Картотека ИГР с МЯЧОМ для развития РЕЧИ
методическая разработка

Спицына Людмила Александровна

Нетрадиционная форма проведения речевых игр (с мячом, с элементами теории решения изобретательских задач) для формирования словарного запаса и связной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи&n. ... Нетрадиционная форма проведения речевых игр (с мячом, с элементами теории решения изобретательских задач) для формирования словарного запаса и связной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_myachom.docx548.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека по развитию речи

«Игры с мячом».

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/1789fceed194.png


Оглавление

Игра «Кто кем был?»        3

Игра «Обобщающие понятия»        3

Игра с мячом «Животные и их детёныши»        4

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»        4

Игра «Подскажи словечко»        4

Игра «Кто где живёт?»        5

Игра «Мяч бросай и овощи называй»        5

Игра «Кто может совершать эти действия?»        6

Игра «Горячий – холодный»        6

Игра «Из чего сделано?»        6

Игра «Лови да бросай – цвета называй»        7

Игра «Весёлый счет»        7

Игра «Что бывает круглым?»        8

Игра « Хорошо – плохо»        8

Игра  «Чей домик?» или «Кто где живет?»        8

Игра «Я знаю три (четыре, пять…)  названия животных » или  «Я знаю три (четыре, пять…)  имени девочек (пять имен мальчиков) »        9

Игра «Чья голова?»        9

Игра « Четвёртый лишний»        9

Игра «Из чего сделано?»        10

Игра «Скажи ласково»        10

Игра «Составь предложение"        11

Игра «Кто чем занимается? »        11

Игра «Один – много»        11

Игра «Кто может совершать эти движения? »        12

Игра «Что происходит в природе? »        12

Игра «Где мяч? »        12

Игра «Вчера, сегодня, завтра»        13

Игра «Утро, день, вечер, ночь»        13

Игра «Месяцы и их последовательность»        13

Игра «Что за чем?»        14

Игра «Кто кем будет? »        14

Игра «Семья»        15

Игра «Бывает — не бывает»        15

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»        15


  Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                        Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     шкаф – доской

Корова – телёнком                                       велосипед – железом

Дуб – жёлудем                                           рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                         ботинки – кожей

Яблоня – семечкой                                       дом – кирпичом

Лягушка – головастиком                                 сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                     взрослый – ребёнком

   

 Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

 Взрослый -  Дети

 Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

 Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.

 Ягоды -  малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.

 Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.

 Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.

 Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.

 Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

 Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

 Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.

 Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.

 Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.

 Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.

 Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.

 Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.

 Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.


Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.

 Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

 Корова  мычит

 Тигр  рычит

 Змея шипит

 Комар пищит

 Собака лает

 Волк воет

 Утка крякает

 Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

 -Ворона каркает, а сорока?

 Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

 -Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

 -Сова летает, а кролик?

 -Корова ест сено, а лиса?

 -Крот роет норки, а сорока?

 -Петух кукарекает, а курица?

 -Лягушка квакает, а лошадь?

Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

 Взрослый – Дети

 Кто живёт в дупле? – Белка.

 Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

 Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.

 Кто живёт в будке? – Собака.

 Кто живёт в улье? – Пчёлы.

 Кто живёт в  норе? – Лиса.

 Кто живёт в логове? – Волк.

 Кто живёт в берлоге?-  Медведь.

Вариант 2.

 Взрослый – Дети

 Где живёт медведь? – В берлоге.

 Где живёт волк? – В логове.

Вариант 3.

 Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

 

Игра «Мяч бросай и овощи называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды;

Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья;

Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Взрослый – Дети

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

 Взрослый – Дети

 Горячий – холодный

 Хороший – плохой

 Умный – глупый

 Весёлый – грустный

 Острый – тупой

 Гладкий – шероховатый

 Лёгкий -  тяжёлый

 Глубокий – мелкий

 Светлый – тёмный

 Добрый – злой

 

Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 Взрослый -  Дети

 Рукавички из меха – меховые

 Таз из меди – медный

 Ваза из хрусталя – хрустальная

 Рукавички из шерсти – шерстяные

 

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 Взрослый -  Дети

 Красный – мак, огонь, флаг

 Оранжевый – апельсин, морковь, заря

 Жёлтый  – цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный – огурец, трава, лес

 Голубой – небо, лёд, незабудки

 Синий-  колокольчик, море, небо

 Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

 

Игра «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

 Один стол – пять столов

 Один слон – пять слонов

 Один журавль – пять журавлей

 Один лебедь – пять лебедей

 Одна гайка -  пять гаек

 Одна шишка – пять шишек

 Один гусёнок – пять гусят

 Один цыплёнок – пять цыплят

 Один заяц – пять зайцев

 Одна шапка – пять шапок

 Одна банка – пять банок

 Одна пуговица – пять пуговиц

 Одна мыльница – пять мыльниц


 Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: логопед, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

 -что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 -что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 -что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 -что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра « Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и  деревьев,  полезен для земли и будущего урожая, но плохо -  намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 Игра  «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед: Кто живет в дупле?

Дети: Белка.

Кто живет в скворечнике?

Скворцы.

Кто живет в гнезде?

Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака

Кто живет в улье? Пчелы

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк

Кто живет в берлоге? Медведь

Игра «Я знаю три (четыре, пять…)  названия животных » или  «Я знаю три (четыре, пять…)  имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре

Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

 У рыси голова – рысья

 У рыбы – рыбья

 У кошки – кошачья

 У сороки – сорочья

 У лошади – лошадиная

 У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

 

Игра « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 Кабачок, огурец, тыква, лимон.

 Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.


Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Логопед: Рукавички из меха.

Дети:  Меховые.

Тазик из меди. Медный;

Медвежонок из плюша. Плюшевый;

Рукавички из шерсти. Шерстяные;

Стакан из стекла. Стеклянный;

Ваза из хрусталя. Хрустальная.

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Игра «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

 Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — шапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

 Кукла — куколка, свекла — свеколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

 Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — перышко, стекло — стеклышко.

Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей,  произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»).

Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

Игра «Кто чем занимается? »

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель –

Дети: строит;

повар (варит (готовит) ;

носильщик (носит);

чертежник (чертит);

рабочий (работает);

уборщица (убирает);

 художник (рисует) и т. д.

Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

 Стол – столы                             стул – стулья

 Гора – горы                              лист – листья

 Дом – дома                               носок – носки

 Глаз – глаза                             кусок – куски

 День – дни                               прыжок – прыжки

 Сон – сны                                гусёнок – гусята

 Лоб – лбы                                тигрёнок – тигрята

Игра «Кто может совершать эти движения? »

Кто и что — летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед:  Идет –

Дети:  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Логопед: Бежит –  

Дети: Человек, животное, ручей, время;

Логопед: Летит – 

Дети:  Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма;

Логопед: Плывет –

Дети:  Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако.

Игра «Что происходит в природе? »

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример:

Тема «Весна»

 Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет.

Ручьи — что делают? Бегут, журчат.

Снег — что делает? Темнеет, тает.

Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни.

Капель—  что делает? Звенит.

Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

       Игра «Где мяч? »

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры.

Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет,

Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

 • Что ты делал утром?

• Что ты делал вечером?

 Варианты. 1. «Назови «соседей» утра».

2. «Сначала вечер, а потом?. »

3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем...)

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает —

Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март».  Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша! ». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет

Каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею? ». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов:  «Зима. А что за нею? » — «Весна. А что за нею? »

 «Сколько месяцев в году? » «Назовите летние месяцы».

«Назовите первый месяц весны».  «Назовите последний месяц зимы».

«С какого месяца начинается осень?»

 «Каким месяцем заканчивается осень? »

Игра «Кто кем будет? »

Знаем мы с тобой о том,

Что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо,

цыпленок,

мальчик,

желудь,

семечко,

икринка,

гусеница,

мука,

железо,

кирпич,

ткань,

ученик,

больной,

 слабый» и т. д.

Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».


Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я,

Если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

Примерные вопросы:

• Кем ты доводишься маме и папе?

 • Кто ты для бабушки и дедушки?

• У тебя сестра или брат?

• Назови двоюродных братьев и сестер.

• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

• А ты кто для них?

Игра «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет?

Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

 Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели —

Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда»

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста

Игра - является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Развитие всех высших психических функций, в т.ч речи, активно происходит именно в процессе игры....

картотека пальчиковых игр по развитию речи

картотека пальчиковых игр по развитию речи по различным лексическим темам, средняя группа...

Картотека индивидуальных заданий по развитию речи для детей младшего возраста

1.    Закреплять навыки словоизменения и словообразования.§  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.§  Образование существительных множеств...

Игры с мячом для развития речи детей

Картотека игр  для раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, которые могут использовать воспитатели, учителя-логопеды и родители для развития речи детей....

Буклет для родителей "Игры с мячом для развития речи"

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: Буклет для родителей "Игры с мячом для развития речи"...

Игры с мячом, способствующие развитию речи

Применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми даёт положительные результаты, являясь эффективным приёмом формирования у дошкольников правильных...