Награждение.

Экскурсовод-ведущий   Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране"

Список литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - М., Просвещение, 1989 - 253 с.

2. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого с первой четверти XVIII века - СПб., Юристъ, 2008

3. Багер Х. Реформы Петра Великого. - М., Просвещение, 1985 - 275 с.

4. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М., ЭКО, 2006 - 382 с.

5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке - М., РГГУ, 2001 - 295 с.

6. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М., 2007

7.Большая Советская Энциклопедия, — М.: 2005г. Тома 18, 19, 20, 21.

8. Думный В.В. История предпринимательства в России. Вып. 2. Российское предпринимательство при Петре Великом (середина 90-х гг. XVII в. – первая четверть XVIII в.). М., 1999.

9. Павленко Н.П. Петр Великий. М., 1990.

10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 3. М., 1993.

11. Законодательство Петра I. M., 1997.

12. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. М., 1995.

13. Барышников М.Н. История делового мира России. М., 1994.

14. История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. От Средневековья до середины XIX века. М., 2000.

15. Захаров В.Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха
Петра I. М., 1996.

16. Ключевский В.О. Указ.соч. Книга третья. С. 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Фабрика Деда Мороза» Обзор русского народного календаря. Новый год. Обряды, традиции русского и других народов.

Познакомить обучающихся с русским народным календарем, с празднованием Нового года на Руси и в других странах. Изготовление подарков на рождество....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позво...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (нравственная беседа) «Друг – это тот, кто рядом»

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в восп...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Великая Отечественная война в числах»

Данная методическая разработка является конспектом внеклассного мероприятия, посвященного празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне для студентов 1 курса....

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Поэты Великой Отечественно войны"

Данное мероприятие разработано для студентов первого и второго курсов ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1» как внеклассное мероприятие по литературе.ВОВ – это, пожа...