Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине История
методическая разработка по истории (10, 11 класс)

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине История на тему: "Получен приказ - на рассвете войти в Элисту!".

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

"ЭЛИСТИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Х.Б. КАНУКОВА"

«ПОЛУЧЕН ПРИКАЗ: НА РАССВЕТЕ ВОЙТИ В ЭЛИСТУ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

по дисциплине «История»

для студентов 1 курсов учреждений СПО

Выполнил: Басангов А.С.

Преподаватель общественных дисциплин

Элиста, 2022

План внеурочного мероприятия

Тема: «Получен приказ: на рассвете войти в Элисту».

Цели:

- образовательные: познакомить студентов с историей оккупации и освобождения г. Элиста от немецко-фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны;

- воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству, чувство чести и достоинства на примере подвигов партизан;

- развивающие: развивать навыки анализа в работе с историческим источником, обобщать, делать вывод, аргументировать собственное мнение и давать собственную оценку историческим событиям;

Форма проведения: открытый классный час;

Методы обучения: словесный метод – рассказ, объяснение, фронтальный опрос; наглядный метод – демонстрация презентации, кинохроника «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны».

Оборудование урока: ПК, интерактивная доска, презентация;

Межпредметные связи: история, обществознание;

Ход урока

Набор модулей

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства, используемые на мероприятии

1

Организационный момент

Приветствие студентов

Слушают, воспринимают

Наглядные (записи на доске), словесные

2.

Актуализация внимания обучающихся

Озвучивание целей мероприятия и порядка действий

Слушают, воспринимают

словесные

3

Основная часть

1. Вводная беседа,

2. Видеодидактическое воздействие

3. Рефлексия

Просмотр видеоролика «К 80-летию освобождения г, Элиста», просмотре презентации, выступление студентов с докладами, просмотр военной кинохроники «Освобождение Элисты», ответы на вопросы викторины

Проектор. Колонки

Словесные

4

Обобщение

Подведение итогов классного часа

Слушают, воспринимают

словесные

Преподаватель: Добрый день! Приветствуем вас на нашем открытом классном часе – «Получен приказ на рассвете войти в Элисту»., посвященном восьмидесятой годовщине освобождения нашей родной столицы – города Элисты от немецко-фашистских захватчиков 31 декабря 1942 - 1 января 1943 года! (слайд 1)

Просмотр видео – Освобождение Элисты

Преподаватель: Боевые действия на территории Калмыкии происходили в период с августа 1942 г. по январь 1943 г. В первые дни войны был создан военный отдел горкома партии. Сразу в военкомат стали поступать сотни заявлений от ребят с просьбой отправить их в ряды действующей армии. Осенью 41 года более восьмиста жителей Элисты прошли пешком свыше 250 км, чтобы организованно приступить к земляным работам на строительстве оборонительного рубежа на Дону. На экране вы можете посмотреть основные хронологические даты, связанные с боями на территории Калмыкии. (слайд 2)

Преподаватель: С самого начала войны жители Калмыцкой АССР помогали фронту всем чем могли – деньгами, продуктами, одеждой и конечно солдатами. Осенью 1941 года в Калмыкии началось формирование двух кавалерийских дивизий - 110-я ОККД им. С.М. Буденного и 111-я ОККД им. О.И. Городовикова. (слайд 3)

Преподаватель: В июле 42 года фронт стал стремительно приближаться к Элисте. Участились налеты вражеской авиации, создалась серьезная угроза для населения и государственного имущества.

2 августа началась эвакуация, а также мобилизация всех подвод и тракторов. В начале августа по железной дороге Ставрополь-Дивное противник продвигался беспрепятственно, поскольку здесь отсутствовала наша армия. Только 5 августа, согласно приказу командования Сталинградского фронта, из пятьдесят первой армии был выделен сводный отряд для обороны Элисты. Но 10 августа 42 года гитлеровцы заняли село Приютное в семидесяти пяти км от Элисты, и уже на следующий день они подошли к столице. Первая атака мотопехоты и танков противника была отбита, но уже ночью защитники Элисты были вынуждены отступить к Ставрополю и Астрахани. (слайд 4)

Преподаватель: 12 августа в 7 часов утра немцы заняли Элисту. (слайд 5) Захват столицы Калмыкии гитлеровское командование решило использовать для удара в направлении устья Волги, чтобы захватить Астрахань и тем самым отрезать Кавказ от центра страны.

Но осуществить эти планы противнику не удалось. Была сформирована 28-ая армия, которая остановила продвижение гитлеровцев у поселка Хулхута.

Преподаватель: В захваченной немцами Элисте были образованы городская управа, полиция и подразделение для борьбы с советскими партизанами и разведывательно-диверсионными группами, возглавляемое полковником Вольфом. Началось создание вооружённых охранно-полицейских формирований из местных жителей, которые использовались немцами для доносов, охраны объектов, несения патрульной службы, охраны флангов немецких подразделений, ведения разведки и наблюдения, борьбы с советскими партизанами и разведывательно-диверсионными группами. Но в городе все же действовало советское подполье, в окрестностях - два партизанских отряда. (слайды 6-7)

Преподаватель: В балке Гашун оккупационные власти расстреливали мирных жителей и партизан. 9 сентября 1942 года в Элисте было расстреляно 600 евреев, проживавших в городе. Немецкое командование перебросило сюда 16-ю мотодивизию и часть сил 6-го румынского корпуса, имея намерение выйти к дельте Волги, занять Астрахань и отрезать Кавказ от центра. (слайд 8)

Преподаватель: За это время от рук фашистов гибли сотни горожан. В городе обосновались гестапо и немецкая комендатура. Но город не молчал, здесь действовали подпольные организации, а в округе надежду на победу давали партизаны, которые не оставляли в покое врага. В сентябре 42 года в Элисте кто-то бросил толовую шашку в водопроводный колодец, поджег здание школы около военкомата, где были расквартированы немцы. Но особенно взбесил врага точечный налет советской авиации на казармы гитлеровцев. Все это стало поводом для репрессий. В застенки были брошены, а затем расстреляны многие горожане. В период оккупации Элиста была практически полностью сожжена.

Преподаватель: В первые дни Великой Отечественной войны люди собирались у кинотеатра «Родина», чтобы обсудить последние новости. Большинство киномехаников ушли на фронт, их дело продолжили подростки. Защищать Родину ушел и руководитель Управления кинофикации при Совнаркоме КАССР, директор кинотеатра Борис Яшкулов. Но вскоре работу киносети пришлось свернуть из-за угрозы оккупации немецкими войсками Элисты. Машины с киноаппаратурой были направлены в село Караванное Астраханской области, и здесь кинопередвижка обслуживала воинские подразделения. А "Родина" замерла в ожидании фашистов.

Преподаватель: Это было, пожалуй, самое страшное время для здания. В коридорах немцы устроили конюшню для румынской кавалерии, а в самом зале проводились богослужения для немцев. Когда Элиста была освобождена от оккупантов, уцелели лишь три здания, в том числе и кинотеатр "Родина".

Преподаватель: В тылу врага на оккупированной территории республики свою работу проводил 21 партизанский отряд, в которых воевало порядка 300 человек. В каждом отряде насчитывалось по 15-20 человек, но были и такие, где количество партизан достигало 35 человек. (слайд 9)

Большой урон немцам доставляла партизанская группа № 59. Командиром отряда был Илья Гермашев, а комиссаром – Бадма Адучиев. (слайд 10)

Выступление студента с докладом о И. Г. Гермашеве.

Илья Григорьевич Гермашев прежде всего известен как командир знаменитого партизанского отряда № 59 «Гром». Отряд был подготовлен в спецшколе № 005 и состоял из 22 человек (русских и украинцев – 13 человек, калмыков – 9 человек). Отряд И.Г.Гермашева вёл боевую деятельность в октябре-ноябре 1942 г. Он совершал налёты на немецкие гарнизоны в г.Элисте, хуторе Петренко Вознесеновского сельского Совета, селе Бага-Бурул и др. 5 ноября 1942 г. подразделение И.Г.Гермашева было обнаружено противником северо-западнее Бага-Бурула и вступило в неравный бой. Мужественные разведчики-партизаны сражались почти трое суток.

7 ноября бой завершился полным уничтожением партизанского отряда, погибли и командир (И.Г.Гермашев), и комиссар (Б.Х.Адучиев). Попавшие в плен были расстреляны в Элисте. По признанию самих немцев, в ходе этого трёхдневного сражения было убито значительное количество их солдат и полицейских.

Преподаватель: В составе группы было 22 человека. Налеты партизанского отряда всегда были результативными. В начале ноября 1942 года партизаны выследили группу немецкой разведки и уничтожили из 28 ее членов 17 человек. Сразу же немецкое командование приняло решение ликвидировать отряд, для чего направило порядка 300 солдат. Партизаны приняли бой, который был ожесточенным и длился 2 дня, было уничтожено немало немцев, но и основная часть группы полегла на поле боя.

Преподаватель: Самым юным участником партизанского отряда «Гром» был Юрий Клыков. До самых последних своих дней Юрий был примером мужества и героизма. Во время допроса он без страха обвинял немцев в зверствах, что они творили на территории Калмыкии. А на одном из последних допросов он крикнул, что только в последнем бою убил 8 фашистов. Когда партизан стали выводить на расстрел и приказали раздеться, Юрий Клыков отказался, и вдруг, разбежался и головой ударился о каменную стену. Через два дня ему было бы всего 17 лет! О чем думал паренек, увлекавшийся в школе музыкой и конструированием? Почему принял такое решение? (слайд 11)

Выступление студента с докладом о Ю.К. Клыкове.

Юрий Клыков – юный боец партизанского отряда № 59 «Гром». Имя Юрия Клыкова давно стало легендарным и ассоциируется с бесстрашием, мужеством и отвагой. В последнем жестоком бою в начале ноября около села Бага Бурул Приютненского улуса т.Клыков лично убил 8 немцев. 7 ноября 1942 года он вместе с одним партизаном вышел из окружения, укрылся в землянке, в степи, где был настигнут и захвачен полицейскими… Выходя из землянки, Клыков из пистолета, спрятанного им в рукаве фуфайки, заряженного только одним патроном, убил полицейского. После этого полицейскими он был доставлен в гестапо. Предвидя издевательства и пытки фашистов, тов.Клыков разбежался по коридору, ударился об угол стены головой, разбил себе череп и немедленно скончался.

Преподаватель: Еще в мирное время Юра с отцом часто выезжал в степь. Наблюдая за гордыми орлами, подросток сказал, что хотел бы иметь у себя такого степного орла. Но отец заметил, что это невозможно: эта птица не живет в неволе, потому что она слишком горда и свободолюбива. И даже если их сажают в клетку, они не терпят такого обращения и предпочитают смерть, разбиваясь о ее стенки. Эта история и запала в душу Юре.

Преподаватель: Навсегда в наших сердцах останется имя Тамары Хахлыновой. В середине октября 42 года обком партии поручил партизанам наладить переправу через линию фронта в тыл немецкой армии. Среди 16 человек была и веселая девушка, которая отличалась от всех своим оптимизмом. Это была Тамара Хахлынова. (слайд 12)

Выступление студента с докладом о Т.Д. Хахлынове

Хахлынова Тамара Даниловна родилась в 1917 г. До вступления в партизаны она работала медсестрой в г.Элисте. В составе прославленного партизанского отряда № 57 П.Н.Яковлева под названием «Павел» Т.Хахлынова ушла в тыл противника 15 октября 1942 г., она была медсестрой и бойцом. Севернее Элисты, в начале ноября 1942 года тов.Хахлынова и партизан Косиев были в разведке. Они обнаружили отряд немцев до 80 человек, двигавшийся в направлении партизанского отряда. Тогда Хахлынова Тамара принимает решение завязать бой с немцами, задержать их и дать возможность своему партизанскому отряду укрыться. В этом бою тов.Хахлынова задерживала немцев до последнего патрона, убила из автомата 10 гитлеровцев, а когда патроны кончились, немцы бросились к ней с криком «сдавайся». Тов.Хахлынова прикладом автомата уничтожила одиннадцатого немецкого офицера, но тут же была убита окружившими её немцами…»

Последняя ее запись в блокноте гласит: «До счастливой встречи в Элисте после Победы. Смерть немецким фашистам!». Из своей винтовки Тамара уничтожила 10 фашистов, а 11-го оглушила прикладом ружья.

Преподаватель: Освобождение Элисты от фашистских захватчиков было осуществлено в ходе контрнаступления Советской армии под Сталинградом, которое началось 19 ноября 1942 года. Немцы выставили сильный заслон из танков, артиллерии, кавалерии и мотопехоты. Используя глубокие балки и бугры Ергенинской возвышенности, они оказывали упорное сопротивление оккупантам. В эти дни в степи разыгралась непогода, шел сильный снег с дождем, дул холодный ветер. Но это не стало препятствием для советских войск, и 30 декабря наши танкисты и мотострелки вышли на окраину города.

Преподаватель: Первыми в город ворвались солдаты 105-го гвардейского стрелкового полка. А за несколько минут до наступления Нового года, части 28-ой Армии под командованием В.Ф. Герасименко вошли в Элисту. (слайд 13)

Выступление студента с докладом о В.Ф. Герасименко

Герасименко Василий Филиппович - советский военачальник, генерал-лейтенант. С началом Великой Отечественной войны генерал-лейтенант В.Ф. Герасименко был назначен командующим 13-й армией Западного фронта, но вскоре зачислен в распоряжение Народного комиссариата обороны. В ноябре 1941 г. он был назначен командующим войсками Сталинградского военного округа, а в сентябре 1942 г. вступил в командование 28-й армией, сформированной на базе управления и войск округа. Армия под его командованием в составе войск Сталинградского фронта принимала участие в Сталинградской битве. В сентябре - октябре 1942 г. ее войска отразили все попытки противника прорваться к устью р. Волга и перерезать ж.-д. магистраль Астрахань-Кизляр и Волго-Каспийский водный путь. В декабре армия перешла в наступление и освободила г. Элиста. В честь военачальника названы улицы в городе Элиста.

Преподаватель: В этом наступлении отличился Отдельный кавалерийский разведбатальон, состоящий в основном из воинов-калмыков. Командиром батальона был лейтенант Илья Барабанов, политруком - Булда Манджиев. Хорошо ориентируясь на местности, разведчики совершали рейды в тыл врага, а вечером 31 декабря они доложили, что гитлеровцы минируют здания, готовятся сжечь город. Тогда военный совет армии приказал войскам немедленно перейти в наступление, которое назначалось на утро следующего дня. (слайд 14)

Преподаватель: В 9 часов вечера 31 декабря 1942 года началось решающее сражение за столицу Калмыкии. Бой был сравнительно недолгим, но жарким.

Утром 1 января над остовом сгоревшего здания Дома Советов взвилось победное Красное Знамя. Его водрузили инструктор политотдела 34-ой гвардейской стрелковой дивизии старший лейтенант Михаил Кондаков, сержант Владимир Никаноров и политрук Булда Манджиев. Война еще не была окончена, фронт уходил на запад, но жители Элисты были уверены в том, что Победа не за горами!

Просмотре видео – Военная кинохроника «Освобождение Элисты». (слайд 15)

Преподаватель: Минута молчания!

В конце классного часа давайте проведем небольшую викторину, связанную с событиями освобождения г, Элиста от немецко-фашистских захватчиков. (слайд 16)

Преподаватель: Открытый классный час «Получен приказ на рассвете войти в Элисту», посвященный годовщине освобождения нашей родной столицы – города Элисты от немецко-фашистских захватчиков 31 декабря 1942 - 2 января 1943 года» объявляется законченным. (слайд 17)

Растут новые поколения. Но живы в памяти людей дни Великой Отечественной войны. Так заведено годами – о минувших днях хранить память. Это помогает нам бороться с величайшим злом, которое есть на планете, - с забвением. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя. Мы благодарны тем, кто защитил нас с вами. Мы следуем словам маршала Г.К.Жукова: «Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпенье. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами».

Мы помним тех, кто не дожил до светлого Дня Победы, кто ценой своей жизни подарил жизнь нам, и чтим их память.

Список использованной литературы:

1. История Калмыкии с древнейших времен до наших дней. В 3 томах. Том II; Элиста, ИД Герел, 2009. – 840 с.

2. Максимов К.Н. Великая Отечественная война: Калмыкия и калмыки. 2-е изд., доп.; КИГИ РАН. – М.: Наука, 2010. – 406 с.

3. Кинохроника «Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны». – [дата обращения ]

4. Освобождение Элисты от немецко-фашистских захватчиков 1942-2022. – [дата обращения ]

5. К 100-летию автономии Калмыкии: взгляд в прошлое. «Период оккупации и освобождение. 1942-1943 гг.» – #1082;-100-летию-автономии-калмыкии-взгляд-в-п-25/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"

Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Говорим на языке Шекспира"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству У. Шекспира....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОБЖ Игра – викторина «Alko. STOP»

      Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное "оружие” в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы ка...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории на тему "Дети блокадного Ленинграда"

Методическая разработка внеурочного мероприятия по истории «Дети блокадного Ленинграда» предназначена для проведения классного часа или урока мужества в 5 - 7 классах. Данное занятие позво...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...

Методическая разработка внеурочного мероприятия Экскурсия-игра в школьном музее «История рядом» Династии первых русских промышленников времен Петра Великого

Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и...