Календарно-тематический план кружка "Юный Фотограф"
календарно-тематическое планирование

МОНГУШ МААДЫР МААДЫР-ООЛОВИЧ

I. Пояснительная записка.

 

1.      Статус документа

В кружок принимаются учащиеся с 5 по 9 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 72 часа и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков  для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.

Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы.

При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.

Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.

2.      Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование

 

 

3.  Цели и задачи кружка:

- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим  воспитанием. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают перво­начальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников фотографической информации.

- овладение умениями и навыками фотодела,  использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.

- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.

Задачи:

  1. Привлечь детей к занятию фотографией.
  2. Повышать уровень мастерства учащихся.
  3. Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
  4. Укрепление дружбы между учащимися.
  5. Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
  6. Привлечение детей к занятию фотоискусством.

 

 

Таблица тематического распределения количества часов (70 часов/ 2 часа в неделю)

 

Наименование темы

Всего отведено кол-во часов

Теория

Практика

1.

История фотографии.

2

2

-

2.

Работа с фотоаппаратом.

8

4

4

3.

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография.

14

6

8

4.

Поэтика снимка.

6

2

4

5.

Образность. Фотожанры.

32

16

16

6.

Работа с программами по обработке фотографий

8

4

4

 

ИТОГО

72

34

36

 

 

 II Содержание обучения

Тематический план работы фотокружка.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

72

Содержание работы

История фотографии. (2)

1

История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография

2

Получение композиций на фотобумаге. Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. Фотография в науке, технике, общественной жизни. От пленки к "цифре".Фотография как искусство.

Работа с фотоаппаратом. (8)

2

Основные части фотоаппарата.

2

Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма. Затвор, выдержка. Устройство цифрового фотоаппарата: сенсоры, память, экспозиционная автоматика, электропитание.

3

Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости.

2

Главное фокусное расстояние. Светосила, диафрагма, определении  глубины резкости.. Объективы длиннофокусные, широкоугольные, ZOOM, Разрешающая способность объектива.

4

Определение экспозиции. Затвор, выдержка

2

Виды затворов: шторные, центральные, выдержка длинная и короткая, её определение на практике.

5

Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Импульсные фотовспышки.  Первая съемка.

2

Фотоэкспонометр, таблицы, символы. Установка цвета и света.  Снимаем на улице. Отработка последовательности операций.

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14)

6

Кадрирование.

2

Определение границ кадра.

 

Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра.

2

Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность.

7

Композиция (продуманное построение изображения).

2

Диагональная композиция. Восходящая и нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы».

8

Пропорциональность кадра

2

Линии золотого сечения. 3:2; 5:4.

9

Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки.

2

Общий план городской улицы с перспективой. Средний план жанровой сценки. Крупный план – натюрморт, фрагменты, выражения лиц.

10

Ракурс. Перспектива.

2

Высота точки съемки. Точка съемки снизу. Точка съемки сверху.

11

Тональный рисунок кадра. 

2

Свет в кадре. Тональная доминанта.

12

Смысловая подвижность. Смысл кадра

2

Пластическое взаимодействие объектов снимка и его эмоциональный тон. Создание смысла. Участие камеры.

Поэтика снимка (6)

13

Изобразительная плоскость

2

Прямоугольность формата – две вертикали и две горизонтали. Структурный план плоскости – линии, сходящиеся в центре. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возрастание напряженности при удалении от центра. 

14

«Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона.

2

Смысловая функция тона – черные, белые, серые тона. Светотеневой и светотональный  рисунок изображения. Контровой свет. Сниженная и повышенная тональность снимка. Цветовая тональность.

15

Изображенное пространство:  Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства

2

Три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3.  Воздух, как компонент пространства.

Образность. Фотожанры. (32)

16

Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов.

2

Виды образов: характер, пространство, предмет.

17

Жанры и образность фотографии. Портрет.

2

Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

18

Контакт с героем. Взгляд в камеру.

2

19

Руки в портрете.

2

20

Поза и жест.

2

21

Контраст.

2

22

Композиция. Пространство.

2

23

Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и облака

2

Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

24

Предмет и среда. Ритмы пространства.

2

25

Фотосъемка архитектурных сооружений

2

26

Жанровая фотосъемка

2

27

Спортивная фотосъемка

2

28

Фотонатюрморт и фотоэтюд.

2

29

Репортажная (документальная) фотосъемка

2

30

Специальные виды съемки

2

31

Техническая фотосъемка

2

Работа с программами по обработке фотографий (8)

32

Основы компьютерной графики

2

Изучение программы, создание коллажей

33

Программа Adobe Photoshop

2

34

Обсуждение, просмотр снимков

2

Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.

35-36

Обобщающее занятие

2

Подведение  итогов.

 

III. Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы,  индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

 

IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Литература:

1. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2010.

2. Б.В. Пальчевский. Фотография. Курс для начинающих. – Минск:Полымя, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.
  2.  Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan_kruzhka.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

1.      Статус документа

В кружок принимаются учащиеся с 5 по 9 класс, желающие научиться самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотография широко и прочно вошла в жизнь школьников. Она помогает учащимся полнее усвоить общеобразовательные предметы, связать их с практической жизнью. Юные фотолюбители первые помощники учителей; фотоснимки школьников используются как наглядные пособия на уроках. Фотокружок развивает у учащихся наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая программа рассчитана на 72 часа и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков  для последующей самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 2 часа в неделю.

Основным методом работы кружка является практический и наглядный показ принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и приемов практической работы.

При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и современных тем. С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.

Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.

Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место. Этот процесс можно назвать творчеством с большой буквы, но ребенок реализует свою потребность в развитии.

2.      Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание, календарное планирование

3.  Цели и задачи кружка:

- Освоение знаний об основных понятиях фотографического процесса, его особенностях и специфике. Главная цель курса — формирование и развитие у учащихся наблюдательности, связи с эстетическим  воспитанием. При изучении этого курса продолжается формирование культуры и обучение фотографическому языку. Изучая данный курс, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников фотографической информации.

- овладение умениями и навыками фотодела,  использовать один из «языков» международного общения — искусство фотографии; применять накопленные знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

 - воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, позитивного отношения к окружающей среде. Развитие у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств.

- формирование способности и готовности к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, и социально-ответственному поведению в жизни.

Задачи:

  1. Привлечь детей к занятию фотографией.
  2. Повышать уровень мастерства учащихся.
  3. Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
  4. Укрепление дружбы между учащимися.
  5. Комплектация создания коллектива, сохранение его контингента до конца учебного года.
  6. Привлечение детей к занятию фотоискусством.

Таблица тематического распределения количества часов (70 часов/ 2 часа в неделю)

Наименование темы

Всего отведено кол-во часов

Теория

Практика

1.

История фотографии.

2

2

-

2.

Работа с фотоаппаратом.

8

4

4

3.

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография.

14

6

8

4.

Поэтика снимка.

6

2

4

5.

Образность. Фотожанры.

32

16

16

6.

Работа с программами по обработке фотографий

8

4

4

ИТОГО

72

34

36

 II Содержание обучения

Тематический план работы фотокружка.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

72

Содержание работы

История фотографии. (2)

1

История фотографии. Свойства света. Камера – обскура. Фотография сегодня. Цифровая фотография

2

Получение композиций на фотобумаге. Изображение в темной комнате. Изготовление ее из бумаги. Фотография в науке, технике, общественной жизни. От пленки к "цифре".Фотография как искусство.

Работа с фотоаппаратом. (8)

2

Основные части фотоаппарата.

2

Корпус фотоаппарата. Объектив, диафрагма. Затвор, выдержка. Устройство цифрового фотоаппарата: сенсоры, память, экспозиционная автоматика, электропитание.

3

Фотооптика. Объектив, диафрагма, глубина резкости.

2

Главное фокусное расстояние. Светосила, диафрагма, определении  глубины резкости.. Объективы длиннофокусные, широкоугольные, ZOOM, Разрешающая способность объектива.

4

Определение экспозиции. Затвор, выдержка

2

Виды затворов: шторные, центральные, выдержка длинная и короткая, её определение на практике.

5

Жидкокристаллические дисплеи и система управления цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Импульсные фотовспышки.  Первая съемка.

2

Фотоэкспонометр, таблицы, символы. Установка цвета и света.  Снимаем на улице. Отработка последовательности операций.

Изобразительные средства в фотографии. Искусство и фотография. (14)

6

Кадрирование.

2

Определение границ кадра.

Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра.

2

Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность.

7

Композиция (продуманное построение изображения).

2

Диагональная композиция. Восходящая и нисходящая диагонали. Диагональ «борьбы».

8

Пропорциональность кадра

2

Линии золотого сечения. 3:2; 5:4.

9

Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки.

2

Общий план городской улицы с перспективой. Средний план жанровой сценки. Крупный план – натюрморт, фрагменты, выражения лиц.

10

Ракурс. Перспектива.

2

Высота точки съемки. Точка съемки снизу. Точка съемки сверху.

11

Тональный рисунок кадра. 

2

Свет в кадре. Тональная доминанта.

12

Смысловая подвижность. Смысл кадра

2

Пластическое взаимодействие объектов снимка и его эмоциональный тон. Создание смысла. Участие камеры.

Поэтика снимка (6)

13

Изобразительная плоскость

2

Прямоугольность формата – две вертикали и две горизонтали. Структурный план плоскости – линии, сходящиеся в центре. Принцип равновесия при заполнении картинной плоскости. Возрастание напряженности при удалении от центра. 

14

«Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона.

2

Смысловая функция тона – черные, белые, серые тона. Светотеневой и светотональный  рисунок изображения. Контровой свет. Сниженная и повышенная тональность снимка. Цветовая тональность.

15

Изображенное пространство:  Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства

2

Три компонента пространства: 1. Предметы первого плана. 2. Окружающий фон – интерьер, ландшафт, городской пейзаж. 3.  Воздух, как компонент пространства.

Образность. Фотожанры. (32)

16

Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов.

2

Виды образов: характер, пространство, предмет.

17

Жанры и образность фотографии. Портрет.

2

Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

18

Контакт с героем. Взгляд в камеру.

2

19

Руки в портрете.

2

20

Поза и жест.

2

21

Контраст.

2

22

Композиция. Пространство.

2

23

Фотосъемка пейзажа Формат. Горизонт. Небо и облака

2

Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра.
Съёмка, конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки.

24

Предмет и среда. Ритмы пространства.

2

25

Фотосъемка архитектурных сооружений

2

26

Жанровая фотосъемка

2

27

Спортивная фотосъемка

2

28

Фотонатюрморт и фотоэтюд.

2

29

Репортажная (документальная) фотосъемка

2

30

Специальные виды съемки

2

31

Техническая фотосъемка

2

Работа с программами по обработке фотографий (8)

32

Основы компьютерной графики

2

Изучение программы, создание коллажей

33

Программа Adobe Photoshop

2

34

Обсуждение, просмотр снимков

2

Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки.

35-36

Обобщающее занятие

2

Подведение  итогов.

III. Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы,  индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

IV. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Литература:

1. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2010.

2. Б.В. Пальчевский. Фотография. Курс для начинающих. – Минск:Полымя, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.
  2.  Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план 5 класс

План составлен для городской школы (по Симоненко). Надеюсь, кому-нибудь пригодится...

Рабочая программа и календарно-тематический план для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа для дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"  (ФГОС третьего поколения). Рабочая программа предназначена для студентов специальностей 110401 "Агрон...

Календарно- тематические планы по алгебре и геометрии 7-9 кл. (авт. учебника-А.Г. Мордкович и др., Л.С. Атанасян и др.)соответсвенно)

Хочу поделиться с коллегами формой календарно - тематического планирования алгебры и геометрии 7-9 кл.   , "услышать"  их мнение....

Календарно-тематический план на 2011-2012 уч.год по английскому языку в 9 классе

Тематическое планирование.Кауфман.9 класс.102 часа...

Календарно- тематические планы по биологии

Тематический план составлен по программе  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Классы 6-9....

календарно-тематические планы по алгебре 7 класс (Макарычев)

Календарно-тематическиое планирование уроков алгебры в 7 классе к учебнику Макарычева Ю.Н. ( 4 часа в неделю)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

открывайте файл, который прикреплен!...