Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"
методическая разработка по истории (5, 6, 7 класс)

Смирнова Ирина Сергеевна

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позволяет реализовать общие компетенции, расширить и углубить знания по предмету, совершенствовать навыки работы с литературой, историческими источниками, иллюстрациями, формировать навыки целеполагания и рефлексии.

Проведение занятия способствует расширению кругозора за счет реализации внутрипредметных и межпредметных связей с литературой, МХК, развивает память, мышление, внимание, позволяет сформировать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине, стремление к дальнейшему самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории

на тему «Дети блокадного Ленинграда»

Цели: 

А) образовательные:

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда;
  • сформировать у учащихся представление о подвиге своих ровесников в годы блокады.

Б) развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков связной монологической речи, умений работать с историческими и литературными источниками, анализировать события и делать выводы;

В) воспитательные:

  • воспитывать такие духовно-нравственные качества, как: патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны.

Оборудование: электронная презентация.

Опережающее задание: подготовить выступления о подвиге маленьких ленинградцев, отобрать стихи и песни, посвященные теме мероприятия.

Ведущий: О блокаде Ленинграда сказано много. На эту тему писали люди, которые жили и работали в осажденном городе, и те, кто в нем никогда не был. Но герои этих историй, как правило, взрослые. О детях и подростках упоминается вскользь. А ведь среди них были настоящие герои.

Работа с картиной В.А. Раевской-Рутковской «Награжденный медалью».

Вопрос к залу: Что вы видите на картине? Что происходит? 

Предполагаемые ответы: художник запечатлел на полотне ленинградских мальчишек, один из которых награжден медалью.

Один из учащихся читает стихотворение Юрия Воронова «В блокадных днях мы так и не узнали…»

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем

Выдали медали,

И только в сорок пятом -

Паспорта.

И в этом нет беды…

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда…

Ведущий: Одним из самых драматичных сражений Великой Отечественной войны стала оборона Ленинграда. Битва за этот город продолжалась более 3 лет. Защищали его не только военнослужащие, но и жители города. Для их поощрения 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Предписывалось, что награда будет вручаться всем лицам, защищавшим город, - не только военным, но и мирному населению. В числе награжденных – 15 тысяч блокадных детей. Давайте поговорим о том, за какие подвиги могли дети Ленинграда получить такую медаль?

Учащиеся исполняют песню «Ленинградские мальчишки».

Далее ученики представляют заранее подготовленные сообщения о детях-героях.

Миша Сухачев. До сентября 1941 г. дети играли в войну – выслеживали вымышленных врагов, изображали из себя ловких разведчиков. С начала блокады игры закончились. Братья Миши Сухачева ушли на фронт. Он с матерью и сестрами остался в городе, который фашисты охватили кольцом, чтобы туда, как они говорили, не проскочила бы и мышь. Впрочем, она и не могла проскочить... Совсем скоро в городе не осталось мышей. Миша и его друзья, истощенные, еле живые, находили в себе силы тушить зажигательные бомбы на чердаках, проверять светомаскировку, выслеживать диверсантов. Почти все друзья Михаила Сухачева погибли. Он выжил чудом. Окончил военное училище, стал летчиком, дослужился до звания полковника, а выйдя на пенсию, занялся литературным творчеством. Одну из книг Сухачев посвятил юным защитникам Ленинграда.

Миша Тихомиров. В сентябре 1941 г. немецкая авиация начала засыпать Ленинград зажигательными бомбами. Пятнадцатилетний Миша возглавил противопожарное звено. По сигналу ребята занимали свои позиции на чердаках и крышах. После очередного пожара они увидели, что волосы у Миши стали белыми, словно припудренными известью. Но это была не известь, а седина. Миша Тихомиров погиб в марте 1942 г., во время артобстрела.

Лида Положенская и Тамара Немыгина. Даже в дни блокады артисты давали концерты морякам – это нужно было для поднятия военного духа. Лида Положенская и Тамара Немыгина каждое воскресенье проходили долгий и опасный путь по замерзшей Неве к миноносцу «Строгий». Им было далеко до профессионалов – всего лишь ученицы балетной школы. Но лишь только завидев их, сигнальщик на мостике кричал: «Балерины пришли!», и матросы выбегали им навстречу. Концерт был скромным: Лида пела, Тамара аккомпанировала ей на аккордеоне. А моряки слушали и понимали: если эти истощенные от голода девочки находят в себе силы прийти и выступить перед ними, то они должны победить врага во что бы то ни стало!

Юра Булатов. Юный ленинградец рыл окопы под Петергофом. Ученик седьмого класса трудился со взрослыми наравне. Спал по несколько часов в сутки, где придется. Бывало и под открытым небом. Юре, как и сотням других детей блокады, пришлось совершать слишком много взрослых дел.

Сообщение одного из учащихся о школах, педагогах и учениках  блокадного Ленинграда.

Несмотря ни на что, дети продолжали учиться. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Поэтому в декабре 1941 г. школам было разрешено временно прекратить занятия. Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу. В классах зачастую было холодно и темно. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах. Урок продолжался 20 – 25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

С начала мая 1942 г. возобновились занятия и в тех школах, где они были зимой прерваны.

Основную массу учащихся составляли ученики младших классов, так как большинство детей старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах. За активное участие в обороне города свыше 5 тысяч школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда».

Подведение итогов: беседа с залом

  • Какой подвиг совершили юные ленинградцы? (Предполагаемый ответ: они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.)
  • Почему, на ваш взгляд, все эти маленькие ленинградцы совершили свой подвиг? Что могло двигать ими?
  • Важно ли сохранять современным горожанам память о блокадных днях? Почему?

Заключительное слово ведущего: Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим». 

На прощание звучит песня «До свидания, мальчики» (Б. Окуджава)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Награжденный медалью. Художник В.А. Раевская-Рутковская

Слайд 3

Награжденный медалью. Художник В.А. Раевская-Рутковская Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 4

Дежурство на крыше Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 5

Юные пожарные Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 6

Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 7

Дети роют окопы Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 8

Урок в бомбоубежище Медаль за оборону Ленинграда

Слайд 9

Дети на заводе Медаль за оборону Ленинграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка занятия по дисциплине История по теме: «Блокада Ленинграда»

Предлагаемая методическая разработка содержит конспект урока , презентацию к уроку, исторические источники. Урок  должен способствовать развитию у студентов  умений воссоздавать образы прошл...

Методическая разработка. Сценарий мероприятия, посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий: Уважаемые ветераны и жители блокадного Ленинграда! От лица администрации нашего лицея я рада приветствовать Вас в этот торжественный час, посвященный Великому юбилею. Благодаря Вашим дедам,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине История

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине История на тему: "Получен приказ - на рассвете войти в Элисту!"....